я

Квадратиш, практиш, гут!

21966703603

95 лет назад, 1 мая 1922 года (да, я немного опоздал отметить эту дату) произошло важное событие в истории нашей авиации. Открылась первая в России международная авиакомпания и одновременно - первое совместное авиапредприятие с участием иностранного капитала. Думаю, знатоки уже поняли, что речь идет о советско-германском акционерном обществе "Дерулюфт"  (Deruluft - Deutsch-Russische Luftverkehrs — Gesseleschaft), осуществлявшем регулярные почтово-пассажирские авиаперевозки между российскими и немецкими городами.

"Дерулюфт" официально просуществовал 15 лет - до 31 марта 1937 года (интересно, что последние рейсы самолеты авиакомпании совершали в то время, когда советские и немецкие летчики уже воевали друг против друга в небе Испании). За это время в нем эксплуатировалось несколько разных типов советских и немецких  пассажирских самолетов, но первым из них был "Фоккер" F-III. 10 таких машин были закуплены за 250 тысяч золотых рублей у фирмы Антони Фоккера в начале 1922 года и именно они поначалу обслуживали первую линию "Дерулюфта", связавшую Москву с Кенигсбергом. Потом открылся еще один маршрут Ленинград - Берлин.

 "Фоккер" F-III, разработанный в 1921 году, несмотря на свой угловатый и весьма неказистый внешний вид, оказался чрезвычайно удачной, очень надежной и долговечной машиной. В "Дерулюфте" "Фоккеры" летали до 1929 года, а потом некоторые из них еще три года бророздили внутренние советские авиалинии. Для довольно крупного самолета с деревянным крылом и полотняной обшивкой это просто удивительное долголетие. Конечно, случались и аварии, для тех времен - обычное дело, но благодаря высокой прочности конструкции "Фоккера", они, как правило, обходились без жертв.

На заставке "Фоккер" авиакомпании "Дерулюфт" с гербом СССР на борту заходит на посадку на Центральном (Ходынском) аэродроме Москвы.

fokf3-4

2.Legkij-passazhirskij-samolet-Fokker-F.III_.

Первый прототип "Фоккера" F-III во время испытаний. Этот самолет имел шестиместную закрытую пассажирскую кабину (в те времена ее называли каютой) и одноместную полуоткрытую кабину пилота перед ней. Всего было построено 66 таких самолетов, оснащенных восемью различными типами двигателей.

FIII01

Размещение двигателя и пилота в носовой части фюзеляжа. Определенно, когда создавался "Фоккер" F-III, романтика из авиации еще не ушла. В этой тесной кабинке и почти вплотную к раскаленному мотору летчику приходилось проводить по несколько часов, так как максимальная скорость самолета не превышала 180 км/ч, а расстояния между аэродромами порой достигали 300-400 километров.

l16658

1283828

 "Фоккеры" F-III эксплуатировались многими европейскими авиаперевозчиками. На снимках - самолеты немецкой авиакомпании "Дойч Аэро Ллойд" и датской "Даниш Эйр Лайнс". По слухам, внутри толстых деревянных крыльев этих машин пилоты нередко возили контрабанду.

fokf3-6

Наиболее крупным эксплуатантом F-III была нидерландская авиакомпания KLM, которой принадлежало 16 таких самолетов. На снимке - один из них. Обратите внимание, что машины выпускались в двух модификациях. У одних крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу, а у других оно было приподнято на коротких стойках, то есть, самолет имел аэродинамическую схему "парасоль".

CH-156-1

Бывало и так: последствия аварийной посадки  "Фоккера" F-III швейцарской авиакомпании "Балайр".

000000008 (1)

Газетная реклама авиакомпании "Дерулюфт". Билет от Москвы до Кенигсберга стоил очень дорого - 20 британских фунтов или 100 тысяч немецких марок, причем оплата принималась только в валюте. Естественно, для подавляющего большинства советских граждан такие путешествия были недоступны. В 1922 году авиакомпания перевезла в обоих направлениях всего 338 пассажиров, в следующем - 382, а в 1924-м - 552.
Любопытно, что на фотографии, которой проиллюстрировано рекламное объявление, по ошибке изображен не  "Фоккер" F-III, а следующая машина той же фирмы - "Фоккер" F-IV с удлиненным фюзеляжем и десятиместной пассажирской кабиной. Самолетов этой модификации "Дерулюфт" не имел.

CWkTI58WwAAszFo

По узкому и высокому трапу "Фоккера" F-III пассажирам было непросто подниматься в салон и выходить из него без постронней помощи. Обратите внимание, что на фюзеляже изображен упрощенный вариант герба РСФСР. Это значит, что снимок сделан в 1922 году, еще до образования Советского Союза. В дальнейшем на самолетах нарисовали гербы СССР.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
советских граждан такие путешествия были недоступны.
Дык, они невыездные были, и валюты то же не было))
Непонятно кого они возили в немецкий Кенигсберг))
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
20-е годы, времена НЭПа.
И писатели с артистами ездили за границу и ученые. Это позже железный занавес опустили.

