я

Наши крылья - крокодильи

krokodil

Ровно 88 лет назад, 5 мая 1929 года впервые взлетел единственный в довоенные годы крупносерийный советский авиалайнер АНТ-9 (ПС-9). С 1930 по 1935 год было выпущено 100 таких машин, ставших первыми "рабочими лошадками" Аэрофлота. Они обслуживали многие маршруты, но больше всего их летало в Сибири и Средней Азии. И кстати, с этим же самолетом связан первый в СССР случай воздушного терроризма. В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране. Машину иранцы вернули, а дальнейшая судьба угонщика мне неизвестна.

До начала войны АНТ-9/ПС-9 возили пассажиров и грузы, а потом были мобилизованы и использовались как военные транспортники. Им приходилось летать к партизанам за линию фронта и забрасывать разведчиков-парашютистов во вражеский тыл. Последний из них списали по износу в 1944 году. К сожалению, ни одного музейного экземпляра не сохранилось.  А на заставке - наиболее живописный представитель семейства ПС-9, входивший в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и загримированный под эмблему популярного сатирического журнала "Крокодил".

R-6_ANT-7

Как это нередко бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины - дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение.

ant-9-2

Первый прототип АНТ-9, выставленный накануне первомая 1929 года на Красной площади в качестве демонстратора достижений советского авиапрома.

08

Эта же машина во время летных испытаний, которые продолжались всего несколько дней. "Самолет был очень удачным" писал впоследствии летчик-испытатель Михаил Громов.

12

10 июля 1929 года первый образец АНТ-9, которому присвоили имя "Крылья Советов", отправился в пропагандистское турне по странам Европы, посетив Польшу, Германию, Францию, Италию и Великобританию. В пассажирском салоне находилась делегация известных советских писателей и журналистов, изображенная на снимке. Можете опознать персонажей?

kab

По современным меркам, салон АНТ-9 выглядел очень скромно и вмещал всего девять пассажиров. Вопреки новомодной западной тенденции, стюарда на самолете не было, на его массе и габаритах решили сэкономить. Зато в хвосте уже был туалет. Впервые увидев его, Громов скорбно произнес: "из авиации ушла романтика...".

09

Первые экземпляры АНТ-9 оснащались тремя английскими звездообразными моторами Бристоль "Титан" (слева) или аналогичными американскими "Райтами" J4. Потом все машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 (справа). Место крепления носового двигателя закрыли обтекателем.

Ant9

ПС-9 Среднеазиатского управления ГВФ, конец 1930-х годов. Новый индекс самолет получил осенью 1937-го, когда его создателя арестовали как врага народа.

ant-9-color
ПС-9 в стандартной для 1930-х годов ливрее Аэрофлота и агитсамолет "Крокодил". Машине приделали декоративный нос и гребни на крыше фюзеляжа, а колеса шасси закрыли обтекателями, раскрашенными под когтистые лапы.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Рисовать самолеты может не только лишь каждый. Мало кто это умеет. :)
--"...единственный в довоенные годы крупносерийный"

Единственный? А что же К-5?
Одномоторные самолеты как-то не принято называть авиалайнерами.
Хотелось бы такой "романтики" поменьше.
Сиденья в салоне какие-то странные - похожи на пляжные? Подлокотники длинные какие-то....Или так кажется....
Сиденья - плетеные из камыша. В "допластиковую" эпоху это - обычное дело, такие кресла считались легкими и одновременно - прочными.
Подлокотники, да и сами "седалища" действительно выглядят очень длинными. Возможно, они - раздвижные или раскладные, чтобы можно было спать, вытянув ноги. Вообще, вопрос интересный, как-то я раньше не обращал на это внимания.
"...Можете опознать персонажей?.."
Добрый день!
Вы изрядно заинтриговали меня этой фотографией.
Не приходилось видеть её ранее...
Попробую в меру сил ответить на Ваш вопрос.
Слева направо:
2-й (меньше ростом, в очках) - Михаил Кольцов (Мойсей Фридлянд), журналист и писатель, будет расстрелян в 1940 году;
3-й (выше ростом) - Александр Архангельский, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, долгие годы - "правая рука" Туполева, вместе с которым будет работать в знаменитой "шараге" - ЦКБ-29 НКВД СССР;
5-й (импозантный товарищ в шляпе с сигаретой во рту) - Валентин Зарзар, руководитель перелёта, один из основателей Осавиахима и Общества друзей воздушного флота, главный инспектор Гражданской авиации СССР, погибнет при "номенклатурном" крушении АНТ-7 под Подольском в 1933 году;
6-й (колоритная закуривающая личность) - Алексей Гарри (Алексей Бронштейн), бывший адъютант, а впоследствии и начальник штаба Котовского, журналист "Известий", конкурент "правдинца" Кольцова, будет арестован в первый раз через год после перелёта и окончательно посажен после третьего ареста в 1938 году, просидит до 1944 года, доживёт до "оттепели" и реабилитации;
7-й - Иван Погодин, директор "Добролёта";
8-й - Иван Бобрышев, ответственный редактор "Комсомольской правды", будет расстрелян в 1937 году;
9-й (в очках и щегольских гольфах) - Борис Ефимов (Борис Фридлянд), брат Михаила Кольцова, художник-график и карикатурист, Герой Социалистического Труда, переживёт брата на 68 лет и умрёт на 109-м году жизни.
Re: "...Можете опознать персонажей?.."
Спасибо! Замечательный анализ. А я, кроме Михаила Кольцова и Бориса Ефимова, никого не опознал. Теперь благодаря Вам буду знать.
А Ефимов, конечно, уникум феноменальный. Это же надо - прожить в России весь 20-й век и уцелеть во всех его катаклизмах, причем - не где-то в глухой провинции, а в самом центре событий. Да еще и кусок 21-го века захватил. :)
Re: "...Можете опознать персонажей?.."
Спасибо!
Был рад некоторым образом дополнить Ваш замечательный пост.
А про упомянутую Вами "романтику" в этом перелёте очень забавно написал Громов в своих воспоминаниях:
"...Пока все сидели на своих местах, я сбалансировал самолёт, и поэтому лететь было легко. Но вот я вдруг почувствовал давление на штурвал: это означало, что кто-то пошёл в уборную. Я оглянулся с неодобрительной миной на лице и снял давление со штурвала триммером (особым приспособлением, регулирующим нагрузки на рычаги управления). Вскоре пассажир вернулся. Опять нужно было балансировать самолёт. И так эти хождения изредка повторялись, вызывая у меня недовольство. По этому поводу незамедлительно появилась карикатура Бориса Ефимова: я повернулся, сидя за штурвалом с грозным видом, и из моего рта льются слова: "Опять кто-то пошёл в уборную?!"..."
Re: "...Можете опознать персонажей?.."
Да, весовая балансировка в таких машинах - очень чуткая. Не то что в нынешних авиалайнерах.