я

Зажгли на Новый год

operation_bodenplatte__00546.1427156913.1280.1280

Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный и зажигательный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на победу стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и боеспособность. Однако этот расчет не оправдался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены сперва замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановиться, так и не решив поставленных задач. Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием "Боденплатте" (в переводе - "фундамент" или "опорная плита"), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить свою активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте - 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которых не учили бомбить, а также - инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и не умевших ориентироваться на местности. Из них этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку, так как о "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов", еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий "орднунг" уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, из-за чего три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу. Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против "Мустангов", "Спитфайров" и "Темпестов". Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую - на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты "Боденплатте" оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен. Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Особенно болезненной была гибель целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых "Летающих крепостей".

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо - из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава составляли всего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк. Таким образом, союзники потеряли больше техники - 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция "Боденплатте" потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, "Боденплатте" стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но прощальный салют получился впечатляющим.

boden
Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции "Боденплатте". Внизу - один из реактивных бомбардировщиков Арадо-234, нанесших утром 1 января 1945 года отвлекающий удар по городу Антверпен.

bodenplatte-debacle-at-y-29-2__29432.1453220186.1280.1280

"Фокке-Вульфы" и "Мессершмитты" атакуют американский аэродром.

263f1521a98417f983212f42b691c130

31925

Английские истребители-бомбардировщики "Тайфун", сгоревшие при штурмовке аэродрома "Эйдховен". Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 "Тайфунов" и четыре истребителя "Спитфайр" в варианте фоторазведчика. Еще один "Спитфайр", успевший взлететь, погиб в воздушном бою с "Фокке-Вульфами". Атака "Эйдховена" - один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции "Боденплатте". На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.

Metz_Airfield_-_Destroyed_P-47s_Operation_Bodenplatte

Два из двенадцати американских "Тандерболтов", сожженных на аэродроме "Метц-Фрескати".

wpid-wp-1422870069455

Английский связной самолет Авро "Энсон", уничтоженный на аэродроме "Брюссель-Мельсброк".
Далее - самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции "Боденплатте".

black12

Bf-109G14-13.JG53-(W13+-)-Herbert-Maxis-784993-Bodenplatte-1945-00

Messerschmitt
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
надо было на 9 мая на советских нападать
общеизвестно, что в этот день у них парад и пьянка, а в таком случае наиболее удобно уничтожать всё
а что поделать: 1 мая и 7-8 ноября не нападешь, у самих праздник
Боденплатте - воздушная фаза операции Нордвинд.
"один из реактивных бомбардировщиков Арадо-274"

Арадо-234, очепятка.
через 50 лет кое кто тоже думал, что защитники одного города в новогоднюю ночь будут небоеспособны...
В свое время была популярна версия о больших потерях от "дружественного огня" собственной ПВО, которую якобы не предупредили о рейде.
(Anonymous)
Мавлютов Марат Мансурович.
Ведь зима-зимой
Чем собираются отапливаться, когда весь наш газ сожгут?
Из текста я понял, что большая часть аэродромов таки была успешно накрыта. А вот почему там их уже ждали (коль такая секретность была) - не понял. Подслушивали радиоэфир во время пролёта Голландии?
Если бы их там ждали, то все те, кого немцы сожгли на земле, встречали бы их в воздухе.
В том-то и дело. Тогда - в чем "провал"? Откуда такие потери?
Радиолокаторы, наземные посты ВНОС, воздушные патрули, зенитная артиллерия... Очень многие обязаны были по должности бдеть на посту и в новогоднюю ночь и в посленовогоднее утро. Информированная интуиция подсказывает мне, что после пяти лет войны явных сачков и вахлаков на таких постах не было...

И ещё один нюанс - это у нас за годы советской власти выработалась привычка праздновать новый год. На западе празднуют рождество, причём по григорианскому календарю.
Судя по цифрам разбитых самолётов НА АЭРОДРОМАХ - "бдили" на постах не очень, т.е. новогодний сюрприз немцев удался. Другое дело, что 13 аэродромов - это "копейки. А после первой бомбы шухер у союзников поднялся нешуточный, подняли в округе всё, что можно и били, похоже, уже вдогон. Отвели душу....
Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну.

