я

Авоськи против линкоров

f91501f9f5-SAM_1358e (2)

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года 20 английских палубных самолетов с авианосца "Илластрис", из которых 12 несли торпеды, а остальные - фугасные и осветительные бомбы, нанесли удар по итальянскому флоту, стоявшему в гавани Таранто. В результате от торпедных попаданий лег на грунт линкор "Конте ди Кавур", а еще два линкора - "Кайо Дуилио" и "Литторио" получили серьезные повреждения и отправились в ремонт на полгода.  Кроме того, тяжелый крейсер "Тренто" и два эсминца были повреждены бомбами.

В этом рейде, помимо того что он стал первым крупным боевым успехом палубных торпедоносцев, примечательны два момента. Во-первых, мощная система ПВО Таранто, состоявшая из 80 аэростатов заграждения, 101 зенитного орудия и 193 пулеметов, не считая корабельных зениток, сумела сбить всего два самолета, хотя англичане изначально предполагали, что потери будут гораздо серьезнее и могут составить до половины участников налета.

А во-вторых, Таранто атаковали морально устаревшие бипланы Фэйри "Суордфиш". Из-за обилия межкрыльевых стоек и расчалок они выглядели столь архаично, что еще до войны получили у летчиков шутливое прозвище Stringbag - "авоська". Максимальная скорость "авосек" едва превышала 220 км/ч, а с торпедой или с бомбами она была еще меньше. Однако ничего лучшего англичане на тот момент не имели. Более современные палубные торпедоносцы "Барракуда" начали поступать на вооружение Королевских ВМС только в 1943 году.

Посылая тихоходные "этажерки" в ночную атаку на хорошо защищенную гавань, британское командование шло на большой риск, но он оказался оправданным. Выведение из строя сразу трех из шести имевшихся у Италии линкоров резко изменило в пользу англичан соотношение сил в Средиземноморье. Конечно. жаль, что нашим торпедоносцам, несмотря на имевшуюся у них более современную технику, ни разу не удалось ничего подобного. Крупные боевые корабли они, к сожалению, топили только в кинофильмах.

CV 87 Illustrious 1940
Британский авианосец "Илластрис". Корабль прошел всю войну, отметившись в Средиземном море, в Атлантике, Индийском и Тихом океанах. Весной 1945-го у Окинавы получил повреждение от камикадзе, но был восстановлен и прослужил до 1954 года.

BB
Итальянский линкор "Литторио". Во время атаки на Таранто он получил три торпедных попадания и частично затонул, но через некоторое время был поднят и отремонтирован. В 1946 году его по репарациям передали США, но американцам после войны свои линкоры девать было некуда, поэтому бывший "Литторио", переименованный к тому времени в "Италию", разобрали на металл.

e5ef7e8f8280b28351ee7d796eca4662

"Илластрис" на ходу.

fairey-swordfish-torpedo-bomber-1943-7-20-hms-activity-iwm-a18271

Подъем "Суордфиша" со сложенными крыльями с ангарной на полетную палубу авианосца.

Без названия

Доставка торпеды к самолету на тележке-подъемнике.

Swordfish_VL_Jul2013_BW

"Суордфиш" в полете.

Без названия (1)

"Суордфиш" заходит на посадку, готовясь зацепить крюком трос аэрофинишера.

9_42
"Суордфиш" с авианосца "Илластрис" - участник налета на Таранто.

Battle_of_Taranto_map-ru

Схема атаки Таранто английскими бомбардировщиками и торпедоносцами.

126

Затонувший линкор "Конте ди Кавур".

CapturedSwordfish4A_Taranto2

Один из двух сбитых "Суордфишей", поднятый итальянцами со дна бухты Маре-Гранде.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Если бы скорость самолетов была выше точность бомбометания была бы ниже. Ну и потери самолетов тоже. А этажерность вообще к делу отношения не имеет

На точность попадания торпед скорость их сброса не влияет.
В детстве нам с братом купили по сборной модельке этих бипланов (донецкого завода). Собирал с отцом, поскольку куча расчалок и т.д. - довольно сложно было. Как было в самом начале - декали на голую пластмассу. Сейчас от него остался руль направления в коробке на даче :)

З.И. А вот "Барракуду" сам собирал, но тогда мне лет 8 уже было.
Ахтунг, зрада.

На головной картинке "Свордфиш" с торпедой атакует линкор типа "Нельсон" в гавани Таранто.

Нам все врали про вторую мировую!!!!! Три башни в носу и пирамида шестидюймовых в корме, надстройка сдвинута в корму - это либо Нельсон либо Родни!!!!!

Бллиииин - за ним "Тирпиц" или "Бисмарк" - все необычайнее и необычайнее....

Edited at 2016-11-12 10:40 am (UTC)
> Однако ничего лучшего англичане на тот момент не имели

"Альбакоры" имели, то же биплану - немного превосходили Свордфиши в скорости но крепко уступали в маневренности. Да еще потяжелее.


А главное британские торпеды в 1940-41м можно было сбрасывать только на скорости не более 170 км/ч. Иначе она получала повреждения при сбросе или ломалась пополам.


Так что какой смысл летать быстрее? (в конце 1941 в части поступят торпеды что можно было сбрасывать на скорости 250-270 км/ч, а в 1942м - цифру доведут до 330-340 и так продержаться всю войну, более "скоростные" торпеды примут уже после войны для нового поколения торпедоносцев. Ну или будут кидаться мюриканскими "Блисс-Левит"

////////////А главное британские торпеды в 1940-41м можно было сбрасывать только на скорости не более 170 км/ч. Иначе она получала повреждения при сбросе или ломалась пополам.

Это не так. 18-дюймовая авиационная торпеда Mark XI, принятая на вооружение в 1936 году, имела максимально допустимую скорость сброса 278 км/ч и максимальную высоту сброса - 30 м. Именно такие торпеды (а также - их усовершенствованный вариант Mark XII, принятый на вооружение в 1938 году) вешали под "Суордфиши".
На фото "Подъем "Суордфиша" со сложенными крыльями с ангарной на полетную палубу" - кто угодно, но только не представитель типа "Иластриес". Мне кажется, кто-то из эскортников британской постройки - "Наирана" какая-нибудь, или "Кампания".
Итальянцы сначала настаивали, что был повреждён только один линкор, без человеческих жертв, и сбито 6 английских самолётов.

По английским сводкам успехи были выше: выведены из строя один линкор класса "Литторио" и два - класса "Кавур"; также повреждены два крейсера и два вспомогательных судна.
У Драбкина в книге про бомбардировщиков эффективность По-2 была оценена на второе место ,после Ил-2, из всех советских ударных машин.Тоже ночник.
Я знаю, что по выживаемости он на первом месте с большим отрывом, а насчет эффективности - вопрос спорный. По какой методике ее рассчитывали?
Даже если советским торпедоносцам ничего подобного не удавалось - за наших союзников стоит порадоваться. Как за потопленные фашистские корабли, так и за малые потери. И это - на устаревших самолётах!

А кстати, почему фашисты не сумели нанести англичанам больших потерь? С чем это связано?
Стреляли плохо, мазали постоянно. Раздолбаи, одним словом.