я

Уэйк: первый облом

magnificent-fight-by-john-shaw-2

На пятый день Тихоокеанской войны, после короткой череды триумфов удача впервые изменила японцам. Намеченная на тот день - 11 декабря 1941 года - десантная операция на атолле Уэйк закончилась полным провалом. Это была первая в истории японского флота попытка высадки десанта на хорошо укрепленное побережье. Не знаю, есть ли у японцев аналог русской поговорки про первый блин, но операция прошла в точном соответствии с этой мудрой сентенцией.

При планировании захвата Уэйка командование имперского ВМФ явно недооценило противника, выделив довольно скромные силы: шесть эсминцев, два из которых использовались в качестве десантных транспортов, два сторожевика, два безоружных грузовых парохода и три старых легких крейсера для огневой поддержки. "Транспортные эсминцы" и пароходы перевозили две тысячи десантников. Воздушным прикрытием японское командование решило пренебречь.

Американцы начали укреплять Уэйк еще в январе 1941 года. На этот ранее необитаемый подковообразный атолл, состоящий из трех разделенных протоками небольших островков общей площадью 6,5 квадратных километров, был переброшен батальон морской пехоты численностью 450 человек под командованием майора Джеймса Деверо и 68 военных моряков с весьма солидными для такого числа людей огневыми средствами. По периметру атолла успели установить шесть 130-миллиметровых корабельных орудий, 12 76-миллиметровых пушек и 18 тяжелых крупнокалиберных пулеметов. Кроме того у морпехов помимо винтовок было 30 станковых пулеметов "Браунинг" М1917.

Также на острове имелся аэродром, на котором базировалась эскадрилья морской пехоты WMF-211 в составе 12 истребителей "Уайлдкэт". Их обслуживали 70 авиационных специалистов и аэродромных рабочих. К началу войны сооружение военной базы еще не закончилось, поэтому на атолле, кроме военных моряков, авиаторов и морпехов, оставалось 1140 (по другим данным, - 1220) гражданских строителей.

8 декабря японские бомбардировщики совершили налет на Уэйк, выведя из строя все стоявшие на аэродроме "Уайлдкэты". Летчики доложили, что вражеской авиации на атолле больше нет, однако, они не знали, что в момент налета четыре истребителя находились в воздухе, а потому - не пострадали. При высадке этот прокол дорого обошелся японцам.

На рассвете 11 декабря японская десантная флотилия под командованием контр-адмирала Садамити Кадзиоки подошла к Уэйку. Крейсера и эсминцы начали обстрел, с берега им ответили 130-миллиметровые пушки, к которым вскоре присоединились трехдюймовки. Американцы стреляли довольно метко. Им удалось всадить 11 снарядов во флагманский крейсер "Юбари", превратив его надстройки в горящие развалины. Поставив дымовую завесу, крейсер вышел из боя.

Эсминцу "Хаяте" хватило всего двух попаданий. Одно из них пришлось в крюйт-камеру и корабль разорвало пополам взрывом собственных боеприпасов. Из его команды почти никто не выжил. "Хаяте" стал первым из многих сотен японских военных кораблей, погибших во Второй мировой войне. Кроме того, получили повреждения крейсера "Тенрю" и "Тацута", эсминцы "Оите", "Яиои" и один из грузовых пароходов. Японцы явно не ожидали такого сюрприза. Поняв, что уэйкский орех ему не по зубам, Кадзиоки скомандовал отход.

Но это был еще не конец, а фортуна в тот день явно подыгрывала гайдзинам. В воздух поднялись четыре уцелевших "Уайлдкэта" с 45-килограммовыми бомбами и полетели вдогонку уходящей флотилии. Летчики отбомбились по кораблям и одному из них повезло попасть в корму эсминца "Кисараги", где были складированы глубинные бомбы. Мощный взрыв разнес вдребезги заднюю часть корабля, а передняя затонула буквально за несколько минут. Большинство офицеров и матросов "Кисараги" отправилось в храм Ясукуни вслед за экипажем "Хаяте". Зенитчикам удалось подбить один истребитель, но его пилот дотянул до берега и, не выпуская шасси, посадил машину на песчаный пляж.