Про максимальные потери Люфтваффе за один день - информация не верная.
А в какой день они потеряли больше самолетов в одной операции?
10 мая 1940 года Люфтваффе участвовало в одной операции
10 мая 1940 года немцы безвозвратно потеряли 110 боевых и 125 транспортных самолетов. То есть, всего 235, что существенно меньше, чем 274, даже с учетом транспортников. В отчете 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе есть полная разблюдовка по типам, местам и обстоятельствам потери каждого самолета, за исключением 14 машин, числящихся пропавшими без вести.
Что-то отстал от исторической науки по этому вопросу. Что данные, приводимые А. Степановым уже не актуальны? И да, транспортные самолеты должны учитываться: официально машины Люфтваффе и участвовали в боевой операции.
Вот я их и учел. А по поводу Степанова и его данных я уже писал давным-давно. Вот тут почитайте, если интересно.
http://vikond65.livejournal.com/7447.html
http://vikond65.livejournal.com/7703.html
http://vikond65.livejournal.com/8228.html
А потом было продолжение, когда на эту мою статейку оперативно отреагировал господин Солонин.
http://vikond65.livejournal.com/11519.html
(Anonymous)
Спасибо, интересно. То есть Вы, как транслятор данных Хутена и Корнуэлла, считаете их более достоверными чем имение А. Степанова, транслятора данных Джексона, Бриндли, Тейлора и Мандея? Как человек не достаточно компетентный, спорить не буду. Правда есть еще журнал потерь Люфтваффе, который как Вы сами заметили постоянно занижает потери. Или Корнуэлл завышает?

Впрочем, есть один вопрос, в котором Вы мне возможно сможете помочь разобраться. Речь идет о Vought V.156F - пикировщиках морской авиации, закупленных в США. Они попали на вооружение только двух эскадрилий АВ1 и АВ3 по 12 единиц в каждую (по други данным по 11). Под удар в Alprecht попали машины, судя по всему, эскадрильи АВ3, которая после этого была выведена из первой линии и после получения новых Vought V.156F воевала уже против Италии. Если действительно это так (хотя, кстати, на всех фото ангары в Alprecht с целой крышей), что про какие еще 12 машин были повреждены и потом списаны? Очень сомнительно что эскадрильи АВ1, так как та вскоре вступила в бой в полном составе. Возможно ей в супер ускоренном темпе выдали новую матчасть, но тогда не сходится математика. Дело в том, что все успели поставить французам 34 Vought V.156F: это первоначальный состав АВ1 и АВ3, плюс новый состав АВ3 на итальянском фронте.

Вы можете этот прокоментировать?
Вообще-то, французы получили 40 машин. 34 из них были получены до 3 сентября 1939 года, а остальные после вступления Франции в войну отправили через Канаду. В Альпрехе были уничтожены, либо фатально повреждены 24 машины, принадлежавшие эскадрилье АВ3, все их бортовые номера - известны, эти номера я перечислил. Никакого противоречия в цифрах я не вижу, может, поясните смысл своей претензии?
Не то что бы претензии...
1. По всем данным в эскадрильи АВ3 было 12 машин. Как и в АВ1. Как в составе эскадрильи АВ3 могло неожиданно находится в два раза больше машин?
2. Если в Alprecht уничтожили 24 Vought V.156F, а в АВ1 оставалось 12 (до 20 мая), то как эскадрилья АВ3 получила новые 12 машин после переброски ее личного состава на итальянский фронт (24+12+12 = 48; 48>40 поставленных)? Теперь противоречие в цифрах наглядно?

Я ничего точно не утверждаю, но людям свойственно ошибаться. Даже с такой солидной фамилией как Корнуэлл.


А откуда известно, что в АВ1 20 мая было 12 "Воутов" и что АВ3 после переброски на итальянский фронт получила еще 12 машин?
Пользовался доступными источниками. Например:
На 10 мая 1940 года АВ1 - 12 Vought V.156F, АВ3 (в Alprech) - 12 Vought V.156F
http://france1940.free.fr/aeronaval/aero_may.html

На 5 июня 140 года АВ3 - 12 Vought V.156F (в Cuers)
http://france1940.free.fr/aeronaval/aero_jun.html

Источник данных указан в конце материала.

Как видите никаких эскадрилий по 24 самолета нет (их во Франции тогда в принципе не было для однотипных самолетов) и наблюдается три комплекта по 12 машин: АВ1, АВ3 и АВ3 (ІІ). Это вполне согласуется с всего 40 поставленными Vought V.156F.
////////////Пользовался доступными источниками. Например:
На 10 мая 1940 года АВ1 - 12 Vought V.156F, АВ3 (в Alprech) - 12 Vought V.156F
http://france1940.free.fr/aeronaval/aero_may.html

В этой таблице всего 25 "Воутов", а где же остальные 15?

