я

Дротик номер 408

0196-02-2-9

65 лет назад, 26 ноября 1951 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного истребителя Глостер "Джавелин" (Javelin - дротик). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была весьма передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили четырьмя самонаводящимися ракетами "Фрайстрик" класса "воздух-воздух".

В 1955 году "Джавелин" приняли на вооружение и запустили в серию, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 - в "ракетных" модификациях. Несмотря на такой успех, "Джавелин" стал последним изделием некогда знаменитой фирмы "Глостер Эйркрафт Компани", построившей первый турбореактивный самолет и первый серийный реактивный истребитель стран антигитлеровской коалиции. В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна "Хаукер Сиддли Эвиэйшн", который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.

"Джавелины" базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда "Дротик" сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава Богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные бои им не довелось.

10224960055_0cc0ceeecd_b

7585299704_5ddd4b8de6_o

Первый прототип "Джавелина" в полете. Радар и вооружение еще не установлены.

javelinf31024

Первая серийная модификация FAW Mk.I

6417158665_926cff7186_o

Модификация FAW Mk.7 - самая крупносерийная версия "Джавелина", тиражированная в 142 экземплярах.

65d6c311c9e54e47c2e79920cb76d847

FAW Mk.7 на аэродромной стоянке.

В дополнение к сказанному замечу, что с "Джавелином" я впервые познакомился еще в 1979 году, но лишь через пару лет я выяснил, что это таки был "Джавелин". Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на нашу авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: "Индекс 157", "Индекс 170", "Индекс 204", "Индекс 363" и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.

Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это "Индекс 408". Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие "индексы". А еще позже, уже во времена "гласности", выяснилась причина "маскарада". И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.

В 1978 году советская экспортно-импортная контора "Новоэкспорт" закупила у английской фирмы "Фрог" большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе - прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки "экс-фроговских" моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.

Однако тут же всплыл "щекотливый" нюанс: почти все модели "Фрога" воспроизводили западную технику, прежде всего - английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: "Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это неслыханно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более - среди молодежи!" Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.

Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли "соломоново" решение: модели все-таки пустить в продажу, но "анонимно", без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины - "истребитель", "бомбардировщик", "разведчик" и т.п. И надо сказать, что в условиях "железного занавеса" и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!

Самое потрясающее, что в "безымянном" оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также - времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую "идеологическую диверсию" углядели советские чиновные дебилы в старинных "Спитфайрах", "Мустангах". "Хэллкетах" или в самолете "Бристоль-138", который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.

При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием - какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях "для внутреннего потребления" их не было. А на нижней стороне коробок, которые в "советском" варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.

Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом "всплывали" на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их "советских" аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму "пластмассу" можно было купить в любом "Детском мире".

По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.

7628640670_3bb4e8a8cb_h

Модель "Джавелина" в изначальной английской упаковке фирмы "Фрог".

2dca454s-960

В таком виде она продавалась в Советском Союзе.

