я

А вместо сердца - сталинский мотор

ANT-20bis

Читающие этот журнал знают, что я - далеко не фанат товарища Сталина, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: индустриализация России произошла именно при нем и во многом - благодаря ему. Одной из высокотехнологичных отраслей промышленности, поднявшихся из зачаточного состояния в этот период, было авиационное двигателестроение, А вспомнил я о нем, потому что сегодня исполнилось ровно 85 лет со дня начала серийного производства двигателя М-34 - первого мощного авиамотора, спроектированного и внедренного в массовое производство в России.

Как известно, до революции и в ранние годы советской власти все выпускавшиеся в нашей стране авиадвигатели были лицензионными или "пиратскими" копиями зарубежных образцов. В 1927 году начался выпуск первого авиамотора собственной разработки М-11, однако, его мощность составляла всего 110 лошадиных сил, поэтому он годился лишь для небольших, легких самолетов. А М-34, спроектированный в КБ Александра Микулина, развивал 750 лошадиных сил и мог быть установлен на самолетах любых классов, вплоть до сверхтяжелых бомбардировщиков. В дальнейших модификациях мощность удалось повысить до 1050 л.с.

Кроме того, М-34 отличался высокой надежностью, безотказностью и весьма солидным, по тем временам, рабочим ресурсом, что ставило его в один ряд с лучшими зарубежными аналогами. Это было первое крупное достижение российских двигателистов, позволившее установить несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Благодаря М-34 успешно завершились уникальные рейды экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. На этих же моторах летал крупнейший в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький" и его дублер АНТ-20бис.

Кроме того, М-34 (с 1936 года - АМ-34) ставили на бомбардировщики ТБ-3, ДБ-1 и ТБ-7 (Пе-8), многоцелевые самолеты Р-Z, летающие лодки МБР-2 и целый ряд других машин. Можно сказать, что предвоенное развитие советской авиации было в значительной мере обеспечено удачной конструкцией этого мотора. М-34 выпускался до 1939 года, всего построено более 10500 экземпляров.

На заставке - двигатели АМ-34 на крыле шестимоторного авиалайнера АНТ-20бис.

01_stranitsa_120

Подлинный чертеж мотора М-34РНБ (облегченный, редукторный, с нагнетателем). Цветом выделена система смазки.

IMG_1044
Частично препарированный для показа внутреннего устройства мотор М-34РН. На переднем плане - шестеренчатый понижающий редуктор.

035

Раскапотированный М-34Р на самолете ЦАГИ РД-2 (АНТ-25) в первоначальной конфигурации с выдвижным радиатором. .
rd-color
Окраска ЦАГИ РД-2

P1000314

АНТ-25 в мемориальном музее В.П. Чкалова.

MBR-2_01

Первый прототип летающей лодки МБР-2 с мотором М-34.

MS-1_fig132

Силовая установка МБР-2 с мотором М-34Н (безредукторный  с нагнетателем).

Petlyakov_Pe-8_zpsdfb8e615

Двигатели АМ-34ФРНВ на первом экземпляре самолета ТБ-7 (Пе-8).
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
А потом еще Микулин основал в СССР движение ЗОЖ !!!!

И создал кучу спортивных тренажеров.
Ну да - благодаря Сталину произошла индустриализация, а благодаря Путину - интернетизация, а благодаря Медведеву - айфонизация... Ну и в Северной Корее все развивалось благодаря Кимам, без них - жили бы на уровне XIX века, как... в Южной Корее.
А в Турции, Иране, Мексике, Китае, Аргентине или Бразилии, не говоря уж про кучу более мелких держав, в 30-е годы не было Сталина, и с индустриализацией там как-то не заладилось.
...темпы электрификации при большевиках были в десятки раз ниже, чем при капиталистах, несмотря на пиар плана ГОЭЛРО
Там в шестеренке редуктора какой то демпфирующий механизм стоит из пружин.
>индустриализация России произошла именно при нем и во многом - благодаря ему.

товарищ сталин был редкой грамотности человек. продал за рубеж зерно и американцы построели ему целых два тракторных завода! без них россия бы не выжила!
С 1929 по 1940 год в СССР было построено более 1500 крупных промышленных предприятий.
я - далеко не фанат товарища Сталина

Независимо от отношения к товарищу И.В.Сталину всякий думающий человек понимает, что диапазон решений, позволяющих сохранить страну и народ в той ситуации, в которой была страна после революции и Гражданской войны, лежит очень близко к тем, что проводились большевистским сталинским руководством. Кто бы ни находился у власти.
Где-то в ЖЖ попадался мемуар белого эмигранта, там есть такая мысль: нет ничего того, что делали большевики и чего не пришлось бы делать белым в случае их победы в ГВ, и не факт, что у них получилось бы лучше.
Коллективизацию белые вряд ли стали бы проводить. Тем более - такими методами. Я уж не говорю о борьбе с "религиозным дурманом".
Микулин - племянник и ученик Жуковского, первый опытный образец мотора АМ-34, изготовлен заводом № 26 (который построен с высочайшего одобрения Николая II и на основе государственного кредита в 1916г.). Но благодарить за все, оказывается, нужно усатого набоба, который трофейных русских инженеров держал в шарашках.
хвалить николашку только за то, что он спохватился в 1916м!!!! году что в России нет нормального производства авиамоторов :-) На третий год войны.

Ну вы блин дали стране угля - лишний раз подтвердив убогость царизма - слишком мало, слишком поздно как говорят британцы.
М-34 ЕНИМП было дальнейшее развитии М-17 в девичестве BMW VI ?
от БМВ там только габариты и конструкция коленвала с прицепными шатунами (и то это не ноу хау БМВ).

А так для начала - даже конструктивная схема разная - БМВ с отдельными цилиндрами, М-34 блочный. :-)
Хрустом французской булки в комментах удовлетворён! :)
ТОП: 20:00 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 13-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Все равно, до уровня PW по удельным характеристикам никто из мотористов подняться не смог... Так и остались на уровне середнячков: Alisson, BMW, MB, HS и пр.

Edited at 2017-04-09 05:31 pm (UTC)
<шестеренчатый понижающий редуктор. >

Вообще то редуктор повышающий, как видно из соотношения шестерней.
Неужели? По-вашему, у этого редуктора передаточное число больше единицы? Фейспалм...
Кстати, у родителей был песенник начала 50-х (ЕМНИП еще при жизни Сталина), так вот там таки было "пламенный мотор", а не Сталинский. :)))
Естественно, "пламенный". "Сталинский" - это я подставил чисто по приколу. :)