я

Перл-Харбор номер два

1354922352-0620939-www.nevsepic.com.ua

Моя вчерашняя френдлента была буквально забита постами о нападении японцев на Перл-Харбор. Но я редко пишу о том же, о чем - все остальные, меня больше интересуют факты, о которых мало кто знает. Поэтому вчера я не стал уделять внимания общеизвестному событию. Зато сейчас стоит остановиться на другом эпизоде, напрямую связанном с Перл-Харбором, но "раскрученном" гораздо меньше. Тем более, что его 75-летие приходится, как раз, на сегодня.

Итак, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, японцы нанесли второй мощный удар по американцам. В этот раз их целями стали филиппинские авиабазы Кларк и Иба, где базировались основные силы американской армейской авиации Дальневосточного региона (Far East Air Forces - FEAF). Хотя, на авиабазах уже прекрасно знали о катастрофе в Перл-Харборе и получили категорический приказ из Вашингтона не допустить ее повторения, японцам удалось в ходе всего одного налета нанести тяжелое поражение FEAF и уничтожить половину ее боевого состава.

К началу войны на филиппинских аэродромах находилось 220 американских боевых самолетов, не считая морской авиации, в том числе 35 тяжелых бомбардировщиков Боинг В-17 "Флаинг Фортресс", 107 истребителей Кертисс Р-40 "Уорхок" (из них 94 исправных), 26 истребителей Северский Р-35, 18 бомбардировщиков Дуглас В-18 "Боло", 12 устаревших истребителей Боинг Р-26 "Пишутер", 11 разведчиков Кертисс О-52 "Оул", восемь легких штурмовиков Норт-Америкен А-27 "Тексан" и три относительно старых бомбардировщика Мартин В-10. Кроме того, там было еще 12 "пишутеров" филиппинских ВВС.

Начиная с 8.30 утра 8 декабря с Кларка, Ибы и небольшого истребительного аэродрома Николс вылетели на патрулирование несколько десятков "Уорхоков". Но, проведя в воздухе почти два часа, летчики врагов не обнаружили. Тревожных сообщений с радаров тоже не поступало. Между 10.30 и 10.45 истребители приземлились, выработав горючее. Техники без особой спешки стали готовить их к новому вылету, а пилоты расселись в джипы и поехали в столовую на завтрак. В 11.00 на Кларк, где базировались 17 "летающих крепостей" и почти все остальные бомбардировщики, поступил приказ нанести во второй половине дня удар возмездия по японскому острову Формоза. Самолеты начали заправлять горючим и подвешивать бомбы.

В это время со стороны Формозы к Филиппинам уже приближалась японская воздушная армада из 80 бомбардировщиков G4M, 26 бомбардировщиков G3M и 85 истребителей "Зеро". В 11.30 ее засек радар авиабазы Иба, однако, операторы неверно определили курс вражеских самолетов, доложив, что они направляются к столице Филиппин Маниле или к военно-морской базе Кавите. Еще один радар вскоре также обнаружил неприятеля, но его персонал решил, что японцы движутся к полуострову Батаан, где находились базы, склады и береговые укрепления американской армии.

Получив эти противоречивые сообщения, на аэродромах решили прикрыть истребителями все три предполагаемых объекта атаки, но при этом для прикрытия самих аэродромов боеготовых перехватчиков уже не оставалось. Около полудня с Кларка, Ибы и Николса вновь стартовали три скуадрона "Уорхоков" и полетели к Маниле и Батаану. Однако японцев там не оказалось. А в 12.27 наземные наблюдательные посты визуально обнаружили, что две большие группы самолетов приближаются к Кларку. На авиабазе завыли сирены, летчики и техники бросились к самолетам, а зенитчики - к орудиям, но было уже поздно. В 12.30 на ангары и летное поле посыпались бомбы.

В первой волне шли G3M, которые бомбили с большой высоты - порядка 6000 метров. На этой высоте их не доставали аэродромные зенитки. Вслед за ними также с большой высоты отбомбились 27 G4М. В общем счете на аэродром упало 636 60-килограммовых осколочно-фугасных бомб. При таком количестве сброшенных боеприпасов точность бомбометания особой роли не играла, вся авиабаза была накрыта сплошным "ковром".