А вообще - при таком пассажиропотоке непонятно - зачем фирме надо было 10 самолетов...
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
НЭП вроде позже начался, года с 23-24 нет!?
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
НЭП начался с лета 1921 года :-) До 1929 в СССР разрешительная система для поездок за границу (то есть задача получить визу той страны КУДА едешь и поезжай).

И да - еще и свободно конвертируемый червонец.

Edited at 2017-05-07 10:40 am (UTC)
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Они еще почту возили. К тому же, надо было держать резервные машины, чтобы не откладывать рейсы в случае поломок.


Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Одними из первых пассажиров были С.Есенин и А.Дункан, когда отправились в свое путешествие.
Москва(Ходынка) - Смоленск - Полоцк - Кенигсберг(Девау) Летели весь день с утра до вечера Во веселуха то была наверное!
Всем пассажирам раздали брезентовые плащи (имхо прорезиненные, журналюги могли не профиксить фишку). Есенин едва не обблевался, а Айседора писала завещание(х. з. может байка).
Дункан летала этим маршрутом еще раз. Маяковский еще летал. Ща попробую стишок его отыскать.
Как видим публика не из "арбайтен за жрат".
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Спасибо.
Этот период как то размыто знаю.
Кстати то же вспомнил Есенина и Маяковского, и их поездки за кордон.
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Нашел стишок. Я его поместил ниже в новом комменте. Очень длинный при строчках в одно два слова )
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
А потом для фильма про Есенина сделали совершенно дурацкий и непохожий макет этого "Фоккера".
http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/K-4/K3_Esenin-1.jpg
Хотя, казалось бы, фотографии и чертежи найти совсем не сложно.
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Где то было фото постройки этого пепелаца. Когда еще только фанерой голимой обшивали. И имхо десяткой!
Попробую найти.
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Товарищ!!! Осетра урежь! )))
А почему сразу не выструганное из цельного ствола секвойи?? А чё - крепко!
В реальной жизни, при нагрузке на метр площади 40-45 кг, толщина обшивки крыла не превышала 2,5 мм - как у истребителя Fokker D.VIII. Более толстая обшивка появилась только на F.VII, и то не более 5 мм в носовой части.
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Ты не понял, речь идет о нелетающем макете для съемок фильма. :)
Re: советских граждан такие путешествия были недоступн
Ну разве что макет. Тады- ой!
почти вплотную к раскаленному мотору
Зато зимой не холодно :)
Опять же - кабинка не герметичная, продувает.
Re: почти вплотную к раскаленному мотору
Уж и "раскаленный" прям! ))) Докрасна, добела? )))
Мотор BMW.IIIa действительно, был довольно-таки теплонапряженным. На ранних Fokker D.VII температура картера доходила до 180 градусов - и это было большой проблемой. Если посмотреть на капоты истребителей раннего и позднего выпуска. на последних можно увидеть множество дополнительных щелей и продухов, благодаря чему удалось снизить температуру до 110 (если склероз не брешет) градусов в полете, что сочли приемлемым. Горячо, конечно, но жить можно. Там еще чего-то с масляным насосом химичили - но я уже всех подробностей не помню.
Re: почти вплотную к раскаленному мотору
А если до 180 градусов - это что, мало? Посиди-ка пару часиков рядом с разогретой до такой температуры здоровенной железякой. И при чем тут D.VII? У него между двигателем и пилотом было расстояние почти в полтора метра.
Re: почти вплотную к раскаленному мотору
110, однако. И открытая кабина. Наверное жарковато иногда было. Но не адъ, полагаю.
Re: почти вплотную к раскаленному мотору
Она только сверху открытая. А ноги и задницу, думаю, припекало - будь здоров.
Интересно, а что это за столбик на аэродроме? К нему медведей или самолеты привязывали? :)
по некоторым деталям,имхо,пожарный гидрант "американского" типа
Стих Маяковского о полете:
(стих длинный, поэтому остальное засунул под спойлер и поместил в новом комменте)

Проезжие — прохожих реже.
Еще храпит Москва деляг.
Тверскую жрет,
Тверскую режет сорокасильный «Каделяк».
Обмахнуло
радиатор
горизонта веером.
— Eins!
zwei!
drei!
Мотора гром.
В небо дверью — аэродром.

[Раз,] Этот текст будет скрыт

Берлин, 6 сентября 1923 г.

пысы - не литератор, но имхо бредятина.
Он был хитрый, в одно время платили за каждую строчку, и Маяковский так себе гонорары поднимал.

Есть много интересных стихов и много смешных, типа "И натура пилсудчья - сучья" и т.д.


Ещё про полёты с Ходынки Ильф и Петров писали в "12 стульях" и "Москва от зари до зари", но там Юнкерс был.
На последнем фото явно надпись на гербе немцы делали при окраске - иначе такие ошибки не объяснишь. "СоцNалNст феТерат". PyCcku 9I3bIk, Зп Орь Ковск, Фоме Кинаеву привет )))

Это типа советских-русских безграмотных клюквенных надписей в американских фильмах.
А вот интересно - наши фоккеры Ф,3 закупили родные голландские или немецкой сборки которые Фоккер-Грулих?

"Техничка" по немецким стандартам нанесена, это с одной стороны, так что похоже на немецкую традицию. с другой серийный выпуск германских фоккеров начался в 1923м году как пишут.