NOVO-KIT-for-a-GLOSTER-JAVELIN-ALL-WEATHER

А это экспортная коробка, почувствуйте разницу.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года
__________________
В RAF же эскадрильи. )
Да, модели в экспортных упаковках иногда поступали в продажу, но очень редко и без декалей.
Я кстати сегодня откопал одну книгу. )
Ивнамин Султанов "История создания первых отечественных турбореактивных самолётов".
Веня Султанов был святой человек, царствие ему небесное. В середине 90-х, когда у них в КБ по полгода зарплату не платили, он, как и многие другие, пошел торговать на рынок, простудился и умер. :(
У меня была модель "крейсера" из той же истории. Потом узнал, что это "Экзеттер" (или как там правильно))))
В Донецке выпускали Харриеры, Лайтнинги и Канберры под своими именами.
Выпускали, но только на экспорт. А упаковки донецких моделей для быдла простых советских людей выглядели вот так:
http://novokits.info/images/novopics/Canberra/Canberra-donetsk.jpeg
http://www.novokits.info/images/novopics/BAC-Lightning/bac-lightning-donetsk.jpg
Узнаёте эту красоту? Тут вам и "Канберра", и "Лайтнинг".
А под своими именами они пошли в продажу уже в постсоветские времена.
А ведь прав был старый лис Аллен Даллес, когда говорил:
"То, что не нуждается в секретности, должно быть известно всем".
З.Ы. Неужто никто из несунов с фабрик так и не додумался сделать сравнительную таблицу расшифровки "индексов"? Ушла бы мигом в народ путём самиздата - и ищи ветра в поле...
Конечно, делали и продавали! Сперва машинописные распечатки под копирку, потом пошли ксерокопии. Продавали по 2-3 рубля за лист. Но далеко не все знали, где и у кого это можно купить. Ведь "деловые люди", по понятным причинам, себя не афишировали. :)
Один из первых самолётов, который я склеил. Фонарь клеем залил, как сейчас помню. Только в 90е узнал, как называется.
Сразу оговорюсь, что насчет маразма я полностью согласен (да и насчет лицемерия тож :))
Но ситуация, ИМХО, была еще смешней
Я с 1970-го года ходил в авиамодельный кружок. И занимался стендовым моделизмом (Не этими смешными пластмассовыми сборными поклейками, а "настоящим" :) - из дерева. Со всеми особенностями изготовления чертежей, производственных шаблонов, обработки заготовок и последующей отделки. А пластмассовые модели (они тогда тоже были :)) в то время всерьез никем не воспринимались (у меня знакомый для какого-то конкурса шпаклевал и красил сборную модель Ту-134 :) Чтоб выдать за деревянную))
Так вот я об чём...
В кружок выписывались практически все основные популярные авиационные журналы соцлагеря - и Крылатая Польша и Летецтви-а-Космонавтика (Про отчественные АК и КР уж не говорю) Интеравия Потому у нас - пацанов кто в кружок ходил - особых вопросов с опознанием забугорной техники не было
Так вот - в чем смех: эти журналы имелись в СВОБОДНОЙ подписке. Любой гражданин СССР мог их выписать - я сам выписывал в восьмидесятые - получать и читать. Поэтому история с "индексами" есть не просто маразм, но маразм в квадрате
Именно так. К сожалению, я только в 84 году случайно узнал от одного знакомого, что "Скшидлата Польска" и L+K есть в свободной подписке, и сразу начал их выписывать.
Интересен еще и такой момент: Чехословакия и Польша считались социалистическими странами, однако там свободно продавались английские, американские и западногерманские сборные модели! Я в 1988 году в Праге купил "Харрикейн" и "Мустанг" фирмы Revell, отличные были модельки. А у нас о таком даже не мечтали. :((

Edited at 2016-11-26 11:03 pm (UTC)
был ещё "всепогодный истребитель"
впоследствии оказавшийся "Фантомом F-4" :)
Ага, причем он-то, как раз, был очень узнаваемым. Его же постоянно рисовали на карикатурах про "американскую военщину" и фотки в советских изданиях тоже попадались.
Но был один нюанс, о котором у нас мало кто знал: это был чисто английский фантом FG.1/FGR.2 - лицензионная версия с движками Rolls-Royce Spey. А чтобы сделать из него "американца", надо было полностью переделывать сопла. :)
Помню, когда собрал такого безымянного "хеллкета", то на полном серьезе решил, что это "чайка".
Темнота, чо.

Кстате, "Джавелин" у меня, похоже тоже был. Припоминаю треугольное крыло и два двигателя. Но моделька была утрачена до появления доступа к справочникам и осталась для меня безымянной. Или я думал, что это какой-то "мираж"?

Edited at 2016-11-27 06:57 am (UTC)
Эх, молодость, молодость...
Лестничный пролет на второй этаж в "Детском мире", на котором обитают счастливые и жадные обладатели несметных сокровищ...
Нитрокраска в сапожных ларьках... :о)
Не такие уж они были счастливые, их местные менты периодически отлавливали и отбирали сокровища. Один раз и я попал в эту облаву. Хотя у меня с собой ничего "спекулянтского" не было, я просто подошел прицениться и поболтать, меня тоже забрали в отделение и продержали почти час.
У меня такой был, отец склеил и я им в детстве игрался, когда крылья отломались это у меня был уже космический истребитель, еще кажется что то похожее на б 25 было желтого цвета и спитфайр.
(Anonymous)
можно добавить, что история "конспирирования" вражеской техники тянулась дальше и отнюдь не кончилась с приходом ставропольского комбайнера. более того, она касалась не только самолетов. еще в конце восьмидесятых мне попалась модель тандерболта, который участвовал в войне и больше на упаковке не было сказано ничего. не повезло стандартному британскому эсминцу 2 мв типа G - его вообще никак не обозначили, просто эсминец и все. более того , подобным моделям еще и придумывали собственную внешность. в школе я собирал бомбардировщик по виду- точная копия хемпдена, но с однокилевым оперением. его снабжали двумя вариантами окраски, один из них имел опознавательные знаки, что-то вроде православного креста без косой перекладины. до сих пор не могу понять, кому они принадлежали.
и еще по лицемерию... в польше всю дорогу была частная собственность на землю, а у нас об этом никто и заикнуться не смел. чего уж тут про самолетные журналы толковать.
евгений.
Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.