Таким образом, попытка захвата Уэйка обошлась японцем в два потопленных и пять поврежденных кораблей, на которых, согласно японским данным, погибло 469 моряков. Американцы потеряли один самолет и несколько десятков человек убитыми и ранеными. Вторично японцы подошли к Уэйку 22 декабря, подготовившись гораздо основательнее и задействовав намного более крупные силы. Но это уже другая история. А на заставке - рисунок современного американского художника, изображающий подготовку к вылету "Уайлдкэта" с Уэйка для бомбардировки японской эскадры.

HighFlight-Wake3

"Уайлдкэты" уничтоженные при японской бомбардировке атолла Уэйк.

Yubari_1923

Флагман контр-адмирала Кадзиоки - крейсер "Юбари".

IJN_Tenru_in_Yokosuka_1925

Легкий крейсер "Тенрю".

Japanese_destroyer_Hayate_Taisho_14
Эсминец "Хаяте" - первая жертва Тихоокеанской войны в японском флоте.

Wake-050-web

Схема японской атаки на Уэйк 11 декабря 1941 года.

3_53_b3

Истребитель "Уайлдкэт" в окраске Корпуса морской пехоты США образца 1941 года.

Kisaragi_II

Потопленный "Уайлдкэтом" эсминец "Кисараги".
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
130-миллиметровых
Вячеслав Вы не путаете?
Интересно какой был план у контр-адмирала Садамити Кадзиоки,по карте видно что японцы последовательно движутся попадая под обстрел батарей A.L.и B,видимо они могли десантировать только,внутри атолла в лагуне?По чему нельзя было всеми силами подавить батарею А,так как расположение других батарей мешало им оказывать поддержку и высадить на нее десант?130мм корабельные орудия лишены маневра и спрятать их на берегу по моему не где,не ужели их не обнаружили японские бомбардировщики ?
А вот, не знаю, наверное, как-то замаскировали. Похоже, что до визита Кадзиоки японцы не знали о 130-миллиметровках на атолле. Иначе, послали бы что-нибудь посерьезнее эсминцев и старых крейсеров с "картонной" броней.
Там кстати интересно кто из амеров вообще выжил в плену
Как не странно выжили пленные с Уйка значительно лучше чем пленные на Батаане.

Японцы считали бойцов с Уйка достойными противниками. Потому из 433 военных пленных погибло в плену 20 человек, а из 1104 пленных гражданских - 180 человек.

По сравнению с другими союзными пленными в 1942м - очень благоприятное соотношение.
*Эсминец "Хаяте" ("Сокол") - первая жертва Тихоокеанской войны в японском флоте.*
А как же японские мини-субмарины, потеряные при Пёрл-Харборе? Да и I-70 потопили 10 декабря.
Эсминец "Хаяте" ("Сокол")

Хаятэ (疾風) - это вовсе не "сокол", а "штормовой ветер".

Японские эсминцы этого типа получили имена означающие типы ветров - Оитэ, Хатакадзэ, Харукадзэ, Мацукадзэ, Камикадзэ. Или состояние моря - Юнаги, Aсанаги.

Сокол-сапсан - это Хаябуса (隼) - так назывался головной эсминец другого проекта, те были с "птичьими" именами.

