я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Довольно своеобразные крейсера. Гарвеевский пояс аж в 300 миллиметров, при довольно слабом вооружении из пары 9-дюймовок и восьми 5,5-дюймовок. Смахивает на попытку произвести этакий быстроходный/мореходный броненосец береговой обороны.
У него автономность - 6500 миль. Многовато для ББО. :)
Так и говорю - получился у них какой-то странный гибрид. Вооружение и защита типичного ББО, но со скоростью и мореходностью крейсера.

Интересно было бы изучить их ход мысли. Зачем они захотели аж 300-мм пояс на крейсере? Причем он ведь почти наверняка получился узким...
В порядке бреда. Возможно, гипертрофированная "германская" логика. "Наши корабли в подавляющем большинстве случаев будут оказываться в ВОПИЮЩЕМ меньшинстве, поэтому живучесть любой ценой".
Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт. И пытались соорудить этакие микросуперлинкоры под влиянием "Италии" и "Лепанто". Во всяком случае схема бронирования "Инфанты Марии-Терезы" -



- отдает по "голым" бортам и избыточно тяжелым орудиям сходством с творениями Брина.
Да, "Мария Терентьевна" была бронепалубной, но на более поздних крейсерах типа "Сиснероса", хотя они и считаются однотипными, уже был толстый броневой пояс. На этой схеме его нет, поэтому я не стал вставлять ее в заметку.
>Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт.

Английский. крейсера типа "Орландо" - английское более дешевое развитие "колониального броненосца 2го класса" ака Имперьюз и Уороспайт (прототипы нашего "Адмирала Нахимова")

Вот "Орландо" это более дешевая (по проекту) и более универсальная версия - и для станций и для эскадр.

Испанцы запроектировали "сбалансированный флот" - две эскадры по три броненосных крейсера типа "Инфанта Мария Терезия" - и "быстроходный крейсер при них" - тот самый "Карлос Синко".

Типичная конструкция Барнаби - узенький пояс по ватерлинии (0,6м над водой по проекту) плоская палуба без скосов (у итальянцев начиная с Италии палубы выпуклые) и мощные траверзы.

Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т.
(посмотрев) Пишут, что это вторая производная от "Орландо" (схемы идентичны, тот же солидный бронепояс порядка полуметра над водой), которые позиционировались как антирейдеры/хранители торговли. При этом собственно "Орландо" строились на основе бронепалубников "Ривер". Т.е., насколько я понимаю, это, по сути, именно бронепалубник, но с практически неуязвимой для противников цитаделью в качестве дополнительной опции.

Edited at 2016-10-28 08:06 pm (UTC)
(Anonymous)
Если бы это были мини Лепанто то там бы стояли как минимум 280-305 а то и поболе. 2 240мм это совершенно недостаточно для бронесного крейсера 02-04 годов выпуска.Подавляющее большинство образцов были уже существенно сильнее.
Да, непонятно, с кем они собирались на этих крейсерах воевать. Разве что, с португальцами или с латиноамериканцами, по старой памяти. :)
Вообще говоря с немцами) Серию "Инфант Марий-Терез" спроектировали заместо планировавшихся систер-шипов "Пелайо" когда поцапались с немцами из-за колоний в 1885. Предполагалось, что они должны будут отпугивать немецкие крейсера - которых на тот момент без особого труда могли бы напугать и безбронные крейсера Ренделла - от колоний.
Ну в теории мы имеем неуязвимые машины и механизмы в бою с другими броненосными крейсерами, что весьма полезно в том числе в плане действия вдали от баз, что-б не оказаться в середине океана с поврежденными машинами.
Вооружение, кстати, вполне как у большинства броненосных крейсеров.
Собственно, проект - развитие "Инфанты Марии Терезы" (которая, кстати, тоже имела толстенный пояс)...

Но вообще испанцы со своими крейсерами мудрили. Тот же "Эмперадор Карлос V" - вообще какой-то дикий гибрид по защите. Толстенная палуба (15 см на скосах!), перед которой узенький и тоненький 5 см пояс (на практике, он еще и двуслойный, т.е. от чего защищал - непонятно). Над поясом дыра (просто дыра), а над ней - такой же толщины бронирование батареи. И две 11-дюймовки в барбетах.

Edited at 2016-10-28 07:52 pm (UTC)
>Зачем они захотели аж 300-мм пояс на крейсере?


Это же нормально на кораблях с бронированием из компаунда и сталежелезной брони. Спроектированы то они были под такую броню

На нашем Нахимове там 254мм, у первого "Рюрика" столько же. У французских колониалов типа Вобан и Дюгесклен 254мм, да ладно это старье - у германского "Фюрст Бисмарк" как раз 250мм причем ранней крупповской :-)
(Anonymous)
Это не внучек ли кардинала командовал республиканской авиацией и разъём Сталина на бабки ?
Если учесть, что великий инквизитор Франсиско Хименес де Сиснерос, в честь которого назван корабль, жил в 15-16 веках, то вряд ли внучек. :)
Повезло морякам, что поблизости оказались рыболовецкие суда. Радует, что никто не погиб. Любопытно, правда, как успели выскочить наружу люди из котельного и машинного отделений, если они "почти сразу оказались затопленными"? Сколько времени длилось это "почти"? И разве затопленные отделения не перекрывались сразу же водонепроницаемыми переборками?
> Любопытно, правда, как успели выскочить наружу люди из котельного и машинного отделений, если они "почти сразу оказались затопленными"? Сколько времени длилось это "почти"?

Котельное отделение затапливалось около 8 минут. Машинное чуть дольше. Крейсер остановился через 10-15 минут после аварии.

Крейсера типа "Каталунья" к которым принадлежал "Сиснерос" это вторая серия кораблей типа "Инфанта Мария Терезия" спроектированных в 1887 году на основе британского проекта крейсеров типа "Орландо" (спроектированы в 1882-83 гг :-)

ТОГДА не было автоматических водонепроницаемых дверей. Их закрывали по тревоге вручную, смотри гибель броненосца Виктория в 1893м, его проектировал тот же Барнаби.


Как-то вот успели. Как говорится в известном фильме, "жить захочешь - еще не так раскорячишься!" :)
А переборки, возможно, никто и не закрывал. Там была такая спешка, что капитан, его помощник и штурман даже забыли забрать судовые документы.
Да, тут один из Ваших френдов только что любезно сообщил мне, что автоматических водонепроницаемых переборок на "Кардинале де Сиснеросе" не было.
Автоматических, конечно, в те времена еще не было, вручную закрывали.
Автоматические двери межотсечные как раз появились на рубеже 19 и 20 века (на том же Титанике они были как раз, а до него на четверке типа "Адриатик", на американских броненосцах и больших крейсерах как раз то же появились после 1898 года где то так.) Но на испанские корабли их не установили.