я

Пешка, не ставшая ферзем

На 22 декабря выпадает дата начала летных испытаний еще одного знаменитого советского самолета, точнее, его предшественника. В этот день 1939 года впервые взлетел высотный двухмоторный истребитель ВИ-100, он же - "сотка", сделанный по проекту Спецтехотдела (сокращенно - СТО, отсюда и цифровой индекс машины) НКВД, в котором работали заключенные "враги народа" под руководством "вредителя и саботажника" В.М. Петлякова. Чтобы обеспечить высотность и поднять рабочий потолок до 12 километров машину оснастили гермокабинами и турбокомпрессорами.

vi-100-2

vi-100-1

tis-07-680x495

Прототип истребителя ВИ-100. В точном соответствии с "теорией Туполева" - красивая машина.

Весной 1940 года взгляды советского руководства на будущую войну поменялись. Начальство решило, что дальний высотный перехватчик на ней не понадобится, зато понадобится в больших количествах скоростной пикирующий бомбардировщик. Петлякову дали команду срочно переделать машину, причем на работу отвели всего полтора месяца. Для упрощения и удешевления конструкции от турбокомпрессоров и гермокабин потребовали отказаться, из-за чего потолок машины упал с 12200 до 8700 метров, но для пикировщика это сочли достаточным. Впрочем, надежных и безотказных турбокомпрессоров в СССР все равно не было.

В июне 1940 года самолет под новым индексом ПБ-100, впоследствии замененным на Пе-2, приняли на вооружение и запустили в серийное производство на московском авиазаводе №22. Он выпускался всю войну, сперва в Москве, а потом - в Казани, став самым массовым советским бомбардировщиком, несмотря на целый ряд серьезных недостатков, снижавших его эффективность. На мой взгляд, ставка на эту машину оказалась одной из крупнейших ошибок командования РККА в области развития авиации, причем эта ошибка так и не была исправлена.

Пе-2 по всем параметрам, кроме небольшого преимущества в максимальной скорости, проигрывал бомбардировщику Архангельского Ар-2. Но именно это небольше преимущество стало решающим аргументом в пользу петляковской машины, несмотря на меньшую дальность полета, более низкий потолок, меньшую бомбовую нагрузку и гораздо более высокую сложность пилотирования по сравнению с Ар-2. Порой создается впечатление, что у тогдашних советских "вождей" в отношении авиации (да и не и только ее) имел место некий "скоростной фетишизм". Считалось, что более быстрая машина в любом случае лучше более медленной, и не важно, какой ценой куплено это преимущество.

У "сотки" и у Пе-2 более высокая, чем у Ар-2, скорость обеспечивалась за счет применения специального ламинизированного профиля крыла, обладающего меньшим аэродинамическим сопротивлением, но при этом имеющего худшее аэродинамическое качество на малых скоростях, что делало самолет весьма опасным на взлете и посадке. Особенно, если в кабине сидел летчик не выше среднего уровня. "Пешки" часто бились при заходе на посадку, а взлетать с максимальной бомбовой нагрузкой в одну тонну разрешалось только самым опытным пилотам. Остальные брали всего по 500-600 кг, что являлось смехотворно низкой величиной для двухмоторного бомбардировщика. При этом у Ар-2 стандартная бомбовая нагрузка составляла полторы тонны.

Пе-2 на испытаниях достиг скорости 540 км/ч, Ар-2 - 512 км/ч. Такая разница хорошо смотрится в таблицах ТТХ, однако, на практике она не имела значения, поскольку максимальная скорость самого массового на момент начала войны немецкого истребителя Bf.109F достигала 620 км/ч, а у появившегося в 1942 году Bf.109G - 640 км/ч. Таким образом, оба они без особых проблем догоняли как "арку", так и "пешку".

Еще менее выигрышно смотрится Пе-2 на фоне появившегося чуть позже него туполевского фронтового бомбардировщика Ту-2, которому "пешка" капитально проигрывала фактически по всем параметрам, из-за чего сразу после окончания войны ее сняли с производства и с вооружения, а Ту-2 продолжал выпускаться и еще пять лет оставался в строю. Однако во время войны "пешек" наштамповали более 11 тысяч, а Ту-2 - всего лишь 800. И это, в общем, совсем не радует.

Pe-2 on ski_2

Пе-2 образца 1941 года на лыжном шасси.

color-pe-2
Пе-2 образца 1942 года (Пе-2ФТ) в зимнем и летнем камуфляже.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Если не ошибаюсь, Полбин был горячим сторонником Пе-2, так как это был именно пикирующий бомбардировщик. Но, опять-таки, если не ошибаюсь, кроме Полбина и его ребят у нас толком никто и не умел с пикирования. Так что это крайне полезная фишка оказалась почти не востребована.
>у нас толком никто и не умел с пикирования

Ну не Полбиным единым. 40й СБАП на Черном море. Кстати этот полк хорош тем что там были и Ар-2, и даже исходная "сотка" от Петлякова туда попала как пишут...

Удар по нефтескладам в 1941 м в Румынии они шестеркой знатно нанесли, четверть миллиона тонн погоре в конечном итоге за две бомбежки. С пикирования оба раза. Потери 1 машина.







А как в сравнении по технологичности изготовления были самолеты?
Это главная беда в дискуссии Ар-2 против Пе-2

Ар-2 собирались по обходной технологии, как СБ последних серий - с кучей ручного труда и т.п. "хлопуны" на крыле вручную отжимали и т.п.