"Советский человек" был до чего неустойчивое психологическое состояние, что без коммунистического присмотра и перманентной промывки мозгов обычно быстро возвращался в нормальное устойчивое состояние-в циничного антисоветчика. Так что, что то тут есть.)
(Anonymous)
Выводить несостоятельность советской системы из поголовного засекречивания всего и вся слишком смело.
Тут дело явно не в секретности, а скорее просто в отношении к своему народу как к стаду, массе, населению ( у нас этот термин один из бывших губернаторов-коммунистов очень любил ).
Массу чтобы не разбухала и не бродила привыкли держать на голодном пайке по всем параметрам, в том числе и по информации.
Наиболее показательным примером для этого блога могла бы быть советская космическая программа - в СССР жалкие статейки в журнале "Наука и жизнь", на западе подробнейшие телепередачи , книги в том числе с мемуарами наших космонавтов.
А ведь казалось бы что как не космическая программа это пропаганда наших достижений и оправдание полуголодного существования. Так нет же - передовицы в центральных газетах, даже из западных радиопередач можно было узнать больше о собственных достижениях.
(Anonymous)
спасибо за разъяснение, вячеслав. не стыдно признаться в невежестве, стыдно в нем упорствовать. может, скажете заодно, чьи опознавательные знаки на самолете слева на вашей ссылке? столько лет прошло, а я так этого и не знаю. заранее благодарен.
евгений.
у меня то же самое с буканиром и спитфайром было. правда так как я рос в летном гарнизоне то зашедший в гости полковник сразу определил модель)))
Толковый, значит, полковник попался, любознательный. Далеко не все советские летчики 70-80 годов знали, как выглядел "Спитфайр". :)
В середине и до конца восьмидесятых испытывал трудности с определением многих моделей. Источником знаний были в основном журнальчики "ЗВО" и книжка Андреева "Боевые самолёты". Надо отметить, что последняя являлась ещё и пособием по окраске моделей. Некоторые модели не могли определить даже в авиамодельном кружке на областной станции юных техников! Помню, что P-61 был мной выкрашен в "ломаный" немецкий камуфляж и с крестами. "Тайфун" долго именовался "Темпестом", пока в руки не попал именно "Темпест". По поводу коробочек - уже после знакомства с другими читинскими моделистами ознакомился. Помню, что и коробочки и декали называли "финскими". Качество было переменным. Иногда декаль требовалось задуть лаком. А однажды к купленному "Firefly" оказались вместо декали какие-то наклейки.
(Anonymous)
Причина индексов была в другом - начальство решило:
Народ подумает: - Чужое выпускаем, а наши самолёты где? Мы что - сделать их не можем? Или лень выпустить? Нехорошо...
Вот и ввели индексы, надеясь, что сочтут вражеские самолёты за свои.
А ведь можно было всё решить крайне изящно, выпускать под оригинальными названиями с надписью на коробках большими буквами - Знай технику врага!

ЗЫ
После Сталина на агитацию и пропаганду забили начисто, вот она и застряла на уровне Гражданской Войны.
Радует, что сейчас это исправили. :)
Хе-хе. Среди моделей Frog-Novo был туполевский бомбардировщик СБ, который для советских покупателей делали "безымянным" и в жутко уродливой коробке.
http://www.novokits.ru/images/novopics/SB/1/06.jpg
Зато в экспортном исполнении эта же модель выглядела совсем иначе.
http://novokits.info/images/novopics/SB/sb_up.jpg
По-моему, это очень наглядное проявление того, как "советская" власть относилась к своему народу.
(Anonymous)
Большое спасибо за интересный пост.
Именно эта вот модель Джевелина и стала первой собранной моей моделью, почти тридцать лет назад...
И до этого дня, к стыду своему, я так и не знал, что это был за самолет. Хотя, считал, что вроде относительно неплохо разбираюсь в истории авиации. Но вообще я считал тогда, что это какая-то компиляция на тему "Миражей".
Да, жутко бесили тогда, конечно, эти суперсекретные описания техники. Когда в конце восьмидесятых, например, клеишь модель МиГ-17, а там, в описании на крафт-бумаге, как огромная тайна, скромно описано будущее военной авиации в образе МиГ-21, еще под тем, под заводским обозначением...
Спасибо, очень интересно. Помню в 1980-82 в московском Детском мире продавалась модель "безымянного" истребителя-бомбардировщика опознанного нами мальчишками в ЗВО как "Ягуар"( коробка, правда как мне кажется, была не нарофоминская). А вообще, ИМХО, в то время лучшей ГДРовской моделью отечественной боевой авиации была 1/72 копия бомбейка Ту-2 :) мне повезло такую купить и склеить...