я

Как во городе было, во Казани...

kazan

464 года назад, 2 октября 1552 года, 150-тысячное русское войско штурмом взяло Казань. Казанское ханство было уничтожено, а его территория вошла в состав России. Этот день можно считать первой вехой на пути превращения Русского царства в великую евразийскую империю - крупнейшую державу планеты, а возможно и всей Вселенной, если земная цивилизация в ней уникальна.

Сокрушив сильнейшего врага на востоке, Россия открыла себе путь "встречь Солнцу" - на Урал, в Сибирь и далее - вплоть до Тихого океана. Началась эпоха "русской конкисты", только, в отличие от испанских и португальских конкистодоров, русским удалось удержать новые земли и инкорпорировать в имперский суперэтнос их коренное население.

По понятным причинам, 2 октября не отмечается как государственный праздник и день воинской славы России. Однако, вовсе не желая ущемить или обидеть татар и отдавая должное их мужеству в отстаивании своей независимости, я считаю, что нельзя забывать об этой дате и преуменьшать ее значение. Кстати, тема битвы за Казань, по-моему, могла бы стать отличным сюжетом для грандиозного исторического блокбастера. Жаль только, что режиссеров, способных осилить такой проект, пока не видно.

На заставке - русское войско у стен Казани. Эскиз панно для оформления Казанского вокзала Москвы, сделанный Николаем Рерихом. Далее - картины российских художников, посвященные последнему акту противостояния Русского царства и Казанского ханства.

defence01

"Битва за Казань" - эпическое полотно современного казанского живописца Ильяса Файзуллина.

1031_mainfoto_01

Главным и едва ли не единственным сюжетом у российских художников-академистов XVIII-XIX веков, обращавшихся к теме покорения Казанского ханства, было изображение того, как население города униженно изъявляет покорность царю Ивану-IV. О том, что такие картины оскорбительны для "инородцев", в те времена не задумывались. Слева - типичный образчик подобного творчества - картина Г.И.Угрюмова "Взятие Казани", 1800 год.
Сейчас рисуют совсем по-другому: Справа - картина Ильяса Файзуллина "Правительница Казани Сююмбике в плену у Ивана Грозного".

10050_big_1363602449

Еще один рисунок, на котором татарские мурзы стоят на коленях и преклоняют бунчуки перед царем Иваном. Автор А.Д. Кившенко, 1880 год.

1401122855_3

А это картина П.М. Шамшина "Вступление Иоанна-IV в Казань", 1890 год. Царю преподносят ханскую золотую шапку и приводят пленных, а его конь ступает по брошенному ему под ноги татарскому знамени. В то же время жители Казани, не желающие сдаваться, бросают вниз детей и сами выбрасываются из окон, но на это никто не обращает внимания.

Осада Казани (1)

Сюжеты современных художников более разнообразны: картина В. Бодрова "Осада Казани в 1552 году".

1__upload_iblock_5e5_5e55c434489c7c372728e0976c077965

Картина члена Российской Академии художеств Фирината Халикова "Последний бой у ханского дворца". В центре с Кораном изображен имам Кул Шариф, погибший в битве за Казань. Сейчас его именем названа крупнейшая казанская мечеть, открытая в 2005 году.
.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
-Кстати, тема битвы за Казань, по-моему, могла бы стать отличным сюжетом для грандиозного исторического блокбастера.

Иван Грозный разве что.
НУ вообще давно пора снять дамский сериал серий на 150 про нелегкую жизнь Сююмбеки. Правда девушке с политикой не повезло.

Наш ответ на Великолепный век :-)
Да, в общем-то, вся эпоха - сплошной материал для исторических фильмов. По сути, ведь опричники были современниками Ла Моля и совсем чуть-чуть разошлись во времени с мушкетёрами. Но почему-то, в общественном сознании, когда речь идёт о Франции XVI-XVII веков - "все ходят в роскошных кружевах, красивые бабы с вырезами до пупа, "Пора-пора-порадуемся кубку и клинку", чистенькие мощённые улочки без единой лужи и всё такое". А если о России тех же лет - "Кровавый царь сидит в сарае посреди непролазной грязи, и жрёт человечину. Все вокруг одеты в какие-то овчины, испражняются под себя и лижут задницу царю. Погожих дней не бывает в принципе - дождь идёт всегда. Всё серое и противное".
На материале эпохи Грозного можно снять 10 "Фанфан-Тюльпанов", 15 "Трёх мушкетёров", 25 "Анжелик" и ещё на пару "Великолепных веков" останется.
Кстати, а 150- тыс войско - это вообще реально? В смысле - возможно хотя бы теоретически? Где-то читал, что под Полоцк Грозный привёл 40 тыс., включая "посоху", и это было вообще всё, что можно было двинуть в поход
А что принципиально изменилось к началу 19 века, когда Наполеон двинул в поход на Россию 600 тысяч?
Население Руси к середине 16 века в тогдашних границах составляло примерно 6,5 миллионов. Плюс Дон, Касимовское ханство, марийцы, мордва, удмурты и т.д. Мобилизовать 150 тысяч на время похода, по-моему, было вполне реально.
В самой Казани день Памяти отмечается все-таки 15 октября.
Отношение к событию как к однозначно Трагедии. Но причинно-следственная обвязка как будто бы эволюционировала. Если в 1991м это была риторика "пришел злобный урус и злодейски уничтожил процветающее государство", то скажем к 2000му это было "татары сами просрали свой исторический шанс и государственность". Мне запомнилось именно так. Хотя, возможно, это искажение личной памяти: восприятие мира от 8 до 17 лет тоже проходит сущнственную эволюцию.