Для Пешек с самого начала была ставка на большую пребольшую серию - потому сделали все кондукторы и оснастку. (именно из за этих шаблонов под крыло так и не смогли за войну профиль поменять, хотя понимали эту ошибку - пришлось бы переделывать всю производственную линию. Для истребителей Пе-3бис, что выпускались малой серией - крыло после изготовления переделывали профилем вручную как пример).

В общем по технологичности в человеко- часах Пешка крыла всех... Но вопрос остается - если бы для Ар-2 делали бы такую же оснастку она ВОЗМОЖНО была бы более технологичной. Или нет.

Этот вопрос в общем нерешаем...
В 1941 году себестоимость производства Пе-2 составляла 485-700 тысяч рублей в зависимости от завода-производителя. Ар-2 с теми же моторами - 340 тысяч.
Петляков убился на своей машине при перелете в Москву, похоронен был в Казани.... на казанских кладбищах есть еще несколько могил перегонщиков, погибших после взлета с завода 22...
Да, я знаю. При этом самолеты взлетали без бомб.
Т потерялось
(Anonymous)
"советских "вождей" в отношении авиации (да и не и олько ее)"
Довольно странная ситуация на фоне явно успешных для СССР по части авиации 30-х.
Для авиации СССР 30-ые были лихорадочными. Дело закончилось попросту истерикой. Взять хоть расстрелы и лишение свободы лучших деятелей авиации или попытки одновременной разработки десятков самолетов схожего назначения. Тех же истребителей.

И никаких надежд, что степень сумасшествия сама себе поставит предел, на мой взгляд. Кстати, такая обстановка может быть предпосылкой творческих взлетов. То же было в Германии в конце обеих войн.

Румянец бывает и от лихорадки.
АР-2 - бумажный тигр.
Это по табличкам можно рассказывать про чуть-чуть меньшую скорость и офигенную нагрузку.
А если чуть посмотреть на компоновку и данные с испытаний - понятно, почему Ар-2 списали.

1) У Пе-2 два стрелка на заднюю полусферу, у Ар-2 - один
2) Пе-2 может оторваться от мессершмиттов пикированием
3) БОльшая бомбовая нагрузка Ар-2 обеспечивается только для горизонтального бомбометания
4) БОльшая бомбовая нагрузка Ар-2 нарисована за счет недолива бензина и сокращения при ней радиуса действия
1) Зато у Пе-2 нет стрелка на переднюю полусферу. А пилот просто не увидит истребитель, атакующий спереди-снизу.
2) Не может. У "мессера" максимально допустимая скорость пикирования - 800-840 км/ч, а у "пешки" - 700-720.
3) Пе-2 почти всегда, за редким исключением, бомбили с горизонтального полета.
4) У Пе-2 - то же самое. Тонну бомб он мог таскать лишь в перегрузку и на относительно близкие дистанции.
прикол в том, что самолет Мустанг с ламинаризированным профилем тоже сложный на посадке, реально сложный. У всех таких крыльев ранний срыв. И вот поди ж ты, Р-51 воспевают...

Пешка была самолет как самолет, не хуже многих
У них летчиков готовили гораздо дольше и лучше, чем у нас. Поэтому то, что для наших было слишком сложно, для них - нормально.
Помню читал отчет об испытаниях "Москито" в СССР. Написано, что всем хорош, одно плохо - чересчур сложный на посадке (в конце концов на посадке его и разложили). При этом английские летчики никогда и ничего подобного об этой машине не писали и им она не казалась слишком сложной.

///////////Пешка была самолет как самолет, не хуже многих.

Она была хуже Ар-2 и Ту-2. Потому что это истребитель, из которого кое-как впопыхах слепили бомбардировщик с крохотным бомбоотсеком.
Ту-2 хороший самолёт, только где двигатели под него?
Делаем чуть больше "яков", чуть меньше "лавок" и вот они - движки! :)
>> Порой создается впечатление, что у тогдашних советских "вождей" в отношении авиации (да и не и только ее) имел место некий "скоростной фетишизм".

Если бы только у советских... Концепция "the bomber will always get through" родилась далеко не в СССРе и далеко не в 1939 г. как-бы. Это сказал некто Стэнли Болдуин в 1932-ом. Из всех серьёзных акторов лишь джапы заранее (на собственных шишках) успели на практике понять, что это сильно не так и озаботиться эскортными истребителями с дальностью равной тем бомберам (за счёт штатных подвесных баков в первую очередь). А все остальные "великие авиадержавы" благополучно гоняли неприкрытые средние/дальние бомберы как минимум до 43-го года, а то и дальше.
Тоже верно, но у нас в жертву "богу скорости" приносили еще и бомбовую нагрузку.
Тут такое дело, что сравнивать разные страны трудно. Подходы разные.

Где-то несколько раций и навороченный бомбовый прицел обязателен, протектирование и наддув, размер кабины, обзор при посадке, взлетно-посадочные ограничения, размер укрытий даже влияют на то, что именно подразумевается под "скорость любой ценой".

Хороший пример скоростного бомбардировщика по-английски - Mosquito. Там было довольно много такого, что у нас считали излишеством или, по крайней мере, роскошью.

Например, Boeing YB-9 для 1932 выглядел как мечта. Но не имел успеха из-за того, что его фюзеляж сочли слишком узким. Даже не стали переделывать, а отказались. Наверное поэтому впредь бомбардировщики Boeing сравнительно толсты.
Пе-2 - самый удачный пикирующий бомбардировщик. Правда, инструкция запрещала летчикам метать бомбы с пикирования.)
> Правда, инструкция запрещала летчикам метать бомбы с пикирования.)

Какая инструкция? :-) Вот у меня "Самолет Пе-2" 1945 г (при этом это 4е издание, были и раньше) - там все регулировки и установки для пикирования - где там инструкция запрещающая пикировать то????