я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
promo 4 07:07 48
Buy for 30 tokens
Новые аэрбасы - как компьютерная игра. Изображение с хвоста транслируется прямо на монитор кресла спереди. Наблюдаешь, как гигантская туша разгоняется, взлетает, набирает высоту, неторопливо кренится для поворота, и древний пещерный человек где-то глубоко внутри меня не верит, что всё это реально.…
Довольно своеобразные крейсера. Гарвеевский пояс аж в 300 миллиметров, при довольно слабом вооружении из пары 9-дюймовок и восьми 5,5-дюймовок. Смахивает на попытку произвести этакий быстроходный/мореходный броненосец береговой обороны.
У него автономность - 6500 миль. Многовато для ББО. :)
Так и говорю - получился у них какой-то странный гибрид. Вооружение и защита типичного ББО, но со скоростью и мореходностью крейсера.

Интересно было бы изучить их ход мысли. Зачем они захотели аж 300-мм пояс на крейсере? Причем он ведь почти наверняка получился узким...
В порядке бреда. Возможно, гипертрофированная "германская" логика. "Наши корабли в подавляющем большинстве случаев будут оказываться в ВОПИЮЩЕМ меньшинстве, поэтому живучесть любой ценой".
Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт. И пытались соорудить этакие микросуперлинкоры под влиянием "Италии" и "Лепанто". Во всяком случае схема бронирования "Инфанты Марии-Терезы" -



- отдает по "голым" бортам и избыточно тяжелым орудиям сходством с творениями Брина.
Да, "Мария Терентьевна" была бронепалубной, но на более поздних крейсерах типа "Сиснероса", хотя они и считаются однотипными, уже был толстый броневой пояс. На этой схеме его нет, поэтому я не стал вставлять ее в заметку.
>Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт.

Английский. крейсера типа "Орландо" - английское более дешевое развитие "колониального броненосца 2го класса" ака Имперьюз и Уороспайт (прототипы нашего "Адмирала Нахимова")

Вот "Орландо" это более дешевая (по проекту) и более универсальная версия - и для станций и для эскадр.

Испанцы запроектировали "сбалансированный флот" - две эскадры по три броненосных крейсера типа "Инфанта Мария Терезия" - и "быстроходный крейсер при них" - тот самый "Карлос Синко".

Типичная конструкция Барнаби - узенький пояс по ватерлинии (0,6м над водой по проекту) плоская палуба без скосов (у итальянцев начиная с Италии палубы выпуклые) и мощные траверзы.

Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т.
(посмотрев) Пишут, что это вторая производная от "Орландо" (схемы идентичны, тот же солидный бронепояс порядка полуметра над водой), которые позиционировались как антирейдеры/хранители торговли. При этом собственно "Орландо" строились на основе бронепалубников "Ривер". Т.е., насколько я понимаю, это, по сути, именно бронепалубник, но с практически неуязвимой для противников цитаделью в качестве дополнительной опции.

Edited at 2016-10-28 08:06 pm (UTC)
(Anonymous)
Если бы это были мини Лепанто то там бы стояли как минимум 280-305 а то и поболе. 2 240мм это совершенно недостаточно для бронесного крейсера 02-04 годов выпуска.Подавляющее большинство образцов были уже существенно сильнее.
Да, непонятно, с кем они собирались на этих крейсерах воевать. Разве что, с португальцами или с латиноамериканцами, по старой памяти. :)
Вообще говоря с немцами) Серию "Инфант Марий-Терез" спроектировали заместо планировавшихся систер-шипов "Пелайо" когда поцапались с немцами из-за колоний в 1885. Предполагалось, что они должны будут отпугивать немецкие крейсера - которых на тот момент без особого труда могли бы напугать и безбронные крейсера Ренделла - от колоний.
Ну в теории мы имеем неуязвимые машины и механизмы в бою с другими броненосными крейсерами, что весьма полезно в том числе в плане действия вдали от баз, что-б не оказаться в середине океана с поврежденными машинами.
Вооружение, кстати, вполне как у большинства броненосных крейсеров.
Собственно, проект - развитие "Инфанты Марии Терезы" (которая, кстати, тоже имела толстенный пояс)...

Но вообще испанцы со своими крейсерами мудрили. Тот же "Эмперадор Карлос V" - вообще какой-то дикий гибрид по защите. Толстенная палуба (15 см на скосах!), перед которой узенький и тоненький 5 см пояс (на практике, он еще и двуслойный, т.е. от чего защищал - непонятно). Над поясом дыра (просто дыра), а над ней - такой же толщины бронирование батареи. И две 11-дюймовки в барбетах.

Edited at 2016-10-28 07:52 pm (UTC)
>Зачем они захотели аж 300-мм пояс на крейсере?


Это же нормально на кораблях с бронированием из компаунда и сталежелезной брони. Спроектированы то они были под такую броню

На нашем Нахимове там 254мм, у первого "Рюрика" столько же. У французских колониалов типа Вобан и Дюгесклен 254мм, да ладно это старье - у германского "Фюрст Бисмарк" как раз 250мм причем ранней крупповской :-)
(Anonymous)
Это не внучек ли кардинала командовал республиканской авиацией и разъём Сталина на бабки ?
Если учесть, что великий инквизитор Франсиско Хименес де Сиснерос, в честь которого назван корабль, жил в 15-16 веках, то вряд ли внучек. :)
Повезло морякам, что поблизости оказались рыболовецкие суда. Радует, что никто не погиб. Любопытно, правда, как успели выскочить наружу люди из котельного и машинного отделений, если они "почти сразу оказались затопленными"? Сколько времени длилось это "почти"? И разве затопленные отделения не перекрывались сразу же водонепроницаемыми переборками?
> Любопытно, правда, как успели выскочить наружу люди из котельного и машинного отделений, если они "почти сразу оказались затопленными"? Сколько времени длилось это "почти"?

Котельное отделение затапливалось около 8 минут. Машинное чуть дольше. Крейсер остановился через 10-15 минут после аварии.

Крейсера типа "Каталунья" к которым принадлежал "Сиснерос" это вторая серия кораблей типа "Инфанта Мария Терезия" спроектированных в 1887 году на основе британского проекта крейсеров типа "Орландо" (спроектированы в 1882-83 гг :-)

ТОГДА не было автоматических водонепроницаемых дверей. Их закрывали по тревоге вручную, смотри гибель броненосца Виктория в 1893м, его проектировал тот же Барнаби.


Как-то вот успели. Как говорится в известном фильме, "жить захочешь - еще не так раскорячишься!" :)
А переборки, возможно, никто и не закрывал. Там была такая спешка, что капитан, его помощник и штурман даже забыли забрать судовые документы.
Да, тут один из Ваших френдов только что любезно сообщил мне, что автоматических водонепроницаемых переборок на "Кардинале де Сиснеросе" не было.
Автоматических, конечно, в те времена еще не было, вручную закрывали.
Автоматические двери межотсечные как раз появились на рубеже 19 и 20 века (на том же Титанике они были как раз, а до него на четверке типа "Адриатик", на американских броненосцах и больших крейсерах как раз то же появились после 1898 года где то так.) Но на испанские корабли их не установили.