я

Министр, которому не повезло

323_001

Даже среди больших любителей и знатоков авиации, наверное, мало кто сейчас вспомнит авиаконструктора по имени Луи-Эмиль Трайн. Между тем, на заре авиации этот человек сумел прославиться на весь мир, но не своими достижениями в области авиастроения, а тем, что он ненароком едва не обезглавил (причем - в самом прямом смысле слова) Французскую республику, а заодно - стал косвенным виновником гибели тысяч французских солдат на фронтах Первой мировой войны.

Утром 21 мая 1911 года на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж - Мадрид, в котором лучшие авиаторы того времени боролись за главный приз в 100 тысяч франков, назначенный французским миллионером и меценатом Анри Дойч-де-ла-Мертом. Чтобы посмотреть на это зрелище, собралась огромная толпа в 300 тысяч человек, среди которых были и представители высшего руководства Франции.

В гонке принимали участие восемь машин, взлетавшие последовательно, с интервалом в пять минут. Первым стартовал летчик Андре Бомон на моноплане "Блерио-XI", за ним - Пьер Диветан на триплане Амбруаз "Гупи", потом - Андре Фрей на моноплане "Моран-Солнье",  следом - Ролан Гарро, Луи Жильбер и Жильбер ле Лассье (все - на  "Блерио-XI").

Предпоследним на стартовую позицию вышел Луи-Эмиль Трайн, выступавший, в отличие от всех прочих участников, на аэроплане собственной разработки "Трайн-III". Ранее он совершил на нем много успешных полетов и считал свое изделие вполне надежным. Однако в этот раз обстоятельства сложились иначе. Оторвавшись от земли и начав набор высоты, Трайн услышал, что двигатель начал давать перебои и почувствовал что его мощность резко упала. Аэроплан стал терять скорость, а это грозило падением.

Между тем, взлетная полоса уже закончилась, а впереди виднелись городские постройки. Трайн решил прервать взлет, развернуться на 180 градусов и приземлиться для устранения неполадки. Однако, развернувшись, он с ужасом увидел, что по аэродрому гарцует эскадрон кирасир. При посадке он неизбежно врезался бы них. Пилот снова вывернул штурвал, чтобы описать полный вираж, но тут мотор заглох. На развороте самолет окончательно потерял темп и уже не мог планировать. Он опустил нос и с высоты примерно 20 метров плашмя плюхнулся на землю, подломив шасси.

Продолжая двигаться по инерции на брюхе, машина въехала в стоявшую на краю полосы толпу зрителей. И надо же было такому случиться, что она попала, как раз, в то место, где находились члены правительства и другие представители элиты Франции! В результате несколько человек получили тяжелые травмы, в том числе - премьер-министр страны Эрнест Монис и его сын, а также Дойч-де-ла-Мерт, который, в этот момент, наверное, сильно пожалел о том, что организовал и профинансировал данное мероприятие.

Но больше всего не повезло военному министру Морису Берто. Вращавшимся вхолостую винтом ему отрубило руку и размозжило голову. От полученных увечий Берто скончался на месте. При этом пилот почти не пострадал, отделавшись легкими ушибами. Проведенное расследование оправдало его, объявив, что в создавшейся ситуации Трайн ничего не мог сделать, чтобы избежать катастрофы, а в отказе двигателя он не виновен. Однако случившееся произвело на него столь сильное впечатление, что он забросил авиацию и больше самолетов не проектировал, переключившись на разработку мотоциклов.

Но при чем же тут французские солдаты и Первая мировая война? А вот при чем. Морис Берто активно выступал за введение в армии нового обмундирования серо-зеленого защитного цвета, взамен архаичных ярких мундиров, которые французские солдаты и офицеры носили со времен Луи Наполеона. Министр понимал, что в условиях массированного применения дальнобойного нарезного оружия эти мундиры, резко контрастирующие по цветам с любой поверхностью, представляют собой отличные мишени. Форма, предложенная Берто, обладала гораздо более высоким маскировочным эффектом.

Кроме того, жесткие фетровые каскетки, входившие в комплект новой формы, лучше защищали солдат от ударов по голове, чем традиционные для французской армии матерчатые кепи. Незадолго до гибели Берто добился изготовления пробной партии защитного обмундирования и отправки ее в войска для проведения полевых испытаний. Однако с его смертью дело заглохло. Нового министра, пришедшего на смену Берто, этот вопрос не заинтересовал и он закрыл вопрос реформы обмундирования.