А едва рассеялся дым от взрывов, Кларк с бреющего полета атаковали 34 "Зеро". Японские летчики расстреливали из пушек и пулеметов зенитные расчеты и добивали самолеты, которые не были уничтожены бомбами. Пилоты уцелевших "Уорхоков" отважно пытались взлететь под огнем. Объезжая воронки, они выруливали на взлетные полосы, но только четырем истребителям удалось оторваться от земли и всех их японцы "срезали" при наборе высоты.

Через семь минут после начала бомбардировки Кларка та же история повторилась на Ибе. Этот аэродром атаковали 53 G4M, сбросившие 486 60-килограммовых и 26 250-килограммовых бомб, а затем "проутюжили" 51 "Зеро". Правда, там 12 "Уорхоков" успели взлететь и вступить в бой, но силы были слишком неравные. Американцы потеряли еще четыре истребителя, остальные спаслись бегством. Полностью разгромив аэродром, японцы оставшимися боеприпасами уничтожили расположенный неподалеку радар и улетели праздновать победу.

Тем временем самолеты, бесполезно кружившие над Манилой и Батааном, получили по радио приказ срочно лететь на выручку попавшим под удар авиабазам. Летчики на полном газу устремились к Ибе и Кларку, видя как впереди поднимаются в небо многочисленные столбы черного и серого дыма. Но они опоздали, к моменту их прилета японцев поблизости уже не было.

В результате авиаударов было уничтожено более сотни американских самолетов, в том числе 12 "Флаинг Фортрессов", 44 "Уорхока" (из них 36 - на земле) и примерно 50 машин иных типов, включая почти все Р-35. Еще пять "Крепостей" получили повреждения. Три из них так и не были восстановлены, а две кое-как удалось подлатать. Их решили эвакуировать в Австралию, но при перелете обе машины разбились. Людские потери, согласно одним американским источникам, составляли 80, а по другим - "примерно 90" убитых и 150 раненых. Американцы утверждали, что при отражении налета им удалось сбить семь японских самолетов, но японцы это отрицают.

Таким образом, японские воздушные рейды 8 декабря 1941 года это еще один крепкий гвоздь в гроб теории Марка Солонина о якобы невозможности нанесения противнику тяжелых потерь в самолетах при налетах на его аэродромы.
А на заставке - рисунок современного американского художника, изображающий авиабазу Кларк незадолго до ее разгрома японцами.

20thPSclark

"Уорхоки" на авиабазе Кларк.

b17ibaairfieldPhilippines

В-17 и А-27 на том же аэродроме. "Летающие крепости", размещенные на Филиппинах, к началу войны еще не успели окрасить в защитный цыет.

107
Истребители Р-35 и Р-40 ВВС США с аэродромов Иба и Кларк. Внизу - один из устаревших истребителей Р-26, переданнных американцами филиппинцам.

65_10
Японские бомбардировщики G4M и G3M, участвовавшие в налетах на Филиппины в декабре 1941 года.

WreckedP-35s-LuzonNicholsFieldPhilippinesDec10-1941

Истребители Р-35 уничтоженные на Ибе.

small_IbaFieldZambalez

Аэродром Иба с поврежденными и брошенными при отступлении американскими самолетами. Выглядит очень похоже на советские аэродромы с брошенной авиатехникой, которые очень любили снимать немцы летом 1941 года.

cf8

Уничтоженный на Кларке "Уорхок".

cf7

Останки разбомбленного там же бомбардировщика В-18 на фоне поврежденного ангара и брошенного автозаправщика.

Image-33

Японцы позируют у захваченного на аэродроме Иба Р-35.

P-40captured_zpsdg7pxafg-e1452716228510

Еще один японец возле сбитого "Уорхока".

image001

Снимок накрытого бомбами аэродрома Кларк, сделанный из кабины японского бомбардировщика.

Sato-Air-raid-on-Clark-Field-1942s

Рисунок по памяти японского летчика, участвовавшего в бомбардировке Кларка.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
То есть разница между налетами больше суток?
Меньше, там хитрость с проходящей между Гавайями и Филиппинами линией перемены даты.
Кто учил япошек бомбить?
Советы и учили своим налётом на Тайвань на СБшках.
А кто научил япошек строить авианосцы? Советы?!

Edited at 2016-12-09 03:42 am (UTC)
поступил приказ нанести во второй половине дня удар возмездия по японскому острову Формоза.

то есть по тайваню?

