я

Варвары и джентльмены

NH_65536-KN

10 мая 1801 года, через 17 лет после завоевания независимости, США впервые вступили в войну с внешним противником, причем - очень дальним, находящимся на противоположном полушарии. Наверное, не все знают, что в начале своего существования Соединенные Штаты более 15 лет ежегодно платили дань пиратам Варварского берега за то, чтобы они не захватывали американские торговые суда, ходившие по Средиземному морю. Размер этой дани был весьма солидным - до миллиона долларов, что составляло в те годы примерно 20% совокупных доходов американского казначейства.

Варварским или Барбарийским берегом в Европе и Северной Америке называли северное побережье Африки, от Египта до Марокко, заселенное арабами, основными промыслами которых были пиратство и работорговля. Если европейские страны, державшие на Средиземном море военные флоты, еще как-то могли с этим бороться, то американские суда были беззащитны. Поэтому у властей США оставались лишь два варианта - либо отказаться от средиземноморской торговли, либо платить унизительный и обременительный "оброк" пиратам.

Так продолжалось до тех пор, пока американцы не построили собственный флот, способный действовать вдали от своих берегов и противостоять пиратским флотилиям. В 1801 году вступил в должность новый президент США Томас Джефферсон. Узнав об этом, "пахан" ливийских пиратов, триполитанский паша Юсуф Караманли потребовал от него выплатить дополнительно 225 тысяч долларов. Джефферсон ответил отказом. В ответ паша приказал изгнать американсеого посла и спилить флагшток с американским флагом на территории постольства. По местным обычаям это означало объявление войны.

Заручившись поддержкой конгресса, Джефферсон отправил к ливийским берегам военную эскадру для охраны судоходства. В первый год войны активных боевых боевых не велось, за исключением перестрелки шхуны "Энтерпрайз" с пиратской фелукой. "Энтерпрайз" нанес противнику большие потери и серьезные повреждения, вынудив его спустить флаг, но затем почему-то отпустил. Во всяком случае, так выглядят обстоятельства боя в изложении американцев. Они объясняют случившееся тем, что капитан "Энтерпрайза" Эндрю Стеретт якобы не имел приказа захватывать трофеи, что в условиях войны выглядит довольно странно.

На следующий год американцы отправили в Средиземное море значительное подкрепление под командованием адмирала Джона Пребла. Это позволило им установить блокаду ливийских портов, однако, серьезных боев и громких побед по-прежнему не было. А в 1803 году произошел большой конфуз: 31 октября зашедший в гавань Триполи новый 44-пушечный фрегат "Филадельфия" сел на мель и под угрозой абордажа сдался без единого выстрела. В плен попало 300 моряков во главе с капитаном Уильямом Бэйнбриджем. Еще хуже было то, что у Пребла остался лишь один фрегат "Конститьюшн", равный "Филадельфии" по размерам и вооружению.

Спасти положение и отчасти восстановить престиж американского флота смог молодой лейтенант Стивен Декейтор. Ночью 16 февраля 1804 года он с небольшой группой моряков на недавно захваченном ливийском кече приблизился к "Филадельфии" и внезапной абордажной атакой захватил ее, перебив охрану. Однако у Декейтора было слишком мало людей для вывода фрегата в море, а потому отбитый трофей пришлось сжечь, чтобы арабы не захватили его повторно.

14 июля Пребл решил попытаться уничтожить ливийские корабли, стоявшие в Триполитанском порту под защитой береговых батарей, с помощью брандера, груженого порохом. В этом качестве использовали тот самый трофейный кеч, который участвовал в атаке на "Филадельфию". Однако арабы вовремя заметили и расстреляли из пушек "плавучую мину". Кеч взлетел на воздух, при этом погиб весь его экипаж во главе с капитаном Ричардом Сомерсом.

Перелом в "странной" войне, тянувшейся уже четыре года, наступил только весной 1805-го, когда американцы перенесли боевые действия на сушу, так как на море их результативность была близка к нулю. Бывший американский консул в Тунисе Уильям Итон, навербовав в Египте 200 греческих и 300 арабско-турецких наемников, совершил с ними форсированный марш по Ливийской пустыне, а 27 апреля при поддержке отряда американских морских пехотинцев захватил прибрежный город Дерна. Американцы получили важный плацдарм на вражеском побережье, но сил для дальнейшего наступления и захвата Триполи у них не было.

К тому времени обе стороны были сильно измотаны длительной и безрезультатной войной. Пиратская экономика Триполитании несла большие убытки от американской блокады, но и американцам многолетнее содержание флота в Средиземном море обходилось очень недешево. К тому же, у США резко ухудшились отношения с Великобританией, грозившие новой войной, а вести ее на два фронта американцы не могли. Поэтому 10 июня 1805 года по обоюдному согласию был заключен мрный договор, завершавший конфликт "вничью". США сняли блокаду Триполитании, ушли из Дерны и выплатили 60 тысяч долларов выкупа за экипаж "Филадельфии", а паша отказался от требования дани.