Полагаю, единственная польза, которую можно извлечь из той трагедии извлечь сегодня - это Урок и Предупреждение. В том смысле, что падение Казани - это уже конец Татарского Мира. Астрахань с Сибирью падут позже, но в результате куда меньших усилий из-вне. А Касимов и Крым к тому времени уже давно переориентировались на "сильных политических партнеров".

Но фундамент под трагическую утерю гос.сувернитета закладывался куда раньше - еще в момент, когда "в результате кризиса и сепаратистских настроений" распалась Золотая Орда - держава раскинувшаяся от Черного Моря до Сибири. Насколько помню, российская историография изучает данные события лишь в контексте "Куликовская битва! Ура! Не платим больше дань татарам!". А зря. Сильно напрасно фокусироваться лишь на внешних, периферийных признаках далекоидущих событий, самое интересное было внутри. А внутри происходили эпических масштабов терки между ханом Тохтамышем и Идегеем. По случаю даже одноименный эпос сочинили - "Идегей". Пока читаешь, там столько аллюзий на другую "геополитическую катастрофу XX века" набирается...

Собственно после распада ЗО какое-то время было тихо. Успешного проекта "собирателя земель" не нарисовалось. Осколки страны ссорились и интриговали, некоторые вроде Касимовского и Крымского ханства переходили в сферы влияния ближайших держав. Чуть позже борьба про-Западных и про-Восточных партий разгорелась и в Казани. И уже потом была и чехарда с ханами, и 8 русских походов за 30 лет последних лет на Казань (успешным стал лишь 9ый), и вывоз стратегических запасов пороха накануне Шах-Али, и строительство чужеземной военной базы буквально под столицей, и резня 1552 - как вишенка на торте...
То есть про систематические набеги за ясырем на Русь не упоминалось вовсе? Злой урус пришёл исключительно в силу своей злобности?
Это тренд: "а нас за шо ?", современный историк из Киево-могилянки легко обнаружит связь протоукров с татарами, которые несли исключительно lux orientum клятой Московии. Темир Алалыкович Шибаев, захвативший в плен Дивей-мурзу в битве на Молодях объявляется криптомоскалём, ветераны "Идель-Урал" поют хором песни, а геральдические татарские драконы объявляются толерантным символом вегетарианства. Термин "сирота казанская" будет символизировать не то что сейчас, а одновременно холодомор и холокост татарского народа.
Крайними сделают бурятов, обнаружив происхождение москалей именно от них.
Если "злого уруса" интересовали в первую очередь систематические набеги, то походы были бы направлены в первую очередь на Крым. Можете сами посмотреть на карту, почему в области поставки рабов Казань Крыму ни разу не конкурент. На деле же, геополитика однозначно указывала в сторону Казани.
О том, что такие картины оскорбительны для "инородцев", в те времена не задумывались

Она и для русских оскорбительна. Что это за римские легионеры и валет бубей в роли Ивана Грозного? :)
(Anonymous)
Один из эпизодов в противостоянии с османами.
Про османов тогда на Руси знали только понаслышке от заезжих греков.
(Anonymous)
А Гиреи тогда кто и откуда?
Да и Астрахань чутка позже кто осаждал?
> Этот день можно считать первой вехой на пути превращения Русского царства в великую евразийскую империю - крупнейшую державу планеты, а возможно и всей Вселенной, если земная цивилизация в ней уникальна.

Вы сегодня особенно державны.)
Полотно Ильяса Файзуллина
Обращают на себя внимание лица сражающихся. Художник - татарин, однако, с высоты дня сегодняшнего видит пользу от пребывания Татарстана в составе Российской империи. Поэтому на его картине нет отрицательных персонажей. Лица русских эпически мужественны. А в лицах татар читается горькая обречённость.
Re: Не является днём воинской славы
А зря не является. Я так скажу (нечто похожее я писал в своё время про Гангут и шведов): день взятия Казани - день воинской славы как победителей-русских, так и проигравших-татар (сопротивлявшихся вполне достойно). Тем более, что в конечном итоге выиграли оба народа.

И потом, мы же чтим память о Куликовской битве - а там ведь те же самые противники сошлись. Иван Грозный взял реванш за 1240 год, не более. А что вёл себя с побеждёнными по-средневековому, так и века были средние :))
Re: суперэтнос
Это Вы верно подчеркнули: именно СУПЕРэтнос. Народы Азии ни в малейшей степени не растворились в русском этносе, сохранив свою традиционную культуру и религию. И в то же время быстро научились извлекать пользу из своего нового положения. Как говорится, "русские варвары" врывались в аулы и кишлаки и везде оставляли после себя больницы, школы и университеты. Кстати, в феврале 1917 года именно инородцы проявили более всего верноподданнических чувств.