я

Трехкрылый нелетун

89777966

Ровно 115 лет назад, 3 октября 1901 года, состоялось неудачное испытание летательного аппарата, созданного одним из предшественников братьев Райт - 65-летним австрийским инженером Вильгельмом Крессом. Аэроплан Кресса, который он назвал "Драхенфлигер" - "Летающий дракон", имел три крыла, установленные друг за другом, и опирался на два длинных алюминиевых поплавка, чтобы взлетать с воды. Таким образом, его можно считать первым в мире гидропланом.

Кресс сделал свой аппарат "водоплавающим", так как он считал, что в случае аварии падение в "мягкую" воду менее опасно, чем удар об землю. Одно из крыльев могло менять угол атаки, играя роль руля высоты. Самолет приводил в движение двигатель "Даймлер", вращавший посредством ременных передач два больших винта. Изобретатель заказал на фирме "Даймлер-Моторен-Гезельшафт" бензиновый мотор, который должен был весить не более двух центнеров и развивать мощность 30 лошадиных сил. Однако фирма с задачей не справилась. Получившийся у нее мотор требуемой мощности весил не 200, а целых 380 кг.

Тяжелый "движок" потребовал более массивных креплений, в результате общая масса аэроплана превысила проектную на 250 кг,. "Драхенфлигер" который должен был весить 600 килограммов, потяжелел до 850, а с бензином, маслом, водой для охлаждения двигателя и пилотом - почти до тонны. Таким образом, на одну лошадиную силу приходилось более 30 кг взлетной массы. Это сделало возможность полета весьма призрачной, но Кресс, все же, решил попробовать. Несмотря на свой солидный возраст, он лично занял место в кабине, запустил мотор и начал разбег по водной глади венского озера Нойзидлерзее.

Аэроплан пересек акваторию из конца в конец, но так и не смог оторваться от воды. Тогда Кресс заложил вираж, чтобы попытаться взлететь в противоположном направлении, но при этом "Дракон" накренился, чиркнув крыльями и одним из винтов по воде. Плоскости и винт мгновенно разлетелись вдребезги, а их обломки вспороли полотняную обшивку фюзеляжа и разрушили второй пропеллер. Расчет на "мягкость" воды оказался ошибочным. Однако поплавки уцелели и самолет не затонул. Его взяли на буксир и катером оттащили к берегу. Сам изобретатель почти не пострадал, отделавшись лишь "холодным душем" и небольшими ушибами.

Возможно, Крессу даже повезло, что аэроплан так и не взлетел, поскольку аэродинамическая схема "Драхенфлигера" с отсутствием управления по крену делала его абсолютно неустойчивым в полете. Поднявшись в воздух, такой аэроплан неизбежно опрокинулся бы и рухнул, а последствия падения могли оказаться весьма плачевными. В дальнейшем Кресс начал постройку нового аппарата, но нехватка средств помешала ее завершить. И ему на старости лет оставалось только наблюдать за полетами своих более успешных последователей. Скончался он в 1913 году.

На заставке - раскрашенное фото аэроплана Кресса перед началом испытаний. Как видно, для его спуска на воду была проложена временная рельсовая колея.

kress02_1000
Чертеж гидроплана Кресса. Непонятно, зачем автор оснастил его двумя такими большими рулями поворота, расположив их один над другим.

24167099112_eb2a1b00f8_b

Вильгельм Кресс, неизвестный австрийский офицер и "Дракон" на берегу Нойзидлерзее.

12394704

Последствия попытки взлета "Летающего дракона", который, к огорчению его создателя, оказался нелетающим.


   
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
всегда интересно смотреть пионерские конструкции. сейчас 5летний ребенок на просьбу нарисовать самолет выдаст каля баля классической схемы, настолько она всем очевидна. И мы забываем что до этой очевидности люди шли десятилетия через неудачи и трупы
При этом руководствовались, в основном, интуицией. Отсюда такое разнообразие диковинных свинтопрульных аппаратов.
Я не специалист, но мне кажется, что с таким "профилем" крыла вообще подъёмной силы не может быть?
Профиль там, как раз, нормальный - выпукло-вогнутый.
Хотелось бы , почтенный мэтр, добавить парочку фактов к Вашему посту.Во-первых, Вильгельм Кресс родился в С.-Петербурге, в некоторых изданиях его даже именуют Василий(что соответствует Вильгельму),начинал свою карьеру столяром-мебельщиком, Венский политехникум закончил уже в достаточно зрелом возрасте.Второй факт еще любопытней.Деньги на аэроплан собирали по подписке, так вот самую большую сумму пожертвовал кайзер Франц-Иосиф, известный своей прижимистостью и неприятием новомодных технических штучек.Чудеса...