Однако нападения ливийских пиратов на американские торговые суда продолжались. Чтобы их прекратить, потребовалась еще одна военная экспедиция, состоявшаяся в 1815 году, но это уже другая история. Война 1801-1805 годов была одной из наиболее долгих, но при этом - самых бескровных в истории США. В ней погибло всего 35 американских моряков и морских пехотинцев, 64 человека получили ранения. Небоевые потери, которые наверняка были значительно больше, а также - потери среди пиратов - неизвестны.

На заставке - перестрелка между американской и пиратской эскадрами возле Триполи.

algerian-corsair

Арабские пираты и их корабль у Варварского берега. Картина относится к более раннему периоду, но с тех пор облик морских разбойников мало изменился.

c41d7ae266acd72af1199f3b949acf78

Шхуна "Энтерпрайз" ведет бой с пиратской фелукой.

niel-simonsen

Арабские пираты в бою. Артиллеристы меняют орудие с поврежденным лафетом на пушку, прикаченную с другого борта.

captain-william-bainbridge-paying-tribute-on-behalf-of-the-united-EXJ6BF

Слева - Капитан Уильям Бэйнбридж платит дань триполитанскому паше Юсуфу Караманли. Эту малопочетную обязанность он исполнял до начала войны, потом возглавил фрегат "Филадельфия", а в 1803 году - сдал его пиратам. Интересно, что за свой позорный поступок он не понес никакого наказания, а вскоре после возвращения из плена был назначен капитаном фрегата "Президент".
Справа - рукопашная схватка моряков лейтенанта декейтора с пиратами на палубе "Филадельфии".

Burning_of_the_uss_philadelphia

Стивен Декейтор и подожженная его людьми "Филадельфия".

Constitution1803

Фрегат "Конститьюшн" - крупнейший корабль Средиземноморской эскадры адмирала Пребла после потери "Филадельфии".

C8gaaLbVwAEKWGu

Американцы и их наемники атакуют Дерну.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Все-таки этих пиратов правильно называть берберскими, а не арабскими.)
Вопрос: чем таким выгодным США там торговали, что возили, прижимаясь с Африке, что готовы были платить дань и торговать так далеко от дома?
Интересно, а что за торговлю вели американцы на Средиземном море? Куда они поставляли товары и что это были за товары?

Интересно!
Оказывается, у США "давние счёты" к Ливии.
В свете таких сведений события 2011 года приобретают несколько иной оттенок.

И 1985-го года тоже. Когда покойный ныне Муамар потерял от Рональда Рейгана и его "Эльдорадо Каньон" дочку.
"Интересно, что за свой позорный поступок он не понес никакого наказания, а вскоре после возвращения из плена был назначен капитаном фрегата "Президент"."

И в его честь традиционно корабли флота называют.
Впрочем, корабли называют в честь всех упомянутых (и кое кого из не упомянутых) участников экспедиции:)
Ну он еще знатно отличился в войну 1812 года, взяв на абордаж британский фрегат "Ява".

Тухляк какой-то. Странно, насколько в военном деле американцы непохожи на британцев. При моей крайней нелюбви к последним не могу отказать им в предельном мужестве в критических ситуациях, особенно что касается морских дел.

Британцы островитяне. Хочешь жить - будь хорошим моряком.
Спасибо за подробности, конечно, знал об этой войне - как ни знать! ("From the Halls of Montezuma, To the Shores of Tripoli"), но не был в курсе, что для янки, как государства, она была их первой (выходит очень характерной: защита "фритредерства" в чистом виде и рождение теорий Мэхэна на этом базисе).

Вопрос. А на какие порты базировались американцы во время всей этой кампании в Средиземном море?
Аффтор блога умеет в Википедию! Зачот!
По странному совпадению, я буквально на днях читал ту же статью в Вики :-) Здесь цитируется она же + ее текст расцвечен глыбокомысленными ремарками аффтара.
Но за картинки - их в вики-статье не было - аффтору респект
к вопросу об американской торговле
Основным видом торговли было посредничество. Американские корабли пользуясь преимуществом нейтрального флага вывозили из Вест-Индии колониальные товары (кофе, сахар, провиант), из Англии - промышленные товары, из Франции - предметы роскоши, из Леванта - шелк, пряности,чай.
Re: к вопросу об американской торговле
маклерствовали, значит...

Тогда, конечно. "Мавры" им как кость в горле
Посмотрел на огромные гафельные паруса американской шхуны и задумался - а ведь их гораздо легче порвать артогнем, чем несколько прямых той же площади на фрегатах. Впрочем, латинские паруса фелуки не лучше.
Интересно, спасибо. Стоит добавить что "Конститьюшен" и по сей день на плаву и открыт к посещению. Бороздит, стреляет из пушек - все как надо.
Там от изначального "Конститьюшна" почти ничего не осталось, кроме названия. :)
Редкий случай когда мои симпатии на стороне пиратов
Вопрос. Так на какие порты базировались американцы во время всей этой кампании в Средиземном море?

Где чинились? Отдыхали? Загружались провиантом и боепитанием?
Думаю, могли где угодно, например, на Сицилии или на Мальте. Они же сохраняли нейтралитет в тогдашних европейских разборках, а денежки все любят.
Намедни (1-го числа месяца мая) в Штатах новый УДК (класса "Америка") спустили. Назван в честь от этой самой виктории.