я

Вечеринка с ипритом

Bari-BombardamentoPorto-1943-VistaMare

Вечером 2 декабря 1943 года 105 германских бомбардировщиков Ju-88A-4 совершили налет на порт Бари, который использовался в качестве основной базы снабжения англо-американских войск на итальянском фронте. Это был один из наиболее успешных бомбовых рейдов Люфтваффе за всю войну. До бомбардировки Бари немецкая ударная авиация в Италии довольно долго не проявляла активности. Союзники уже начали думать, что ее основные силы переброшены на Восточный фронт, где шли тяжелые бои с наступавшей Красной армией. От этого они стали пренебрегать светомаскировкой и прочими элементарными мерами безопасности.


2 декабря в относительно небольшой гавани Бари скопилось более полусотни крупных транспортных судов, стоявших под разгрузкой, либо - в ожидании разгрузки. Многим кораблям не хватало места у причалов, поэтому они швартовались в несколько рядов бортами друг к другу. Для бомбардировщиков такие "слоеные брикеты" были идеальными целями, по которым почти невозможно промахнуться. Вдобавок эти цели хорошо освещались, так как по ночам разгрузка велась при свете мощных фонарей и прожекторов.

Даже полеты над Бари немецких разведчиков не заставили союзников усилить бдительность, прикрыть стратегически важный порт истребителями или хотя бы вывести оттуда часть судов. Вероятно, они всерьез считали, что вражеских бомбардировщиков в Италии уже не осталось. В результате экипажи "Юнкерсов" 2-го Воздушного флота отработали как по нотам. Сперва самолеты - постановщики помех сбросили над Бари несколько тонн нарезанной тонкими лентами алюминиевой фольги, тем самым "ослепив" зенитные радары. А летевшие следом за ними бомбардировщики обрушили на гавань около 200 тонн бомб, превратив ее в бурлящий котел.

Налет продолжался менее 20 минут, но его успех был феноменальным: 28 судов, в том числе вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 тысяч тонн, затонули, а еще 12, в том числе два эсминца и восемь транспортов - получили повреждения. Вместе с потопленными кораблями ушли на дно около 35 тысяч тонн различных военных грузов - оружия, снаряжения, боеприпасов, топлива и продовольствия. Кроме того, на берегу сгорели бензохранилища и портовые склады.

Количество жертв установить не удалось, но, по самой скромной оценке, погибло не менее тысячи английских, американских и итальянских моряков, а также - как минимум - столько же портовых рабочих, служащих и солдат охраны. Платой за все это стал лишь один сбитый бомбардировщик. Зенитчики отработали безобразно, а истребители союзников в небе так и не появились.

Лишь через месяц гавань была расчищена от затонувших судов и порт вновь смог начать работу. Разгром Бари и уничтожение припасов оставили англо-американские войска в Италии на голодном пайке и о намечавшемся в декабре наступлении им пришлось надолго забыть. Все вышесказанное стало известно вскоре после налета, но в этой истории был еще один интересный момент, который оставался тщательно засекреченным вплоть до 1967 года. В трюмах одного из уничтоженных при бомбардировке американских транспортов находилось химическое оружие.

Транспортный пароход "Джон Харви" в строжайшей тайне доставил в Бари две тысячи 100-фунтовых авиабомб М47А1, каждая из которых содержала 30 килограммов иприта. В сопроводительных документах эти бомбы значились как обычные фугаски, а о том, что на самом деле привез "Харви", знало только высшее командование союзных войск и находившиеся на судне сотрудники службы безопасности.

В момент начала бомбардировки к разгрузке "Харви" еще не приступили, он стоял зажатый между двумя другими транспортами и лишенный возможности передвигаться. Непосредственно в него немецкие бомбы не попали, но они поразили соседний корабль, на котором возник сильный пожар, сразу перекинувшийся на "Харви". Команда безуспешно пыталась справиться с огнем, пока не детонировали сложенные в трюме химические бомбы. Из экипажа транспорта никто не выжил: те, кто не погибли при взрыве, вскоре нашли мучительную смерть от иприта.