В результате, французская армия оказалась единственной, вступившей в мировую войну в "карнавальных" мундирах из предыдущего столетия с синими длиннополыми сюртуками, ярко-красными шапочками и такими же шароварами. Неизвестно, скольким солдатам это стоило жизни, прежде чем в 1915 французы все-же сподобились перейти на голубовато-серую защитную униформу с касками. Но это уже другая история.

На заставке - самолет Трайна на старте авиагонки Париж-Мадрид, за несколько минут до катастрофы.

Louis_Emile_Train_1911

Луи-Эмиль Трайн и его случайная жертва - министр Морис Берто.

067_001

CourseParisMadridAtl-

Последствия катастрофы на аэродроме Исси-ле-Мулине.

funerailles Berteaux At

Похороны Мориса Берто на французской почтовой открытке.

reforme-uniforme-4

Обмундирование "цвета резеды", предложенное Берто, но так и не введенное во французской армии. Красные погоны, петлицы и клапаны, конечно, снижают маскировочный эффект, но в условиях войны их, скорее всего, заменили бы аксессуарами защитного цвета.

80-2451-lg

Английские, французские и немецкие мундиры, в которых пехота этих стран вступила в Мировую войну. Как говорится, почувствуйте разницу.
promo eric_artem 19:28, yesterday 11
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
Замечательно и познавательно, спасибо!
Надо сказать, что Африканская армия зеленое обмундирование таки получила, правда не "резеда" а честного хаки. Для Европы сочли более подходящим серо-стальной цвет, который по инерции продолжали именовать "полевой синий". КМК - не без оснований сочли. А красные зуавские штаны и прочее вышли из употребления уже к 15-ому году
Тут фича была не столько в цветах, сколько в дороговизне формы обр. 1911 года. И то сказать, что по отзывам она была отлично сшита из качественных материалов и была при этом одновременно и удобной и довольно элегантной. Униформологи вообще выделяют ее как один из лучших образцов военной одежды начала прошлого века.
А что касается картинки - цвет французской шинели оставим на совести художника, в реале к началу войны она стала заметно более серой, позднее даже серо-зеленой какой-то: краски жалели. Ярко-бирюзовые и ярко-синие - это скорее в авиации и жандармерии.
Впрочем красные штаны и подбой - это, увы, факт. на начало Великой войны А полная выкладка пуалю - это вообще что-то из серии пыточных приспособлений.
Клевещут, что красный краситель для штанов закупали в Германии.
Думаете, именно в этом была причина отказа от "революционных красных штанов"? :)
Ес-но, общественность была возмущена отходом от духовных скреп. Но без штанов было бы как-то похуже, кмк.
Форма наверное все-таки не сюртук, а шинель, которую носили с пристегнутыми полами
Лето всякое бывает. Да и войну-то объявили 3 августа, сколько там его оставалось?
В Северной Франции среднесуточная температура августа +19, сентября +17, октября +13.
Факт: летом, в шинели. Фотографий сколько угодно. Опять же - ночью в окопе могло быть зябко. Накрыться или постелить можно. Надо сказать, что их шинель против нашей - рыбий мех. Вообще - они ее в скатке носили, правда не как наши - а вокруг ранца. В общем - была всегда под рукой, зимой и летом.
По каким же признакам ты определил, что эта одежда называется шинель, а не сюртук?
И почему французы летом даже в атаку бегали в этих "шинелях", если у них была и другая верхняя одежда, а "шинели" они могли просто снять и уложить в скатки?
По функциональному назначению, в связи с неясностью определения.За столетия было столько разнообразных форм и покроев сюртуков, что черт ногу сломит. Я вон Сашу Васильева пытал на эту тему лет пять назад - даже он в замешательство пришел в конце концов. Можно сказать, что шинель - это разновидность длиннополого сюртука или кафтана (Брокгауз и Ефрон добавляют - с хлястиком сзади, удерживающим полы в складках), а можно сказать - что это род пальто, как англичане считают. Французы вообще слова "шинель" не знают, для них это capote, или - что характерно! - "англичанка" (anglaise). Вот и думай, откуда сами французы ведут происхождение этого элемента одежды в своей армии: от сюртука, камзола или британского great coat (то есть - длинного пальто). Споры на эту тему абсолютно бесполезны
и контрпродуктивны. Можешь сам у французов спросить (я как помню - ты французским разумеешь).
http://pages14-18.mesdiscussions.net/pages1418/annonces-pages-collectionneur/liste_sujet-1.htm
