я

Курс — норд!

Современные действия России по укреплению своих военных позиций в Арктике заставляют вспомнить сегодняшнюю, точнее, уже вчерашнюю дату: 18 мая 1933 года началась секретная операция ЭОН (Экспедиция особого назначения) по переброске боевых кораблей Балтийского флота в Северный Ледовитый океан.

Группа кораблей в составе эсминцев "Урицкий" и "Рыков", строжевиков "Смерч" и "Ураган", подводных лодок "Декабрист" и "Народоволец", а также — нескольких судов обеспечения прошла по только что построенному и официально еще не введенному в эксплуатацию Беломорско-Балтийскому каналу. 20 июля вся эскадра благополучно достигла порта Сорока на берегу Белого моря. Сложно сказать, зачем понадобилась такая спешка, ведь войны в ближайшее время, вроде бы, не ожидалось. Но у тех, кто тогда принимали решения, теперь уже не спросишь.

Особой секретностью сопровождалась отправка подводных лодок.  Для их проводки по каналу были сооружены специальные деревянные баржи с высокими бортами и надстройками, полностью закрывающими корпуса и рубки субмарин. Вероятно, наличие у СССР подводных лодок, способных действовать в открытом океане, старались скрыть от потенциальных противников. Ведь раньше весь советский подводный флот базировался либо на Черном море, либо — в Финском заливе, а выход его оттуда на океанский простор невозможно было удержать в тайне от иностранных наблюдателей.

Чтобы эсминцы смогли пройти по относительно неглубокому каналу, их пришлось максимально облегчить, вплоть до снятия вооружения и части оборудования. Затем по цепочке шлюзов они преодолели Беломорско-балтийский водораздел, проходяший на высоте более 100 метров над уровнем моря. В Сороке эскадру вновь укомплектовали всем необходимым для боевой службы, а 5 августа она прибыла в Мурманск, где на ее основе была сформирована Северная военная флотилия — ядро будущего Северного флота. Таким образом, ЭОН продолжалась примерно два с половиной месяца.

В дальнейшем тем же маршрутом из Ленинграда и Кронштадта на Север переправили еще несколько эсминцев, сторожевых кораблей и более десятка подводных лодок. Подозреваю, что именно эти переброски и были главной целью строительства Беломорканала.

Shadowgraph_Dekabrist_class_I_series_submarine
Подводная лодка "Декабрист" - первенец подводных сил Северного флота.
177676050

"Декабрист" на Ладоге.
баржа

Спецбаржа для транспортировки подводных лодок по Беломорканалу.

urrizki

Эсминец "Урицкий" еще в Кронштадте.
uragan-obshhiy-vid
Сторожевой корабль "Ураган".

fde8da95987e

22 июля на пароходе "Товарищ Анохин" в порт Сорока по Беломорканалу прибыли товарищи Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода. Там они осмотрели пришедшие двумя днями ранее корабли ЭОН. В честь этого эпохального события в Сороке был воздвигнут огромный монумент, простоявший до начала 1960-х годов.

5029-article-wide-preview

Слева руководитель и организатор ЭОН, а затем первый командир Северной военной флотилии З.А.Закупнев с женой и сыном. Справа первый командующий Северным флотом флагман 1-го ранга К.И. Душенов. Что характерно, оба оказались врагами народа. Закупнев расстрелян в 1937 году, а Душенов — в 1940-м.
promo krambambyly декабрь 5, 19:02 161
Buy for 30 tokens
Какие будут предложения? Нужны помощники, спонсоры для победителей. На ваш выбор: Можно сделать пост по теме в своём блоге, а сюда в комментарии дать ссылку. 1. Холостяк года Живого Журнала. (Фото) 2. Блогер года. (Фото) carter38 ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ 3. Лучшие друзья. У…
Конечно, обоих реабилитировали еще в 50-е годы. Именем Душенова названы улицы в нескольких городах и боевой корабль. Закупневу на его родине установлен мемориал.
ясно, а пардон за вопрос, это получается что до этого похода на севере не было ни какого охранения, ену в смысле баз ВМФ и тд и тп из серии приходи кто хошь заберай что надо???
Скорее всего опасались нервной реакции той же Финляндии. Или даже Норвегии.
Без флота на Северном Ледовитом она вполне могла устроить конфликт из-за какого-нибудь месторождения кильки.
Ну и, разумеется, канал имел народо-хозяйственное назначение, это же не последний канал, прокопанный при Сталине.
У Беломора, в отличие от канала имени Москвы и Волго-донского канала, народнохозяйственное значение - незначительно. Я где-то читал, что при расчетной пропускной способности 8,5 миллионов тонн в год, реальный грузооборот составлял в среднем порядка одного миллиона.
> Сложно сказать, зачем понадобилась такая спешка, ведь войны в ближайшее время, вроде бы, не ожидалось.

Несложно - в феврале 1933 в Женеве подписан "Организационный акт" Малой Антанты, более того достигнута договоренность о взаимопомощи между державами Малой Антанты и Польшей :-)

Для СССР в 1933м даже потенциальная война с Румынией, Польшей, Югославией с добавлением "демилитаризованных" Венгрии и Болгарии уже почти оверкилл. Хуже этого они могут блокировать СССР всю внешнюю торговлю.

В результате наши кинулись улучшать отношения с США (в ноябре 1933 - официальное признание), с Японией (ей продают КВЖД и прочие уступки по Китаю) и т.п, с Финляндией (тут туго дело шло, но шло).

А на Севере собирается отряд кораблей для прикрытия перевозок в СССР продукции на случай войны. :-)

Кстати забавно - в ПМВ по предтече Беломорканала баржами подлодки из Белого моря на Балтику везли, не прошло и 20 лет наоборот везут :-)

https://en.wikipedia.org/wiki/British_C-class_submarine
А нафига Румынии, а тем более - Венгрии, Болгарии и Югославии в 1933 году воевать с СССР?
Особенно трудно воевать не имея общих границ и, что еще труднее общего интереса в этой войне против СССР
А это уже вопрос нашей параноечки... Ибо Малая Антанта рассматривалась как враг СССР, более того с Румынией напомню были непрерывные пограничные инциденты (а то и хуже - посылка наших комсомольцев в тамошний бессарабский бунт и т.п.).



А эти корабли принимали участие в Великой Отечественной? Или они к 1941 году морально устарели и были списаны?
Еще как принимали. :) И вовсе они не были устаревшими, а сторожевики и подводные лодки - совсем новые. Правда, "Декабрист" по невыясненной причине затонул в 1940 году. Его хотели поднять, но война помешала, а потом было уже поздно.
Причина спешки по-моему очевидна - норвежцы ловили рыбу и били морского зверя в советских территориальных водах под прикрытием своих боевых кораблей. Подробности, например, в http://dr-casus.livejournal.com/31859.html

Ещё ссылка в тему - https://en.wikipedia.org/wiki/HNoMS_Fridtjof_Nansen_(1930)
Да они этим уж сколько лет занимались, так что, тут несколько недель погоды не делали.
Ну в общем другого пути по переводу кораблей имхо и не было. Сомневаюсь что пропустили бы нас прибалты и Дания через Зунд. Парижскую Комунну и Коминтерн в 29 перевели, и то благодаря Рапалло, а к тому времени Балтику для перевода запечатали уже.