В воздух было выброшено почти 60 тонн яда, смертельная концентрация которого составляет 15 миллиграммов на кубометр. Часть ипритного аэрозоля смешалась с дымом пожаров, а остальное осело на воду бухты, покрыв ее маслянистой пленкой. Прикосновение к этой пленке вызывало страшные ожоги, а в воде барахтались сотни моряков с горящих и тонущих судов.

Начальство и персонал порта не были извещены об истинном грузе "Джона Харви", поэтому для пожарных и спасателей, оперативно прибывших для ликвидации последствий налета, стало полной неожиданностью то, что они вскоре почувствовали острую резь в глазах и жжение в носоглотках. С запозданием надетые противогазы уже не помогали. Несмотря на это спасатели продолжали самоотверженно бороться с огнем и вытаскивать людей из отравленной воды.

Военные медики, к которым поступали пострадавшие, разумеется, знали о симптомах поражения ипритом, поэтому они сразу поняли, с чем имеют дело, но они решили, что немцы подвергли Бари химической бомбардировке. Так было написано в их первоначальных диагнозах, но вскоре эти диагнозы и лечебные карты были изъяты людьми, с которыми не спорят, а от врачей потребовали написать новые диагнозы с указанием не химических, а термических ожогов, вызванных обычными пожарами.

Поэтому до сих пор неизвестно даже приблизительное число погибших в Бари от иприта. Размещенная в интернете цифра - 83 умерших - отражает лишь число скончавшихся в госпиталях американских военных и не включает всех остальных жертв, а также - тех, кто до госпиталя не дожил. Их может быть во много раз больше.

Так закончилась попытка американцев подстраховаться на случай применения немцами "боевой химии", на которое они так и не решились. А немногие выжившие в Бари и прожившие еще более 40 лет ветераны лишь в 1986 году добились от американских и английских властей, чтобы их признали жертвами химического оружия и в соответствии с этим дали прибавки к пенсиям.

Artwork-Junkers-Ju-88A-4.KG54-(B3+AM)-Catania-Italy-1943-0A
Самолеты "Юнкерс" Ju-88A-4, участвовавшие в бомбардировке Бари. Внизу - две машины эскадры "Тотенкопф", сыгравшей главную роль в этом налете.

txu-pclmaps-oclc-6620713-bari

Карта акватории Бари. В этой относительно небольшой гавани, огороженной каменными молами, немцы устроили союзникам маленький ад. Далее - фотографии, сделанные на следующий день после бомбардировки, когда иприт в воздухе уже рассеялся, но пожары на воде и на берегу еще продолжались.

HighFlight-Disaster-at-Bari4

HighFlight-Disaster-at-Bari5

thumbnail-42683_0011

Bombardamento_di_Bari_(1943)_-_6

Bari-harbour-attack

Bari-harbour-disaster

thumbnail-44441_0018

Извлечение из воды останков одного из погибших.

liberty_ship_at_sea

Американский транспорт типа "Либерти". К этому же типу относился злополучный "Джон Харви".

M47-1

Американская 100-фунтовая (45 кг) ипритная бомба М47А1. 2000 таких бомб находилось в грузовых трюмах "Джона Харви".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
На черта они вообще этот иприт на фронт поперли. Если бы немцы использовали химическое оружие, ответку можно было бы сбросить со стратегов.
Затем, что есть разница между тактическим и стратегическим применением. Если бы немцы применили химическое оружие на поле боя, это, конечно, была бы эскалация - но не до уровня химических ударов по населению. Нужна была возможность ответить тем же, и быстро - чтобы отбалансировать ситуацию.
Уаще странно, что даже ограниченно не применяли, хотьбы и против всяких крепостей и прочих нор.
против всяких крепостей и прочих нор.
Таки применяли, хотя и не иприт.
>Налет продолжался менее 20 минут, но его успех был феноменальным: 28 судов, в том числе вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 тысяч тонн, затонули

Для справки в 1941м в печально известном "Таллинском переходе" - погибло 18 транспорта и 25 мелких вспомогательных судов суммарным тоннажом около 38 тысяч брутто тонн.

Такие дела да.
На бомбе написано - зажигательная.
Их и как зажигательные применяли, снаряжая горючей смесью.

