я

Одураченный граф

large

13 декабря 1939 года, в разгар так называемой "странной войны". которая далеко не для всех была странной, состоялось сражение в заливе Ла-Плата между немецким карманным линкором "Адмирал граф Шпее" и английской эскадрой в составе тяжелого крейсера "Эксетер" и двух однотипных легких крейсеров с "древнегреческими" названиями "Аякс" и "Ахиллес". "Шпее" превосходил по огневой мощи все три английских корабля, но командир британской эскадры кэптен Генри Хэрвуд решил атаковать.

Хэрвуд сделал ставку на более высокую скорость своих кораблей, намереваясь взять противника в клещи и вынудить его рассредоточить огонь на оба борта. Но капитан "Шпее", Ханс фон Лангсдорф* не поддался на эту уловку и приказал сконцентрировать стрельбу всех орудий главного калибра на "Эксетере". В результате британский флагман получил тяжелейшие повреждения, на нем были разбиты все три орудийные башни, вышло из строя рулевое управление, возникло несколько пожаров, а сам Хэрвуд получил осколочное ранение в лицо и на время потерял зрение.

Ослепший капитан приказал поставить дымовую завесу и, маневрируя машинами, выйти из боя. Лангсдорф собирался добить "Эксетер", но ему пришлось отвлечься на "Аякса" и "Ахиллеса". Эта пара "античных героев", зайдя с противоположной стороны, сумела приблизиться на дистанцию эффективного огня своих скорострельных шестидюймовок и начала всаживать в линкор снаряд за снарядом. "Шпее" получил 17 попаданий, одним из которых была уничтожена система центрального управления огнем, а еще несколько бронебойных пробили борт у ватерлинии. В корпус начала поступать вода, хотя и не в том количестве, чтобы это серьезно грозило затоплением. Тем не менее, на "Шпее" возник крен, а скорость понизилась с 28 до 22 узлов.

Но когда "Шпее", оставив в покое недобитый "Эксетер", развернул орудия на 180 градусов и перевел стрельбу на "Аякса" и "Ахиллеса", англичанам стало туговато. Одного 283-миллиметрового снаряда хватило, чтобы вывести из строя обе кормовые башни "Аякса", еще одним с крейсера снесло заднюю надстройку и грот-мачту. Тем не менее, англичане не отставали, продолжая обстреливать линкор, пока наступившая ночь не разделила противников. Незадолго до конца перестрелки Лангсдорфа, руководившего боем с открытого мостика, контузило взрывной волной и ранило осколками разорвавшегося неподалеку снаряда.

Возможно, это повлияло на адекватность его дальнейших приказов. Вместо того чтобы распорядиться уходить в открытое море, он приказал встать на якорь в нейтральном уругвайском порту Монтевидео. Там его на следующее утро заблокировали настырные "Аякс" и "Ахиллес", к которым вскоре присоединился вызванный по радио тяжелый крейсер "Камберленд". Он нес такой же набор вооружения, как "Эксетер", и в случае артиллерийской дуэли со "Шпее" ему грозила та же участь. Но до возобновления сражения дело не дошло.

Уругвайские власти сразу уведомили Лангсдорфа, что, согласно морскому праву, его корабль может оставаться в порту только три дня. Одновременно англичане несколько раз передали по радио адресованное "Аяксу" и "Ахиллесу" ложное сообщение о том, что к Монтевидео подходит сильная эскадра с авианосцем "Арк-Ройял" и линейным крейсером "Ринаун". На самом деле эти корабли были еще в двух тысячах миль, но британцы рассчитывали, что на "Шпее" радиограмму перехватят, поверят ей и сделают вывод, что прорыв невозможен.

И их расчет оправдался. Лангсдорф отбил в Берлин паническую депешу, что положение безнадежно, линкор поврежден, враг неизмеримо сильнее, а повторное вступление в бой приведет к неминуемой гибели "Шпее" вместе со всей командой. В ответ был получен приказ главкома Кригсмарине адмирала Редера - команду свезти на берег, а линкор - взорвать. 17 декабря, в последний день "законного" пребывания "Шеера" в уругвайских территориальных водах, корабль был подорван и сел на грунт неподалеку от берега.

А еще через два дня Лангсдорф узнал, что сообщение о подходе "Ринауна" с "Арк-Ройялом" было блефом. Понимая, что ему грозит по возвращении в Германию, он лег на кушетку, накрылся военно-морским флагом и пустил себе пулю в висок. А англичане могли праздновать победу, без единого выстрела принудив немцев уничтожить собственными руками один из сильнейших кораблей германского военно-морского флота. Военная хитрость и дезинформация, даже столь примитивная, порой приносит куда больше успеха, чем линкоры и авианосцы.

На заставке - "Аякс" и "Ахиллес" сквозь фонтаны взрывов отважно атакуют немецкий линкор.

* Одним из предков капитана, принадлежавшего к старинному графскому роду, был российский путешественник, дипломат и ученый, исследователь Южной Америки Григорий Иванович (Георг Генрих) фон Лангсдорф.

10graf-spee-dec1939

Hans-Langsdorffs-battleship-Admiral-Graf-Spee-in-all-its-glory

Линкор "Адмирал граф Шпее".

