я

Не родись красивой

JU88_KG77_3_ZAH04

Широко известна "крылатая фраза" авиаконструктора А.Н. Туполева (хотя, иногда ее приписывают А.С. Яковлеву и даже О.К. Антонову): "Некрасивые самолеты не летают" (вариант: "Хорошо летают только красивые самолеты"). Ее часто цитируют, когда хотят похвалить тот или иной красивый, по мнению цитирующего, летательный аппарат, либо - наоборот, поругать некрасивый. Между тем, если вдуматься, смысла в этой фразе нет никакого.

Во-первых, красота - понятие относительное и целиком зависящее от эстетических предпочтений оценщика. Как говорится, одному нравится поп, другому - попадья, а третьему - арбуз или свиной хрящик. А Во-вторых, эстетика и аэродинамика - понятия, никак между собой не связанные. И далеко не всегда то, что кажется красивым, одновременно имеет высокие летные качества. Или - наоборот.

А вспомнил я об этом сегодня, потому что ровно 80 лет назад, 21 декабря 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип самолета "Юнкерс" Ju.88, который мало кто считает эталоном красоты и изящества. Однако эта машина стала одним из лучших и наиболее успешных бомбардировщиков Второй мировой войны. В 1940 году у нас в НИИ ВВС проходил испытания закупленный в Германии экземпляр Ju.88. И в отчете об этих испытаниях есть довольно необычная для подобных документов фраза: "Самолет выглядит уродливо, но при этом хорошо летает и легко управляется". Как видно, довлело над нашими инженерами и испытателями туполевское заблуждение (хотя сам Туполев уже сидел в "шарашке"), а его несоответствие с реальностью вызвало у них когнитивный диссонанс.

Между тем, дальнейшим развитием Ju.88 стал принятый на вооружение в 1943 году "головастик" Ju.188, выглядевший еще более нелепо и неказисто, но при этом обладавший еще более высокими летно-тактическими характеристиками. В общем, красота в авиации - дело далеко не главное.

Ju-88_Zivilmaschine_(KL-Archiv)_.jpg.8440924

Первый прототип Ju.88V-1 в испытательном полете.

ju88v-3

Третий прототип Ju.88V-3.

v1-1

Серийный Ju.88A-1, проходивший испытания в НИИ ВВС.

Junkers_Ju_188_E

Ju.188.
promo centercigr november 10, 10:40 4
Buy for 30 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
Красивый самолет. Немцы всегда красоту делали.
Я был на 100% уверен, что кто-то в комментариях обязательно назовет его красивым. И ждать пришлось всего 4 минуты. :))
"с хорошим мотором и забор полетит" -- это разве не туполев изначально?
Не Туполев,
это слова конструктора авиадвигателей Микулина.

"...Как-то вечером у Архангельского собрались старые друзья: Туполев, Стечкин, Микулин и
их жены. Вспоминали молодость, Жуковского. Потом незаметно перешли на сегодняшний
день. Микулин начал подробно рассказывать о своем новом моторе.
- Слушай, Микулин, - улыбнулся Туполев, - ты нам все время о моторах толкуешь. А
ведь главное-то самолет. А твой мотор дело второе, - Туполев подмигнул
Архангельскому.
Тот улыбнулся.
Микулин "завелся с пол-оборота":
- На моем моторе, Андрей Николаевич, не то что самолет, а ворота полетят!.."
(с) "Коснувшись неба". Л. Лазарев
Угу, согласен по обоим пунктам. Во-первых, дело вкуса (и ракурса тож :) -- вот например тот же F2A "Буффало" на проекциях уродец уродцем, а начал когда-то делать его 3D модель, покрутил -- вполне себе симпатичная машинка, оказывается, хоть и говном была. А с другой стороны те же "Хеллдайверы" или "Хеллкэты" -- страшные как хрен знает что, а на своём ТВД вполне себе нагибали. Или те же уродливые японские "сигары" G4M "Бетти"...
Толстота это хорошо. Толстота это надежно.
Это Вы про очередную вариацию не тему античного Ан-32? Печальное зрелище, но что им еще остается делать? Ни на что другое они уже давно не способны.
По-моему, тут просто слово "красота" употреблено не в смысле розовых бантиков, а в смысле "наивысшей целесообразности" (по И. Ефремову). Как сказал какой-то великий механик, "инженер должен чувствовать игру сил". Т.е. воспринимать совершенство не только через формулы и расчёты, но и в целом, синтетически - чувством.

Так мне кажется :)
Хотелось бы увидеть действительно некрасивый аэроплан.) Но Туполев говорил, что таких не бывает.)
Американский "невидимка" (видимый даже на старых радарах)
А мне очень нравятся варианты ju-88g (истребитель) и ju-88t (разведчик). Без подфюзеляжной гондолы и гранёного застеклённого носа - вполне себе симпатишный самолётик :-)
У немцев своё видение прекрасного:

Это не видение это результат техзадания. На которое потом положили тевтонский...

А так дажи и ничего
У "Юнкерса" почти все самолеты выглядели несколько "нестандартно"!)))))
Думал-думал... :)
И решил высказаться несколько еретически :)
Наверное он действительно "плохо летал" - так сказать "в общефилософском смысле" :)
А вот довольно дубовый Харрикейн - для примера :) - летал хорошо :)


Туполев знал о чем говорил. ))))))))
Не надо забывать, что критерии красоты у всех разные - у авиаконструкторов точно.
Очень отлично от обывательского "такой шикарный, как сигара".
Мало того, что некрасивый самолёт не полетит. Ещё ведь и нация, у которой исчезли верные представления о красоте, не выживет.