я

Жестокий Таракан

1941-heroic-dutch-stand-at-tarakan-31-war-gum-collectors-card-888888941_27520161327126766

75 лет назад, 10 января 1942 года японская армия и флот начали десантную операцию по захвату острова Таракан. Под этим относительно небольшим островком размером 18х20 километров и его прибрежной зоной находится крупное нефтяное месторождение, захват которого был для японцев одной из главных целей начального этапа войны на Тихом океане.

Таракан, расположенный в нескольких километрах от восточного побережья острова Борнео, входил в состав голландской колонии Ост-Индия (ныне - Индонезия) и его защищал гарнизон колониальных войск численностью 1300 человек с восемью полевыми и восемью зенитными орудиями, а также - семью пулеметными бронеавтомобилями. С юга подходы к острову охраняла береговая батарея, состоявшая из двух 120-миллиметровых и четырех 75-миллиметровых пушек, а на севера - еще одна, с четырьмя 75-миллиметровками. При этом с востока и запада Таракан был беззащитен, но там его берега сильно заболочены, что затрудняет высадку десантов.

Днем 10 января голландский разведывательный гидросамолет "Дорнье-24" обнаружил приближение к Таракану крупной вражеской флотилии. Узнав об этом, комендант острова полковник Симон де Вааль приказал поджечь нефтепромыслы, нефтехранилища и станции по перекачке нефти. Вечером, когда стемнело, японцы, не встречая сопротивления, начали высадку на восточном берегу. В операции были задействованы силы 2-й специальной бригады морской пехоты "Куре" и 56-го пехотного полка общей численностью 6600 человек под командованием генерал-майора Сидзуо Сакагути.

Ранним утром 11 января японские войска стали медленно продвигаться сквозь прибрежные болота и густые мангровые заросли в сторону яркого зарева, освещавшего горящие нефтепромыслы и столицу острова - городок Таракан. На окраинах этого городка де Вааль решил занять оборону и дать бой. Однако защитники острова продержались недолго. Японцы штыковой атакой выбили их из наспех вырытых окопов и отбросили в город. После этого полковник решил, что дальнейшее сопротивление бесполезно и отправил к противнику парламентера с белым флагом и согласием на капитуляцию.

О том, что гарнизон сдается, сразу было сообщено по радио второй десантной флотилии, огибавшей южную оконечность острова, чтобы высадить десант на западном берегу. Получив депешу, японцы больше не опасались южной береговой батареи и взяли курс вдоль побережья, в пределах досягаемости ее орудий. Однако на батарее то ли не получили приказа о сдаче, то ли отказались его выполнять, открыв беглый огонь по проплывающим мимо судам. Прежде чем их команды успели отреагировать и выйти из зоны обстрела, несколькими удачными попаданиями были потоплены тральщики W13 и W14, которые использовались в качестве транспортов. При этом погибло 200 японских моряков и десантников.

Остальные корабли обошли батарею и произвели высадку позади нее. Морские пехотинцы атаковали артиллеристов с тыла и безжалостно перебили всех, не беря пленных. Тем временем, в городе Таракан сложили оружие 870 голландских солдат и офицеров. Судьба их была печальной. Генерал Скакгути, взбешенный тем, что голландцы уничтожили нефтепромыслы и, вопреки договоренности о сдаче, обстреляли его корабли, приказал утопить всех пленных.

В тот же день приказ был исполнен. Пленников связали, загнали на палубы, отвезли на пару километров от берега и сбросили в воду. Никакого наказания за это зверство генерал и его подчиненные не понесли. Таким образом, японцы наглядно продемонстрировали, что не намерены вести войну в соответствии с международными конвенциями и европейскими моральными нормами ХХ века. Их мораль была совсем иной.

Последним аккордом тараканской драмы был налет на остров нескольких голландских бомбардировщиков "Мартин-139". Самолеты, взлетевшие с Борнео, сбросили бомбы на японский лагерь, убив 18 солдат и ранив еще несколько десятков. В результате, общие потери японской армии и флота при захвате Таракана составили 255 человек, из которых лишь 37 погибли в наземных боях с защитниками острова.

1 мая 1945 года австралийские войска начали операцию по освобождению Таракана. Японцы сопротивлялись гораздо более упорно чем голландцы, поэтому, несмотря на подавляющее превосходство австралийцев в численности и огневой мощи, сражение за остров затянулось на полтора месяца. Однако это уже другая история.

На заставке - открытка времен войны с изображением того, как голландские артиллеристы на Таракане героически топят японские корабли. А сбитый самолет пририсован зря, поскольку ни одного самолета японцы при захвате острова не теряли.

COLLECTIE_TROPENMUSEUM_Boortoren_van_de_B.P.M._op_het_eiland_Tarakan_TMnr_10007088

Довоенный снимок одной из нефтяных вышек на Таракане и японское фото сожженной голландцами нефтебазы.

479dc44360bdcab2ba83cc91cce9602f

Голландские колониальные солдаты в Ост-Индии.

09122011251

Слева - одно из уцелевших на Таракане до наших дней 120-миллиметровых береговых орудий с бронещитом. Справа - голландский колониальный морской пехотинец и солдат наземной аэродромной команды ВВС в обмундировании 1941-42 годов.

VJ1FjJj

Слева - японские десантники высаживаются на одном из островов голландской Ост-Индии. Справа - обмундирование японского пехотного офицера, сержанта и воздушного десантника времен Тихоокеанской войны 1941-45 годов.

92_4

Голландский бомбардировщик американского производства "Мартин-139".

wh-139-4

"Мартин" на Борнео готовят к боевому вылету против японцев, 1942 год.

NLMS_Prins_van_Oranje

Голландский тральщик "Принц ван Орандж", переоборудованный из гражданского пассажирского судна. 10 января 1942 года этот корабль стоял в порту Таракана. Узнав о приближении японской эскадры, он попытался уйти в Австралию, но был перехвачен японскими миноносцами и потоплен вместе со всей командой.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
"Que la existencia de la República del Paraguay era la garantía natural de esa libertad fluvial, sin la cual su existencia como Estado Soberano correría el más grave peligro..
El Paraguay, que así lo ha comprendido, íué el primero en inaugurar el nuevo orden de cosas por el tratado de Marzo 1853, de libertad fluvial, que firmó, no sólo con las naciones ribereñas, sino también con las potencias marítimas de Europa y América, la Francia, Inglaterra, Italia, Estados Unidos, etc., etc. (Here the Paraguayan diplomat admits that Paraguay has signed free navigation agreements with England, USA, France, Italy).

«Nosotros no criticamos á la Inglaterra ni á la Francia, por haber prolongado hasta una contemporización deplorable los esfuerzos que han hecho por conservar la paz del muiulo". (Here the diplomat confesses that England and France made efforts to keep the peace)".