Это было в тот же день, через пару часов. Линия перемены дат там. И никакого гвоздя не будет, хотя ьы потому что Солонин совсем не это утверждал. И это не теория, а набор фактов

Именно это Солонин утверждал еще в своей первой статье "Куда улетели сталинские соколы?", а потом повторил в книжке "На мирно спящих аэродромах". Якобы потери советской авиации при немецких налетах на аэродромы 22.06.41 были минимальны, но советские летчики не хотели воевать за кровавого Сталина, а потому просто побросали свои самолеты и разбежались. И в качестве "доказательства" этого тезиса он приводил в пример сильно заниженные фальшивые данные о результатах налетов немцев на аэродромы союзников 10 мая 1940 года.
Откройте ссылку, там всё это есть.

Советские рекорды разгрома вряд ли будут побиты

(Anonymous)
ничего удивительного
с одной стороны, армия поставившая раком всю Европу, всю Карл! армия, которая за полгода нагнула Францию, армия которой считалась сильнейшей в европе на тот момент
с другой, обычное русское раздолбайство
но стоит заметить, что взятие Берлина и Кенигсберга, не под силу современной армии НАТО, что уж говорить про тогда...
так что кроме проебов и нас были и успехи, повторить которые врят ли кто то сможет

просто представь сколько мужчин погибло в Германии, если в конце Фольксштурм формировали из стариков и детей, а дальше в Германии, победители наставили своих военных баз, часть которых до сих пор там
так что по рекордам разгрома Германия, далеко впереди планеты всей
Теория Солонина не пострадала.
У немцев просто не было сил для подобных массированных налетов на множество советских аэродромов.
Re: Теория Солонина не пострадала.
Зато немцы благодаря относительно небольшим расстояниям между немецкими и советскими аэродромами имели возможность в течение одного дня наносить многократные повторные удары. 22 июня 1941 года многие советские авиабазы были атакованы по 3-4 раза. Так что, суммарное число атаковавших их самолетов было больше, чем количество японцев, бомбивших Ибу и Кларк.
О, а разве это событие уже перешло в разряд малоизвестных?
Хотя, конечно, нынешняя публика "вторую мировую уже немного путает с троянской"(с)...
Наверное несколько иначе
_
Путают ОВ 1812 года и ВОВ, у Арьергарда по поднятию КВ юный лоботряс озвучивает. А второй мировой вообще не было-это натовская пропаганда. Была ВОВ, в которой исключительно СССР и исключительно бил немца, а американцы только тушёнкой откупались.
что то там помню было с отработкой японцами дальних полетов на Зеро:-)
(Anonymous)
Любители солонины в каментах.
А вам, простите, какое кошачье дело до того, что я обсуждаю в своем журнале? Или просто непреодолимое желание прийти и нагадить в тапки?
Кстати, насчет запада, вы сели в лужу. Там в исторических блогах не менее активно обсуждают обе мировые войны и более ранние конфликты. Просто вы не в теме.
Не грех и Сабуро Сакаи помянуть - как-никак один из тех Р-40 - его.
Так хорошо начинали...
И все-таки, война - это соревнование экономик...
(Anonymous)
И все-таки, война - это соревнование экономик...

И много пиндосам помогло экономическое превосходство, например, во Вьетнаме? :)
(Anonymous)
и не забывайте еще про бой у куантана . формально всего-то два линкора потеряно- а на выходе ...
евгений
Спасибо за интересный материал! Отдельное спасибо - что в очередной раз проехались по псевдоисторику Солонину. Утаскиваю к себе.
(Anonymous)
"Псевдоисторику" Солонину это не навредило. ))) Как и Сталину доклад Хрущева.
Не путайте историю с "исторической" (как варианты: советской, западной, подлинной,
буржуазной, православной и т.д., нужное подчеркнуть, недостающее добавить) наукой.
Настоящее представление о событиях дают только архивы. Желательно рапорты и
отчеты военных, сделанных для себя, особенно на самом низовом уровне - чем
выше ползёт бумага, тем сильнее портится телефончик. Это если речь о войнах.
Но тут у всех участников этого обсуждения дела хреноваты; сомневаюсь, что даже
создатель этого сайта регулярно посещает архивы. Рисунок по памяти - не документ,
фото с того же места, если нет точной даты - не документ, отчет с фотографиями и
подписями - документ.