я

Сумма технологий 2

Окончание, начало - тут.

locomotive_seguin_011

СТИМПАНК

Тут всё понятно: викторианская эпоха, промышленная революция, господство паровых технологий. Пароходы, паровозы, паролёты, паромобили и пароциклы. Коптящие небо дымовые трубы, огненная поэзия угля и стали. На смену утонченно-изящным механизмам галантного века приходит иная эстетика индустриальной мощи огромных машин.

Одновременно с промышленной революцией совершается переворот в военном деле. Револьверы, дальнобойные нарезные орудия и винтовки, митральезы и броня обеспечивают переход вооруженного противоборства на качественно новый уровень, в котором рукопашные схватки постепенно становятся анахронизмом. Однако военные мундиры все еще остаются по-прежнему яркими и пестрыми, с обилием декоративных элементов, что придает эпохе стимпанка дополнительный шарм и колорит.

Дирижабли начинают покорение неба, субмарины проникают в подводный мир, железные дороги, телеграф и телефон сокращают расстояния и ускоряют темп событий, а газовый и электрический свет разгоняют тьму. Фотографы дают людям возможность увидеть происходящее гораздо точнее, полнее и быстрее, чем рисовальщики и живописцы. В общем, прекрасная эпоха, и даже зловоние смога - одной из "визиток" стимпанка - не может обнулить ее достоинств.

Стимпанковая стилистика в одежде это обычный викторианский костюм, в сущности, не сильно отличающийся от современного, но дополненный милыми архаичными аксессуарами, такими как цилиндр или котелок, гамаши, трость или зонт-трость, плащ с пелериной, пенсне или монокль и карманные часы с цепочкой. А вот очки - "консервы", пилотские шлемы, перчатки-митенки, всякие бесполезные кожаные причиндалы, а тем более - различные жутковатые маски, которые сейчас считаются непременными атрибутами "стимпанк-стайл", не имеют к нему никакого отношения.

christie1

ДИЗЕЛЬПАНК (поджанр - АЭРОПАНК)

По мере ускорения технического прогресса продолжительность технологических эпох неуклонно сокращается. Дизельпанк охватывает сравнительно короткий период - примерно 50 лет первой половины ХХ века. Из названия ясно, что это время ДВС. Расцвет дирижаблей и поршневой авиации, завоевание мира армией автомобилистов и рычащий железный конь, пришедший на смену крестьянской лошадке.

А также дизельпанк это эпоха небоскребов, гигантских океанских лайнеров, радио и кинематографа, патефонов, телефонов, массового распространения пленочных фотоаппаратов, стилей "модерн" и "ар-деко". Эпоха зарождения телевидения и электронно-вычислительных машин.

Но одновременно это - самая кровавая эпоха в истории, поскольку на нее пришлись две мировые войны, унесшие более 60 миллионов жизней и не зря получивших название "войн моторов". Технологии дизельпанка позволили сделать массовые убийства максимально эффективными. А в его финале выросли первые ядерные "грибы", ознаменовавшие начало новой эпохи.

1267124832_gilbertatomicopentrimmed

АТОМПАНК

Период "атомной эйфории", когда открытие "идеального" источника энергии на некоторое время создало впечатление, что он может решить едва ли не все земные проблемы и позволит людям покорить Вселенную. Атомпанк - первая эпоха, которую в значительной степени можно назвать виртуальной, поскольку большинство ее предсказаний и ожиданий не сбылось. Так и не появилось атомных поездов, автомобилей, тракторов, самолетов, танков, бытовых и промышленных атомных реакторов для домашних хозяйств и мелких предприятий.

Все это осталось лишь на страницах фантастических романов и футурологических прогнозов, составленных в середине прошлого столетия. А шутливый пропагандистский лозунг времен Никиты Хрущева  "мирный атом - в каждую хату!" после Чернобыля стал восприниматься как черный сарказм.

Тем не менее, атомпанк не только виртуален, но и вполне реален, как реальны ядерные электростанции, производящие 11% мировой электроэнергии, атомные ледоколы, авианосцы (увы, не у нас) и подводные лодки, а главное - термоядерное оружие, способное в любой момент уничтожить нашу погрязшую в грехах цивилизацию.

Кроме того, атомпанк это еще и реактивная авиация, ракетно-космические технологии, кибернетика и зачатки робототехники, хотя, искусственный интеллект, который в 1950-е годы казался делом ближайшего будущего, до сих пор остается прерогативой фантастов, а не инженеров и техников.

Что же касается футурологии, к которой пока еще относятся жанры киберпанка, посткиберпанка, био-  и нанопанка, то я их касаться не буду, поскольку это совсем не моя тема, в которой я, честно говоря, разбираюсь очень слабо и плаваю как топор. Опять же, буду рад, если кто-то заполнит этот пробел в моем мини-обзоре.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
оно конечно да, но в сознании масс стимпанк-стиль - это некие механические (неработоспособные и абсурдные с практической точки зрения) монстры, а так же очки-консервы и прочая и прочая. А вот если написать роман, где будет все то, что в 19 веке реально было и могло быть (с технической точки зрения), то читатель недоуменно покрутит носом и скажет: ну какой же это стимпанк? А если еще, не дай бог, опишешь электрический, а не механический телеграф, электромобили и электрочайник - все, это точно не стимпанк, а неведомая хрень.
Ретро-электротехника времен стимпанка - это теслапанк. Третья ветка технологических умений в "Аркануме". :)
У меня нет уверенности, что тот роман, который я пишу, подпадает под определение теслапанк или стимпанк. Возможно, этнопанк с элементами стим и тесла))
Но 19 век узнаваем.