P.S. Только это M47A2. Если присмотреться к номеру, можно увидеть, что последняя цифра - 2.
Вот что называется время и место. Удалось ли ордам тяжелых бобров союзников хоть раз добиться схожего результата за один налет?

Edited at 2016-12-03 03:54 pm (UTC)
Почему-то мне их не жаль... "союзников" этих...

Edited at 2016-12-02 04:17 pm (UTC)
В смысле, радуетесь успеху нацистов? Что ж, позиция достойная настоящего патриота.

Зачем они их вообще туда притащили?Планировали химическую атаку?

Интересно, а найдуться ли и тут умники, что расскажут нам, что "тупым чугунием" с нескольких тысяч метров и горизонтального полёта никуда попасть невозможно? :)
Немцы - могли и тупым чугунием - при их то первоклассной оптике и прицелах с вычислителями поправок. Американцы тоже смогли - вложив море денег аналогично получили то что требовалось. Все прочие, кроме бритишей, получавших американские прицел. такими ресурсами не обладали
Был в Бари. Не помню в каком году. И сколько раз был...тоже не помню. Скорей всего раза два.
благодаря этой бомбардировке мы сейчас можем лечить рак, а именно химиотерапия.
Насколько я помню - после этого америкозы долго исследовали последствия действия иприта на организм и выяснили что он подавляет рост быстрорастущих клеток.
Дальше осталось создать вещество которое не поражало слизистую но так же подавляло быстрорастущие клетки.
Вроде лет через 10 -15 с этим справились и мы сейчас имеем то что имеем.
А толчком было именно эта бомбежка Бари и выброс Иприта. Так вот
Иприт начали массово применять еще в 1917 году. Неужели до 1943-го никто не озаботился изучением его воздействия на организм?
Несли Свет (вернее, Запах) демократии заблудшим овцам...
А как по-Вашему, Вячеслав Игоревич, кто виноват в разгроме Бари и в столь многочисленных жертвах? Портовое командование, не принявшее должных мер предосторожности, военное командование, скрывшее наличие химоружия в трюмах одного из транспортов, или непреодолимые обстоятельства? И каким образом удалось ликвидировать экологическую катастрофу и избежать массовых отравлений в самом городе?
Немцы вообще очень качественно огрызались, можно ещё Полтаву вспомнить например.
Немцы заходили на Бари с юга. Бомберы прошли над Адриатическим морем на малой высоте, чтобы не попасть под радары, затем развернулись и набрали высоту уже буквально перед целью. Бомбардировщики были обнаружены, но поскольку они летели с юга, их приняли за своих.
Ju-88 бомбили с горизонтального полета или с пикирования?
Извините за бестолковость,но нельзя ли пояснить,налет был ночной,у союзников были радары типа советских "Редутов"на которых они могли увидеть большую группу самолетов с юга и связавшись с командованием понять что это противник.Но разве" самолеты - постановщики помех сбросили над Бари несколько тонн нарезанной тонкими лентами алюминиевой фольги, тем самым "ослепив" зенитные радары"-могли полностью ослепить радары,"глядевшие"на 20-30 км и сама постановка помех не должна была вызвать "Воздушную тревогу",тем более над объектом ЕМНИП для ПВО важнее были рабочие прожекторы,которым фольга не мешала.Стоило ли предупреждать заранее союзников о своем"визите",если можно было подлететь незамеченным вдоль берега или используя гористый ландшафт?
Речь идет о радарах систем автоматической наводки и корректировки стрельбы зенитных орудий.
(Anonymous)
"Луна, луна, Иприт, иприт"
Боковички надо бы подписать:
средний это Ju88А-5 времен греческой кампании апреля-мая 1941 года
нижний - все верно, KG54 из Бергамо на конец 1943 года. Скорее всего Ju88A-14.
Верхний - стандартный А-4 из знаменитой LG1.

И вообще, Баумбах из KG30 еще зимой 1941 года разнес в пыль порт Пирея. Там правда, транспорт с грузом аммонала рванул, но порт союзники бросили. Было не слабее чем в Бари.