я

Взлетевший выше всех

Latham_Arthur_Louis_Hubert_0001(ф)

7 января 1910 года французский авиатор Юбер Латам установил мировой рекорд высоты полета, впервые поднявшись на 1100 метров на летательном аппарате тяжелее воздуха. Для аэростатов и дирижаблей такая высота уже давно не считалась выдающейся, но для аэропланов предыдущее наивысшее достижение составляло всего около 500 метров. Латам перекрыл его более чем вдвое. А чуть позже он побил собственный рекорд, набрав высоту 1384 метра. 23 апреля того же года Латам установил еще и мировой рекорд скорости, разогнавшись на своем аэроплане аж до 77,6 километров в час.

Странно, что этот выдающийся летчик, имевший пилотское свидетельство за номером "9", у нас почти неизвестен. Даже в русскоязычной Википедии и энциклопедии "Авиация" отсутствуют статьи о нем. Его фамилия упоминается только в связи с попыткой перелететь Ла-Манш в 1909 году, которая не удалась из-за отказа двигателя. Латам тогда не дотянул до английского берега всего километр и совершил посадку на воду. Через неделю бросок через пролив успешно совершил Луи Блерио, получив многотысячный приз и всемирную славу. А двигатель на самолете Латама, как выяснилось чуть позже, заглох из-за небрежно профильтрованного бензина. От таких "мелочей" порой зависят мировые приоритеты.

Все свои рекорды Латам установил на монопланах "Антуанетт" французского авиаконструктора Леона Левавассье. Свое название они получили в честь дочери промышленника Жюля Гастамбида, выделившего средства на их постройку. И это же название Левавассье дал организованной им совместно с Гастамбидом в 1906 году моторостроительной фирме. Левавассье проектировал не только сами аэропланы, но и двигатели для них, которые пользовались на заре авиации большой популярностью и ставились на аэропланы многих марок.

В конце 1911 года 29-летний Юбер Латам трагически погиб при загадочных обстоятельствах, причем его смерть не была связана с авиацией. По официальной версии, его затоптал буйвол во время охоты в Конго. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой пилота убили с целью ограбления местные жители, нанятые им в качестве проводников и носильщиков. В пользу этой версии говорит то, что на обнаруженном спустя несколько дней после гибели теле летчика не было травм, кроме следа от удара тупым тяжелым предметом по голове. Вдобавок, проводники и носильщики куда-то исчезли, а вместе с ними исчезла дорогая охотничья винтовка Латама и его личные вещи.

Но местному колониальному начальству было проще не возбуждать уголовного дела, а списать всё на несчастный случай, что оно и сделало. Спустя год после гибели Латама фирма "Антуанетт" обанкротилась, не выдержав конкуренции с авиазаводами Фармана, Вуазена, Ньюпора и Блерио.
На заставке Юбер Латам в кабине моноплана "Антуанетт-VII", на котором он установил высотные рекорды. Этот летчик отличался тем, что почти никогда, в том числе и в полете, не выпускал изо рта мундштук с сигаретой. Даже после аварийной посадки в Ла-Манше он, сидя по пояс в воде, как ни в чем не бывало, продолжал курить.

antoinette-iv-50hp-v-8-latham-levavasseur-camp-chalons-5-june-1909

Латам (в центре) и Левавассье (справа) возле самолета "Антуанетт-IV", на котором была совершена неудачная попытка перелета через Ла-Манш. Снимок 1909 года.

79036397

histoire-de-laviation-Juin-1909-Latham-sur-Antoinette-

"Антуанетт-IV" в полете. Самолет имел весьма оригинальную схему шасси с подкрыльевыми опорами.

SI-2001-11694-P

"Антуанетт-V" с велосипедным шасси без противокапотажного колесика.

histoire-de-laviation-En-1909-lAntoinette-dhubert-Latham-063

"Антуанетт-VI", на котором шасси было в очередной раз переделано и оснащено пневматическим амортизатором.

latham-antoinette-vii-100hp-v-16-ny-1910

"Антуанетт-VII". На этой машине Левавассье отказался от элеронов, применив управление по крену путем искривления законцовок крыла (гоширования). Самолет оснащен 16-цилиндровым V-образным мотором мощностью 100 л.с. и деревянным профилированным винтом, вместо применявшегося ранее винта с плоскими алюминиевыми лопастями в виде весел.

Antoinette-7_GA-1

Схема "Антуанетт-VII" с восьмицилиндровым 50-сильным мотором.

arionette2

60481329

Полноразмерная реплика двухместного варианта "Антуанетт-VII" в Парижском музее авиации.

Moteur_de_l_Antoinette_VII_Musee_du_Bourget_P1010360

Силовая установка "Антуанетт" - одноименный восьмицилиндровый мотор водяного охлаждения. Каждый цилиндр двигателя оснащен индивидуальным карбюратором с воздухозаборником. По бортам фюзеляжа укреплены трубчатые водорадиаторы, а за мотором - цилиндрический водяной бачок.

post-1379-0-35032800-1321127897

Юбер Латам испытывает первый авиационный тренажер, разработанный Левавассье и служивший для обучения полетам на "Антуанетте". Ассистенты, вручную наклоняя кабину, имитировали крен и дифферент, а пилот должен был парировать их, вращая штурвальчики.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Если память не изменяет, Амундсен свой самолёт назвал именно в честь него
Это не он назвал. Авиастроительную фирму Société Latham & Cie основал в 1916 году Жан Латам, брат Юбера Латама.
Судя по конструкции шасси и отсутствию элеронов, - "семерка".
Знаю я старика Латама:) И даже Сантос-Дюмона знаю, правда, не лично, а вот мой прадед, по словам моего деда их и лично знавал... А тренажер - это, случайно, не из Этампта?:)

Edited at 2017-01-07 10:21 pm (UTC)
Было такое местечко, Этамп, во Франции, в начале прошлого века этакий общееевропейский рассадник авиаторов. По-существу, клуб по интересам, фактически, но там пытались использовать тренажеры для подготовки пилотов.

Edited at 2017-01-07 10:43 pm (UTC)
Кстати, а двигатель - какой красавец, на черно-белых фотографиях этого не заметишь, а на реплике - все просто сияет:)
Представляю какой труд был регулировать карбюраторы. Помню, как мы с приятелем настраивали все его шесть карбюраторов "Вебер" на БМВ и тихо ужасаюсь.

Edited at 2017-01-08 01:26 am (UTC)
Нелегкая была жизнь у тогдашних мотористов. :)
И не говорите, мне уже тихо выть хочется от поставок деталей от "Оберурселя":)
(Anonymous)
Братья Райт или Сантос-Дюмон?)
Кто лучше?))
Штурвальчики-то на самолетах прижились, правда для других целей (от тримметров до уборки шасси).

Интересный самолет, его чертежи ЕМНИП в Крыльях Родины были в конце 80-х или в начале 90-х.
Типовой орган управления в тогдашней технике. Где они только не применялись - от трамваев и паровозов до подводных лодок. :)
здорово!
рискую предложить сделать серию постов про рекорды скорости на земле 1900-1940гг....
но только не по советской книге Е.Кочнева "люли автомобили рекорды" - я её почти наизусть знаю.
В 1909 году Латам не дотянул 1 км до английского берега. А в 1911-м - "не дотянул" трёх лет до Первой Мировой. А жалко. Рискну предположить, что воевал бы он не хуже немецких асов.
(Anonymous)
Мавлютов Марат Мансурович.
Левавассье?
Наверное , всё-таки Левавассер?
Клянусь моей парижской тёткой не отвлекайтесь на мелочи