я

Свистулька Фрэнки Уиттла

WMRII_IME_NC_2 (1)

История, как известно, переполнена любопытными совпадениями. Например, сегодняшнее число это не только день первого полета человека в космос. Его же можно назвать днем рождения реактивной авиации, поскольку 12 апреля 1937 года, то есть, ровно 80 лет назад, состоялся первый испытательный пуск первого в мире газотурбинного двигателя.

Благодаря таким силовым установкам турбореактивные самолеты со временем вытеснили поршневые и заняли господствующее положение в небе, поскольку иные разновидности реактивных двигателей - ракетные, пульсирующие, прямоточные и мотокомпрессорные - и не получили распространения в авиации из-за своей непрактичности. Это положение они занимают до сих пор, и вряд ли в обозримом будущем появится что-то более эффективное.

Первый ТРД был спроектирован английским инженером Фрэнком Уиттлом, получившим патент на него еще в 1930 году, в возрасте всего 22 лет. Однако между проектом и постройкой опытного образца прошло еще более шести лет, поскольку британские власти не поняли перспектив изобретения и отказались выделять средства на его реализацию. Уиттлу пришлось самостоятельно зарабатывать деньги и искать спонсоров, что было непросто в разгар экономической депрессии.

Только к весне 1937 года двигатель и испытательный стенд для него были построены, а 12 апреля начались испытания. Первый образец двигателя не предназначался для установки на самолет. Это было чисто экспериментальное изделие для проверки работоспособности самой идеи газотурбинной силовой установки. Испытания завершились успешно. Двигатель работал, издавая пронзительный свист и развивая тягу в 400 кг, что превышало его собственный вес.

Вскоре появился второй опытный образец, а за ним - третий. С ним 15 мая 1941 года впервые поднялся в воздух первый английский турбореактивный самолет Глостер "Пайонир". Любопытно, что Уиттл всего на несколько месяцев опередил со своим движком немецкого изобретателя Ханса фон Охайна, запустившего собственный турбореактивный двигатель осенью 1937 года. Но Охайн сразу разработал не экспериментальную модель, а ТРД, предназначенный для практического применения, к тому же - более мощный, чем первенец Уиттла, что позволило немцам обогнать англичан в создании первого турбореактивного самолета. Однако это уже другая история.

На заставке - Фрэнк Уиттл возле испытательного стенда со своим первым газотурбинным двигателем, имевшим весьма своеобразную конфигурацию.

JS18970405

Уиттл в своем кабинете и военном мундире. После начала Второй мировой войны его зачислили на службу в Королевские военно-воздушные силы.

WU02

WU01

Современная действующая модель первого двигателя Уиттла. Оригинал не сохранился.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
простите очепятка - 12 апреля...

Кстати надо бы посмотреть у Кофмана , когда там в 19м еще веке начались испытания подлодки с газотурбинной силовой установкой (не взлетело, точнее как раз взлетело но на воздух :-)
Самое трогательное - бачок от мотоцикла.
Голь на выдумки хитра. Автомобильный радиатор - тоже хорош. :)

Edited at 2017-04-12 11:53 am (UTC)
Там не автомобильный радиатор = там целый автомобильный моторчик - ЕМНИП от Остина...

Ибо турбину на стенде запускали именно раскрутив ее автомобильным мотором через ременную передачу. Когда турбина набирала обороты и начинала "гнать компрессию" включали подачу в камеру сгорания - так что это такой вот стартер...

И бачок с бензином от мотоцикла как раз под автомотор.
Ну, это, как раз, нормально. Бензиновые движки в качестве стартеров для ТРД применялись еще в 50-е годы.
Дык о бензиновом движке для ТРД вспоминает каждый советский человек глядя на "Запорожец" :-)
В двигателе Уиттла радиатор использовался еще и для воды, охлаждавшей турбину.
>В двигателе Уиттла радиатор использовался еще и для воды, охлаждавшей турбину.

Круто. А хватило бы его площади для эффективного то охлаждения?

Тяга 400 кило, расход топлива тогда небось был литр на килограмм тяги силы в час - тепла то овердохрена выделяется...
Так, он не был рассчитан на длительную непрерывную работу.
ну если так только... Ибо перегреть такой агрегат не легко , а очень легко.
А точно было водяное охлаждение турбины? ИМХО, уж очень сложно даже для статорных лопаток.
Затейливо. О водяном охлаждении диска турбины никогда не слышал
Она на веревочке, чтоб не убежала.
Что за чушь русофобская? Турбореактивный двигатель изобрели в России, это все знают.
еще в том посте про Глостер "Пайонир" ты отметился первосортным тупизмом по части ГТД. Не начинай снова...
Че русофоб, вякни что мелкобриты впереди России.
Давай, рыгни русофобией, не стесняйся.
Блин, хоть у меня и ангельское терпение, но, чует мое сердце, ты доиграешься.

Edited at 2017-04-12 09:16 pm (UTC)
Просто напиши нормальный пост о первом русском турбореактивном двигателе который Пётр Иванов изобрел в 1901 году!
вот что удивляет. куча историй про англичан начинается "но изобретение не оценили, денег не дали, послали в жопу". потом пропущено, а потом у них первые корабли с турбинами или первые самолеты с ТРД. это там начальство в какой то момент проникается и денег таки дает, или изобретатели настолько упертые?
А неизвестно, сколько было менее упертых изобретателей, которые так и похерили свои изобретения из-за отсутствия денег.
Я бы уточнил, что это был первый в мире ГТД с горением при постоянном давлении. ГТД с горением при постоянном объеме лет на 30 старше, но оказался тупиковой ветвью
Современные ГТД (по крайней мере в подавляющем большинстве) работают по циклу с горением при постоянном давлении. Топливо непрерывно подается в камеру сгорания, где горит при постоянном давлении.
Были попытки сделать ГТД с пульсирующим горением при постоянном объеме. На входе и выходе камеры сгорания стоят клапана. Вначале цикла оба открыты, КС вентилируется. Потом закрывается выходной, давление в КС вырастает, закрывается входной, впрыскивается и поджигается топливо, открывается выходной клапан, продукты сгорания крутят турбину, турбина приводит компрессор. Открывается входной клапан и цикл повторяется. Поскольку все это происходит с большой частотой турбокомпрессор вращается с приблизительно постоянной скоростью.
Лет 25 назад мне попался "Справочник судового механика" 1940-го года. В нем был раздел "Газотурбинные двигатели" в котором описывались такие ГТД и давалось теоретическое обоснование невозможности работы ГТД с циклом при постоянном давлении )) До сих пор жалею что не сфоткал этот раздел и не помню выходных данных книги.
Сейчас погуглил на скорую руку, вроде довольно интересно почитать тут
http://energetika.in.ua/ru/books/book-3/part-1/section-3/3-6

Edited at 2017-04-12 10:21 pm (UTC)