я

Вертолет? Экраноплан!

helicopter-6

Ровно 95 лет назад, 17 июня 1922 года впервые поднялся в воздух оригинальный летательный аппарат, спроектированный американским изобретателем Генри Берлинером. Он представлял собой слегка переделанный фюзеляж от истребителя "Ньюпор-23", к которому вместо бипланной коробки крепилась поперечная балка, а к ней - два несущих винта противоположного вращения диаметром по 4,5 метра. Винты через систему валов и шестеренчатых редукторов вращал английский звездообразный мотор "Бентли" мощностью 220 л.с.

На фюзеляже, перед хвостовым оперением был установлен еще один маленький горизонтальный винт, который служил для управления по тангажу в режиме висения и полета на малых скоростях, а на концах балки - по три продольные аэродинамические поверхности, поворачивая которые пилот должен был управлять креном. Для разворотов и изменения высоты в движении предназначались обычные самолетные рули.

На испытаниях аппарат смог взлететь и устойчиво держаться в воздухе, но достигнутая им высота не превышала трех метров. Подъем осуществлялся за счет эффекта "воздушной подушки". Берлинер назвал свое изобретение геликоптером, то есть - вертолетом, но, по сути, это был экраноплан. Возможностями вертолета он не обладал.

На следующий год был построен второй образец, снабженный трипланными несущими поверхностями, которые должны были помогать винтам поддерживать машину в полете. Для него Берлинер придумал название "геликоплан". Однако "геликоплан" тоже не смог высоко подняться над землей.

Наконец, в 1924 году появилась третья модификация с широкими бипланнными крыльми и большими концевыми элеронами. Этот аппарат достиг наибольшей из всех трех образцов высоты - аж целых четыре с половиной метра и скорости - 65 километров в час. Но он не мог взлетать вертикально, а только с короткого разбега.

В том же году Берлинер продемонстрировал свою летающую машину американским военным, попросив у них денег на продолжение опытов. Однако их не впечатлили бреющие полеты "геликоплана" и в финансировании было отказано. Берлинер прожил долгую жизнь и умер в 1970 году, но проектировать вертолеты больше не пытался.

На заставке один из первых подъемов "геликоптера" летом 1922 года. Видно, что левые управляющие поверхности отклонены вправо для парирования крена.

NASM-NASM-9A08378

При взгляде на эту фотографию может создаться впечатление, будто "геликоптер" Берлинера очень лихо набирает высоту, но он всего лишь висит в воздухе с опущенным хвостом.

3398792

В ходе испытаний машину слегка переделали, в частности, увеличив площадь руля направления.

19240006000c

Вторая машина Берлинера - "геликоплан-триплан".

IMG_6537_e2

Генри Берлинер (в центре) и двое механиков на фоне его третьего изделия - "геликоплана-биплана".

IMG_6535_e2

Та же машина целиком. Хорошо видны большие элероны на концах нижнего крыла.

NASM-NASM-9A08376

"Геликоплан-биплан" в полете на почти предельной высоте.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Да, брус 10Х10 впечатляет!
При подъеме большие поверхности крыльев должны создавать большое затенение для винтов, поэтому и не мог высоту набирать?
Это не брус, а пустотелая коробчатая балка, внутри которой проходил передаточный вал к винтам.
А летать "по-вертолетоному" эти аппараты не могли по целому ряду причин. Среди них, помимо затенения, низкий КПД винтов и относительно малая мощность мотора, значительная часть которой терялась в передачах.
Балка создает впечатление несущей конструкции, особенно на концах, как будто просто высверленная в середине. И создается общее впечатление, что Берлинер вообще не думал о расчетах прочности и снижении веса. Да и расположение винтов не в центре тяжести, так скажем, тоже странное.
Что поражает в Америке и американских изобретателях - без всяких проблем любой изобретатель может взять (купить) любой агрегат (корпус Ньюпора-23, авиамотор) и собрать свой агрегат. И если не так работает - всегда можно поставить мотор помощнее, были бы деньги.
На 90 процентов получается неработающая фигня, но оставшиеся 10 процентов двигают вперед прогресс.
Там не балка несущая, а ферма, подкрепленная расчалками.
А изобретатели - они везде такие. Есть деньги - строят всякую фигню (или не фигню), нет денег - не строят. :)
Получается это прадед нынешних автогиров (автожир) ? ;)
Нет, у автожиров отсутствует привод от двигателя к несущему винту, а этот винт раскручивается за счет набегающего потока воздуха.
По конструктции аппараты Берлинера это вертолеты поперечной схемы, вроде знаменитого В-12.
https://rg.ru/i/gallery/5a42452d/110e0985.jpg
Но набирать высоту как нормальный вертолет они не могли и летали только как экранопланы.
Да , верно ;) Я забыл , что у автожиров несущий винт свободно вращается независимо от двигателя .
Что-то я совсем...А за счет чего оно вперёд летело? 3 горизонтальных винта - и всё?
При опускании носа создавалась горизонтальная составляющая тяги.
А! Ну, если так, то понятно)))) Т.е. ожидать каких-то скоростей нельзя было? Смысл в крыльях тогда? Вес приличный получался, как не старайся.....

Edited at 2017-06-17 01:51 pm (UTC)
До 65 км/ч он разгонялся, так что, некоторый смысл в крыльях все-таки был.
Что то подобное (смесь самолёта вертолёта) в СССР, кажется называли автожиром?
Дружище, читайте тред, прежде чем спрашивать. :)
Выше я на такой же вопрос уже ответил. Нет, это не автожир.
Надо же, такая залипуха, а столько приличных ее фотографий!