Определение есть в ЭСБЕ, и оно вполне конкретное. "Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим её сложенной хлястиком". На французских армейских сюртуках не было складок на спине, а потому это не шинели, так что, не надо ничего придумывать и смешивать сущности. :)
Да екарный бабай!!! Ну ты что - в троллинге практикуешься что-ли?
Для сюртука во французком существуют аж три слова, два французских и заимствованное - surtout, paletot и redingot (вид покроя сюртука)
А это шинель, шинель, @&&^%$#@, CAPOTE - ШИНЕЛЬ. Не сюртук ни хера и не редингот: СЛОВАРЬ Larousse ДРУГОГО ПЕРЕВОДА ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДМЕТА ВОЕННОГО КОСТЮМА НЕ ЗНАЕТ - ТОЛЬКО "ШИНЕЛЬ". Иди, поспорь с "Ларуссом" или со стенкой по бодайся - одного плана занятия, ага. Мы можем по реальным ЛТХ/ТТХ долго препираться а тут есть только два мнения: приведенное в словаре и неверное.
"Складок не было"? Убил!!! У этого "бойца" чё на жопе-то, ась?
https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sc8cc5f0a09b291dc/image/i76d6aca1504acca0/version/1420451900/image.jpg
Дети, а что мы видим на этой картинке? Наверное - стрелки, утюгом наведенные?
https://jlfuentecilla.files.wordpress.com/2014/08/uniforme-frances.jpg
Слушай, ну вот не хотел тебя ни на чем "подловить", но уж прости, интересуясь эпохой, что такое "шинель Пурье" (capote Poiret) ты знать обязан. Дидактический материал.
Раз
http://pages14-18.mesdiscussions.net/pages1418/annonces-pages-collectionneur/Uniformes/capote-modele-1915-sujet_4346_1.htm
Два
https://www.trebes1914.fr/6-1915-l-enlisement/6-5-1-nouvel-uniforme-bleu-horizon/
Три
http://lagrandeguerre.cultureforum.net/t8264-la-capote-poiret
Могу так же исчерпывающую статейку по униформе mle.1911 из "герр, блинде и материэль" подкинуть, очень познавательно.
Извини, но мне до лампочки, что написано в "ляруссе". Я привел русское словарное определение шинели, которое уже более 100 лет используется в России. Если оно тебя не устраивает, то это только твоя проблема. То, что носили французские солдаты в 1914 году, под данное определение не попадает, и на этом вопрос можно считать закрытым, не стоит заниматься дальнейшим пустословием
А если ты (судя по запощенным тобой картинкам) не понимаешь разницы между спиной и жопой, то я могу тебе лишь посочувствовать. Впрочем, сдается мне, что всё ты прекрасно понимаешь, но просто занимаешься от скуки тем самым, в чем ты пытаешься обвинить меня.
В общем, смысла в продолжении этой дискуссии я не вижу.
В Арденах в августе месяце, как то застал 10 градусов, после дождя)
История как всегда интересная.
Ас из асов. Вот уж точно, Судьба сыграла человеком.
Очень интересно. Всегда поражало, насколько запутанной и неочевидной может быть причинно-следственная связь.
Мундиры от Берто, я гляжу, обладали лучшими маскировочными свойствами даже по сравнению с полевыми мундирами цвета "блю-оризон", которые французы таки догадались ввести, понеся в 1914-м колоссальные потери.
Кстати, да. Серо-голубой цвет менее заметен, разве что, в зимних сумерках.
Полагаю, что в поражениях 14-го года цвет мундира играл шестую роль, тем более, что африканские и колониальные части были обмундированы в классический хаки. Кстати, как французы пишут, шинели хаки при "горизонтально-синем" мундире были обычным делом, ровно как сумки, каски, шаровары и противогазные коробки.
>Серо-голубой цвет менее заметен, разве что, в зимних сумерках.
Не совсем так. Вспомни, что про синеву воздуха еще Леонардо писал - сколько раз надо подсинить предметы на заднем плане в зависимости от расстояния. Вот они из этого и исходили. Напомню определение, данное Дега цвету "синий горизонт": "Цвет полуденного парижского неба летом против солнца в 5 градусах над горизонтом". О как! ))) То есть, предполагалось, что серо-бирюзовый (а не голубой вовсе даже) цвет поспособствует тому, что толща воздуха будет служить некоей "маскировочной сетью" на больших расстояниях по крайней мере. А в ближнем бою - пофиг. Хотя, полагаю, что в клубах сизого дыма и пыли вполне должен работать. Ну и в дождь-туман тоже.
На фоне растительности, земли и глины фигово он не маскирует, даже на больших дистанциях. А на фоне неба солдата можно увидеть крайне редко. :)
Ээээ, облю-бризон отлично подходил для Фландрии с её туманами по утрам, задымленностью поля боя
Очень интересная статья, благодарю за просвещение)
Необычный корпус у "убийцы" министра - почти как авто. Мсье Трайн любил комфорт))))