9e91cddf796117af1112352f57ea85f3

HMS_Exeter_(68)_off_Coco_Solo_c1939

Крейсер "Эксетер". Его пластмассовую сборную модель клеили многие советские дети в 80-е годы прошлого века, не зная, что это "Эксетер".

db6f667ca2f3c3558ae1851f3b4af04d

AAF-0275-Achilles_1500px

Легкий крейсер "Ахиллес". Однотипный с ним "Аякс" выглядел аналогично.

Exeter'sDamage1939

Разбитые в бою со "Шпее" носовые орудийные башни "Эксетера".

Graf_Spee_scuttled

Подорванный и полузатонувший "Адмирал граф Шпее" догорает в заливе Ла-Плата.

mvd6633943_746b3b61f786a56c3f4d642fd404d23f.nbcnews-fp-1200-800

Кормовая фигура карманного линкора.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
Ну эти "линкоры" гораздо слабее того же Гнейзенау,фактически ТКР-переростки.Броня у них была емнип не больше 80мм.Англичане кстате 1 из башен главного калибра немцу подбили так что у Камберленда были неплохие шансы.
Хм, а я то думал какого черта он укрылся в гавани, не попытался оторваться. И кстати читал о том, что Лангсдорф любил рисковать, а в тот раз ошибся: принял крейсера за крейсер с парой эсминцев , а когда убедился в ошибке, было поздно отворачивать, пришлось принять бой. Черчилль в мемуарах описывает именно так.

Edited at 2016-12-13 09:18 pm (UTC)
А ведь точно! Я помню эту моделку в детстве. "Эксетер" значит)))
Хм, а я то думал какого черта он укрылся в гавани не попытался оторваться. И кстати читал о том что Лангсдорф ошибся: принял крейсера за крейсер с парой эсминцев , а когда убедился в ошибке было поздно отворачивать, пришлось принять бой.
Не все вовремя сообразили, что общество становится информационным :))

А фриц сглупил. Вместо того, чтобы пускать себе пулю в лоб, мог бы попросить политического убежища в Латинской Америке. Многие его однопартийцы после войны так и поступили.
Так то после войны, а тут война еще только начиналась и никто не знал, чем она закончится.
Карманный линкор
Кстати, а что за термин такой - "карманный линкор"? Откуда взялось такое название и что оно означает?
Re: Карманный линкор
Это промежуточный класс между крейсером и линкором. Размеры и бронирование как у тяжелого крейсера, а вооружение - примерно как у линкора.
> В результате британский флагман получил тяжелейшие повреждения, на нем были разбиты все три орудийные башни, вышло из строя рулевое управление, возникло несколько пожаров, а сам Хэрвуд получил осколочное ранение в лицо и на время потерял зрение.

поправка - Эксетер не флагман. Весь бой Харвуд на Аяксе.

Эксетер был флагманом до 27 октября.
Насчёт «без единого выстрела» всё-таки преувеличение, как мне кажется. Если бы не предшествующая битва, ещё неизвестно, как бы пошло дело.
Ну, Вы же поняли, что имелась в виду несостоявшаяся вторая битва.

Проблема рейдеров - принципиальная невозможность ремонта при сколько-нибудь значимых повреждениях. Так что рейд он уже закончил по любому, а доковылять до Германии в таких условиях он просто уже не мог. Так что выбор у адмирала был прост - погибнуть с честью и порядка 2000 человек за компанию - или ну его на фиг
Про аэродромы и Солонина отвечу позже, мне просто некогда

Замечательная история, всегда меня привлекала.
По прокладкам очень похоже, что немцы сразу нагрузили "Эксетеру", но это дало возможность "Аяксу" и "Ахиллесу" подойти на рабочую дистанцию, после чего скорострельность их орудий сыграла главную роль.
И конечно, впечатляет решительность Харвуда, особенно на фоне панического поведения Лангеманна. Не нравятся мне британцы, но из песни слова не выкинешь - моряки они настоящие.

З.Ы. Фото башен "Эксетера" шикарно, спасибо

З.З.Ы. Встречалось упоминание о том, что "Шпее" израсходовал почти все снаряды ГК, что делало бессмысленным столкновение даже с "Аяксом" и "Ахиллесом". Хотя последние ведь тоже не имели под рукой баржи с боеприпасами :)
Интересная история.
Читал раньше, но без подробностей самого сражения.
Спасибо, как всегда интересно.
Подойдет ли тут цитата Лаврова, интересно?
Старая игруха была, запамятовал название. Так вот там было это сражение и можно было играть и за немцев и за англичан. За немцев мне не удавалось выиграть, и вообще даже выжить проблема, играя за англичан победить легко.
Толку от 280мм никакого ещё и малый боезапас, англичане берут в круг- 203 и 152мм англичанина рвут броню, легкие выходят в торпедную атаку и фсё. Карманнику завидя эскадру- разворот и убегать отстреливаясь и надеяться на удачный выстрел.
А я в "Бэттлхокс", играя за японцев, в одиночку выигрывал Мидуэйское сражение. :)
Вообще, мелкие английские кораблики - это нечто. С тем авианосцем тоже чуть не выручили.

А какие потери были на "Аяксе" с "Ахиллесом"? Эксетеру-то понятно не сладко пришлось.