////////////На 5 июня 140 года АВ3 - 12 Vought V.156F (в Cuers)
http://france1940.free.fr/aeronaval/aero_jun.html

Извините, но откуда у Вас информация, что 20 мая в АВ1 было 12 "Воутов"?

////////////Как видите никаких эскадрилий по 24 самолета нет (их во Франции тогда в принципе не было для однотипных самолетов) и наблюдается три комплекта по 12 машин: АВ1, АВ3 и АВ3 (ІІ). Это вполне согласуется с всего 40 поставленными Vought V.156F.

Согласен, эскадрилий с боевым составом более 13 самолетов у французов не было. Значит, остальные числились в резерве. Иначе, как объяснить их отсутствие в первой таблице?
Кстати, интересен еще один нюанс: во второй таблице нет эскадрильи АВ1. Значит, до 5 июня она была расформирована, а ее самолеты - переданы в АВ3. Таким образом, 5 июня у французов оставалось всего 12 "Воутов". Это дает величину потерь с 10 мая по 4 июня - 28 машин.
/////В этой таблице всего 25 "Воутов", а где же остальные 15?
В резерве, откуда и получила свои машины АВ3 (ІІ). Скорее всего он был в Орли, где французы собирали Vought V.156F.

/////Извините, но откуда у Вас информация, что 20 мая в АВ1 было 12 "Воутов"?
Такая информация вполне доступна. Например, история эскадрильи АВ1 здесь (в правой колонке):
http://auxmarins.net//fiche_marin/9410/Martin

Вкратце: после разгрома матчасти АВ3 в Alprecht, эскадрилья АВ1 спешно перебрасывается из Hyères на Север Франции. 16 мая она начинает совершать боевые вылеты, а 17 теряет первую машину - она упала в районе Isigny по технически причинам, после бомбардировки немецких артиллерийских позиций близ Walcheren. 20 мая 11 Vought V.156F атакуют мост через канал близ ... В этом бою эскадрилья АВ1 теряет 5 машин.

Получается 1 машина упавшая 17 мая + 11 машин в атаке 20 мая дают нам 12 машин.

/////Кстати, интересен еще один нюанс: во второй таблице нет эскадрильи АВ1. Значит, до 5 июня она была расформирована, а ее самолеты - переданы в АВ3. Таким образом, 5 июня у французов оставалось всего 12 "Воутов". Это дает величину потерь с 10 мая по 4 июня - 28 машин.

Эскадрилья АВ1 потеряла 1 машину 17 мая, 5 20 мая и еще 1 в боях при эвакуации Дюнкерка. Даже если предположить, что в отступлении после обвала фронта уцелели все оставшиеся Vought V.156F то остается 5 машин (12-1-5-1=5)

Этого все равно мало, если признать версию про потерю 24 самолетов 10 мая: 40 заказали - 24 потеряно в Alprecht - 7 потери АВ1 = 9 самолетов. А эскадрилья АВ3 (ІІ) получила 12. Как я уже говорил, математика не сходится.


Вот уж точно, как новый год встретишь, так его и проведёшь.
Дочитала до : "...было сбито, по разным данным, от 17 до 35 ..." - не по-немецки большое расхождение в цифрах.
Там сложно было определить, кого сбили немецкие зенитчики, а кого - союзники. Тем более, что сбитый самолет не всегда падает сразу.
если не сразу, то логично, что экипаж успевает что-то сказать в эфире....
Когда в воздухе одновременно более 1000 самолетов, очень сложно разобрать, а тем более - запомнить, кто и что сказал или крикнул. Радиопереговоры тогда не записывались.
И вся тысяча на 1 командный пункт на один динамик и микрофон.....:)))
А какая разница, сколько там было динамиков и микрофонов? Неужели вы думаете, что всё, звучавшее в эфире, кто-то записывал на бумажку?
Ничего не скажешь - облом у гитлеропитеков вышел впечатляющий. А западные союзники в целом оказались на высоте. Интересно: для этой операции немцы с Восточного фронта хоть что-нибудь взяли?
Эйдховена?
(Anonymous)
Эйндховена.

Опечатка, извините.
"Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь." Здесь что-то не так. 1945 год, масштабная операция, Неужели зенитчики были так пьяны, что проигнорировали данные радиоопознавания.
Интересно, сколько машин Люфтваффе не имели FuG 25a "Erstling".
И насколько вероятно, что у ПВО стратегического объекта не находились в дежурстве Freya или Würzburg FuG 25a? Это почти невероятно. Хотя война-есть война, к тому же 1 января, остатки оливье и рассол ツ