я

Штука в штанах

Ju87A-1

Ровно 80 лет назад, 21 ноября 1936 года из сборочного цеха завода фирмы "Юнкерс" в Дессау выкатили первый серийный экземпляр пикирующего бомбардировщика Ju.87A-1 Stuka. Stuka ("Штука") - сокращение от Sturzkampfflugzeug - "пикирующий боевой самолет". Уже в феврале 1937-го первое звено таких машин отправили в Испанию для испытаний в боевых условиях, где они проявили себя очень неплохо, продемонстрировав исключительную точность бомбометания. А еще через три года хищный силуэт "Штуки" прославился на весь мир, став своего рода символом гитлеровского блицкрига.

Первая серийная модификация Ju.87 отличалась от всех последующих широкими обтекателями неубирающихся стоек шасси. В советском авиапроме такие обтекатели было принято называть "штанами". В дальнейшем обтекатели уменьшили, из-за чего шасси стали напоминать ноги, обутые в лапти. А поскольку у нас к середине ХХ века эта архаичная обувка все еще была в ходу, в СССР самолет прозвали "лапотником" или "лаптежником". "Лаптежники" применялись на советско-германском фронте вплоть до конца войны, а последними, к кому они поступили на вооружение в феврале 1945 года, были ВВС так называемой "Русской освободительной армии" генерала Власова. Но это уже другая история.

На заставке - второй прототип "Штуки" Ju.87V-2 в испытательном полете весной 1936 года. Самолет еще не зачислен в Люфтваффе, поэтому на нем нанесены только гражданские идентификационные коды.

Ju87V2-Prototype-(D-UHUH)-WrkN4922-EastStelle-RechlinGermany-Feb1936-2f-s

Прототип Ju.87 на испытательном полигоне в Рехлине.

Junkers_Ju_87A_Magdeburg_Ost_1939

Один из первых серийных экземпляров Ju.87А-1 в военном камуфляже. На заднем плане - тяжелый двухмоторный истребитель "Мессершмитт" Bf.110.

34a45789e92113c0b2c380df2110ee12

Ju.87А-1 в Испании с опознавательными знаками франкистских ВВС и эмблемой звена "Kette Jolanthe" - мультипликационной свиньей Иолантой на "штанине".

Artwork-Junkers-Ju-87A1-Stuka-HAF-(B6+06)-Hungary-1943-0A
Сверху вниз:
Один из предсерийных экземпляров Ju.87A-0, 1936 год.
Ju.87A-1 франкистских ВВС, 1937 год.
Ju.87A-1 венгерских ВВС, 1941 год.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Дык, погоду Массершмитты делали, кажися
"Мессеры", как правило, не бомбили. А если и бомбили, то очень неточно, поскольку этот самолет не предназначен для прицельного бомбометания.
Хоть и враги, но не могу не сделать комплимент. Красивая машина. Воплощённая практичность.
Вообще редкий случай, когда самолёту специально и по делу испортили многие лётные характеристики.
А про применение власовцами по подробнее можно?
для своего времени высокоточное оружие
(Anonymous)
Самолёт чистого неба. Поэтому никто спервоначалу к нему серьёзно не отнёсся. Ну и получили. Хотя группа авторов кажется из "ТМ" сравнивала его с Ил-2 и даже не в пользу последнего.
Мне вот что интересно : у японцев плановые потери пикировщиков при обучении достигали чуть ли не 40 %. А вот сколько у немцев ?
Наши то вот крутое пикирование как я понимаю так до самого конца войны не освоили, даже и не пытались.
(Anonymous)
Ил 2 самолет чистого неба в еще большей степени.До того как ему стрелка добавили и пулемет в заднюю полусферу.
Интересная информация. Вячеслав Игоревич, а вот мне приходилось читать в книгах о войне, что среди наших лётчиков бытовала поговорка: "Лаптёжник - не добыча для истребителя". Существовала ли такая поговорка в действительности? И если существовала, то с чем это было связано?
В воспоминаниях летчиков мне такая поговорка не встречалась.
Попадалась мне как-то фотография Штуки в штанах в раскраске хищной птицы, с прорисованными перьями. Не могу найти :)

Edited at 2016-11-21 08:02 pm (UTC)
Я такого не видел, а любопытно было бы посмотреть. :)
Хвостовая балка прототипа
Вроде на фото прототипов хвостовая балка сверху практически прямолинейна, имеет резкий угол перехода к килю и к кабине стрелка. Получается, плавные переходы стали делать уже на серийных машинах Ju.87А-1. На верхнем рисунке хвостовая балка серийного типа получилась.