Да уж, сейчас это зачастую - сложнее, чем написать, по себе знаю. :)
Это всегда так было. Некоторые мои переводы в "некоторых" журналах лежат уже лет по 10 и более. Не смотря на отличные рецензии и положительные рекомендации. мэтров.
С годами картина ухудшается, интернет неуклонно убивает бумажную литературу. Тиражи падают, многие журнальные и книжные и издательства закрылись, а те, что еще остались, зачастую влачат жалкое существование и не платят гонораров. Или вообще издают авторов только за их счет.
Конечно, совсем он ее не убьет, но оттеснит примерно в то место, где сейчас пребывают виниловые грампластинки, перьевые ручки, масляные лампы и пленочные фотоаппараты.
Ну, это ты загнул! Даже самые ярые пессимисты так не считают. Но таки да - рынок сокращается. А в этой околлолитературной среде еще и конкуренция имеется по принципу свой/чужой. Тебе сам Е.Р. может дать блестящую рецензию - но публиковать будут унылые переводные вирши бледной (в обоих смыслах) девочки из "правильной" литературной семьи ))))
Я не загнул, а уже много лет мониторю ситуацию, так сказать, изнутри, поэтому знаю, что говорю. Если совсем недавно тираж 5-6 тысяч считался смехотворным, то сейчас 2 тысячи это уже много (если, конечно, книжка не про Гарри Поттера). И никого уже не удивляют тиражи в 200-300 экземпляров, которые печатаются за счет автора и распространяются им самостоятельно, через лично знакомых торговцев.
Книга из источника информации быстро превращается в коллекционный и подарочный артефакт "для узкого круга ограниченных людей". Рынок сжимается как шагреневая кожа, а от того обостряется конкуренция среди авторов и повышается роль блата/кумовщины/родственных связей.
Увы, увы. Невиртуальная литература, "бумажная", перешла бесповоротно в разряд дорогого удовольствия для эстетов. Обеспеченных эстетов. Писатели, могущие зарабатывать чисто литературным трудом, ныне редки как динозавры. Вот и приходится по нужде переквалифицироваться в сценаристов компьютерных игр или писать "чисто для собственного удовольствия". Не понаслышке знаю.
Так и есть. Но графоманов, готовых писать даже бесплатно или за копейки, все равно - до хренища. И меньше их не становится.
Качество сильно упало. Нет редактуры и корректуры - прёт валом шлак. Мне порой такое присылают - аж глаза вытекают. А вычитывать приходится. Раньше я пытался как-то бороться, что-то править, возвращал на доработку присланное по нескольку раз (я как главред, "режиссёр" и корректор веду крупный и широко известный в узких кругах проект, текстовую компьютерную игру, и сам для неё немало пишу). Теперь, с появлением в команде ХОРОШЕГО писателя, с которым получается плодотворно работать в соавторстве, подавляющее большинство присылаемого просто заворачиваю, проглядев по-диагонали. Уровень - никакущий.
Ну так, я про то и говорю, продуценты шлака - неистребимы. И даже когда бумлит окончательно окуклится, они будут заваливать своим говном интернет. Впрочем, это уже давно происходит.
Пока интернета, куда каждый может вывалить свой высер, не было - качество было выше. Откровенный шлак до печати просто не доходил.
Естественно, какой-никакой редакторский фильтр работал.
(Anonymous)
Саракш из книги - стык дизель- и атомпанка, что ли?
Кожаные причиндалы - очки, шлемы, перчатки - к паровой технике имеют непосредственное отношение. Защита глаз-рук-морды от случайных прорывов пара, кипятка и масла. Плюс горячие вентили, манометры, клапаны и пр. А вот костюмы и котелки - это уже к дизель-панку - там управление уже на расстоянии (какая-никакая электрика), статус преуспевания, счастливые бизнесмены и их семьи.
Не носили машинисты паровозов, пароходов и паромобилей ни защитных очков, ни шлемов, ни перчаток (разве что, у кочегаров были фартуки и рукавицы, да и то не всегда). Все это появилось позже, уже в эпоху бензиновых автомобилей, мотоциклов и аэропланов.
При этом очки предназначались для защиты глаз от набегающего потока воздуха на больших скоростях, а скорости паровых экипажей 19 века вполне позволяли обходиться без них.
А мы сейчас на какой находимся стадии? У нас продолжается эпоха атомпанка, или уже наступил киберпанк?
Я не склонен так считать. По-моему, он наступит только тогда, когда будет создан полноценный искусственный интеллект, способный к саморазвитию и абстрактно-образному мышлению (наличие которого отличает людей от животных). Впрочем, это вопрос дискутабельный.
Киберпанк - это не только и не столько искусственный интеллект. Это прежде всего антураж и социум.
По-моему, киберпанк без искусственного интеллекта и роботов-андроидов - это все равно что стимпанк без паровых машин. :)
Я невеликий любитель чернушного киберпанка. Моё - дизель. Есть даже сеттинг хороший, и очень недурно разработанный, на который имею виды как игродел. Даже получены разрешения от авторов (кто жив ещё, а то что-то за последние годы походила старуха с косой...), а кое-кто и принять участие не прочь. Но пока нет возможности разорваться на два проекта.
А я к киберпанку вообще равнодушен. Так же как к посткибер-, нано- и био-.