Edited at 2016-12-11 09:46 pm (UTC)
Спасибо за материал! Уважаемый Авиамастер, а у Вас нет подробной истории про китайского летчика-героя, который был вынужден посадить свой самолет на японский аэродром, угрохал кучу япошек и сам застрелился, после чего японцы похоронили его с самыми высокими воинскими почестями?
Я читал про это, но, к сожалению, подробностей не помню, т.к. специально данным вопросом не интересовался. Вам лучше спросить здесь:
http://deruluft.livejournal.com/
Ув. Дерулюфт гораздо больше, чем я, знает о китайской авиации 20-30 годов. Наверняка у него есть информация и об этом эпизоде.
Куда больший эпик-фейл был при захвате американцами (операция коттедж) острова Кыска. :)
Еще куда больший эпик-фейл был у японцев при захвате острова Кыска, но большинство почему-то помнит про американский, наверно им кажется что это патриотичнее.
Американцам повезло атомно, конечно. Результативный обстрел шестью орудиями - это очень сильно. А результативный вылет четырьмя самолётами - это вообще...
Сердце радуется за успех наших союзников, пусть и ставших потом на долгие десятилетия нашими геополитическими противниками. Но в том 1941-м они оттягивали на себя японцев - и помогали Красной Армии громить немчуру под Москвой. Беру репост.
(Anonymous)
Да-да - союзники! Век таких союзников не видать!

Чикагскому фабриканту
Алексей Сурков
1942

Из ящиков, расколотых снарядом,
Скатились банки в бурелом ветвей.
Убитый повар смотрит тусклым взглядом
На трафаретку “Мэйд ин Ю-Эс-Эй”.

Он молчаливо требует ответа,
Мертвец с кровавой раной на виске.
Но тот, кто скрыт за буквой трафарета,
Молчит в своем заморском далеке.

Валяющихся в поле мясом рваным
Ему из дальней дали не видать.
Его страна лежит за океаном.
Там тишь, да гладь, да божья благодать.

Он сердцем чист, доволен и спокоен.
Он прибыли откладывает впрок.
Продукцию чикагских скотобоен
В расчет за нашу кровь он выслал в срок.

Ему полгоря, что в плену поганом
Твоих малюток растерзали псы.
И он с тебя получит чистоганом
За каждый фунт чикагской колбасы.

А в день, когда добудешь ты победу,
Он, расточая сладкие слова,
За славой, как шакал, придет по следу
Израненного в смертной схватке льва.
(Anonymous)
Мавлютов Марат Мансурович.
Нет. всё-таки моему восторгу от "Уайлдкета" не будет предела никогда.
Повторю-ка я свой коммент из журнала Алекс Миднайк
"Совсем немного дюраля, старые добрые "браунинги", банальная "кукурузная" ирочка-а на выходе такое уёбище, как "Уайлдкет". Вот что значит добавить немного Лероя Груммана и Вилли Швендлера."
Я что. что-то особое, что-ли, требую-разуй глаза да посмотри на какой-нибудь Хок-75 или спит-как надо самолёты компоновать?
И насчёт гарнизона Уэйка (а в дальнейшем и Мидуэя)-зачем там все эти солдаты и вооружения-чтобы их япы корабельной артиллерией в землю закопали (если те разум не проявят и в плен не сдадутся). Лучше бы РЛС бы прислали, зениток, подводных лодок и самолётов побольше.

Насчёт "закапывания" корабельной артиллерией -- распространённое заблуждение. Опыт того же Уэйка (а затем Таравы, Иводзимы и Омаха-бич) очень наглядно показал, что даже орудия линкоров против окопавшейся пехоты не особо эффективны и как-то не в состоянии ничего снести даже на ровных как стол островках атоллов. Корабельные орудия с их настильной траекторией как-то слабо к этому приспособлены. От высаженных на берег лёгких 75-мм гаубиц и миномётов было гораздо больше пользы.
Картинка с "Уайлдкэтом" -- странная для вас ошибка насчёт 41-го года. Формально, конечно, приказ об увеличенном знаке и "конфетке" на руле направления был издан в 41-м, но всё же 23-го декабря, как бы. И до конца года их толком нигде и не успели перекрасить. Ну и, понятное дело, на Уэйке они маркировались по старой схеме.

А насчёт солидности вооружения гарнизона -- там ведь был не просто батальон морпехов, а специализированный батальон береговой обороны, то бишь по-нашему крепостной, или артпульбат. Собственно пехоты (пехотных рот) у 1-го батальона и не было. Только артиллеристы, зенитчики и пулемётчики. По мере выбивания авиации -- пилотов и техсостав (а заодно и прожектористов) тоже вооружили Спрингфилдами и БАРами и посадили в окопы.