я

И летели в воду самураи...



20 июня 1944 года завершилась двухдневная битва в Филиппинском море, она же - битва у Марианских островов - крупнейшее в истории сражение авианосных эскадр и одновременно - лебединая песня японской палубной авиации. Адмирал Дзисабуро Озава вступил в него с пятью тяжелыми и четырьмя легкими авианосцами, на которых базировалось 450 палубных истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, обладал более скромными силами.

Однако уже через двое суток у Озавы не осталось самолетов, а три из пяти его тяжелых авианосцев лежали на дне Тихого океана. Потери выглядели катастрофично, но еще хуже было осознание того, что сотни японских летчиков и тысячи моряков погибли напрасно: ни одного американского корабля им утопить не удалось. Не помогло даже то, что они первыми обнаружили противника и нанесли удар, когда янки еще не знали, где находится вражеский флот.

В воздушных боях японцы продемонстрировали полную беспомощность перед американскими истребителями F6F "Хеллкэт" и их хорошо подготовленными пилотами. Из первой ударной волны в 68 самолетов 42 были сбиты ценой потери всего одного "Хеллкэта". А те, кто сумели прорваться сквозь истребительный заслон, в большинстве своем промахнулись. Лишь одна бомба попала в линкор "Южная Дакота", нанеся ему незначительные повреждения.

Разгром второй волны был еще более впечатляющим: из 107 самолетов 70 сбили истребители и 27 - корабельные зенитчики, впервые применившие снаряды с радиовзрывателями. Только 10 машин вернулись из полета. Результат - одно торпедное попадание в авианосец "Энтерпрайз", который остался на плаву и сохранил боеспособность.

В третьей атаке участвовали 47 самолетов. Большинству из них удалось избежать перехвата (американские летчики сбили "всего лишь" семь машин), но прорвавшиеся бомбили неточно. Ни одна из сброшенных ими бомб и торпед в цель не попала.

Наконец, в последнем налете принимало участие 82 самолета, Он оказался столь же провальным: большинство японских экипажей просто не смогло обнаружить цели. Только одна девятка пикировщиков наткнулась на авианосец "Уосп", но патрулировавшие над кораблем перехватчики сбили восемь из них еще на подходе, а девятый - промахнулся и чуть позже тоже был сбит.

Остальные долго блуждали над океаном, пока не выработали топливо, а потом отправились на близлежащий остров Гуам, так как для возвращения на авианосцы бензина уже не оставалось. Но над Гуамом барражировали "Хеллкэты", которые напали на японцев, садившихся с пустыми баками, и сбили 30 машин, а еще 40 - расстреляли уже на земле. Один из американских участников этого погрома позже язвительно сострил: "это напоминало старую-добрую охоту на индеек".



Тем временем, американские субмарины торпедировали и утопили авианосцы "Сёкаку" и "Тайхо", вместе с которыми затонуло более 100 палубных самолетов. Общий итог дня для японцев прозвучал как похоронный марш: потеряно два авианосца и более 350 самолетов с практически нулевым результатом. Американцы потеряли в воздушных боях и при аварийных посадках всего 23 истребителя.

Фактически сражение американцы уже выиграли, причем - с почти "сухим" счетом, но на следующий день командующий флотом США адмирал Спрюэнс, узнав, что воздушные разведчики наконец-то отыскали эскадру Озавы, решил закрепить успех и отправил 77 пикировщиков и 54 торпедоносца под охраной 85 истребителей в атаку на уцелевшие японские авианосцы.

Это был большой риск, так как приближались сумерки, а большинство американских пилотов не имело опыта ночных посадок. И все же, адмирал решил, что игра стоит свеч, поскольку за ночь японское соединение могло скрыться в неизвестном направлении. Риск оказался оправданным. Несмотря на отчаянное противодействие последних тридцати пяти оставшихся у Озавы истребителей, американцы ценой потери 20 самолетов утопили еще один тяжелый авианосец "Хийё" и два танкера-топливозаправщика, а также - нанесли тяжелые повреждения авианосцам "Дзуйкаку", "Дзуньё", "Рюйхо" и "Тиёда". В воздушных боях и на разбомбленных авианосцах японцы потеряли еще более 100 самолетов, то есть, вся палубная авиация, с которой Озава вступил в бой, была уничтожена.

Финал сражения оказался для американцев наиболее драматичным. Как и предполагалось, очень многие летчики не смогли сесть в темноте. Они бились об палубы, врезались в надстройки и в ранее севшие машины или промахивались мимо авианосцев и падали в воду. Некоторые, перепутав крейсера и линкоры с авианосцами, пытались сесть на них, но, разумеется, это заканчивалось катастрофами. Всего той ночью разбилось или утонуло 80 машин, при этом погибло 38 пилотов, штурманов и воздушных стрелков.



Всего же победа в Филиппинском море обошлась американцам в 109 погибших. Японцы потеряли убитыми и пропавшими без вести 2987 человек. Суммарные потери в авиатехнике у американцев составляли 123 самолета, а у японцев, - около 450.

До капитуляции Японии оставалось более года, но сражение у Марианских островов наглядно показало, что войну на море и в воздухе империя Ямато уже проиграла. Она больше не могла противостоять набравшей максимальные обороты американской военной машине. И теперь ей оставалось либо признать поражение, либо изо всех сил оттягивать неизбежную развязку за счет слепого фанатизма и бесполезного самопожертвования своих подданных. Японская правящая элита, как известно, выбрала второй вариант, который обошелся стране в полтора миллиона погибших, разрушенную экономику и десятки сожженных городов.





Авианосцы "Тайхо", "Сёкаку" и "Хийё", погибшие в сражении у Марианских островов.



"Хеллкэт" стартует с палубы авианосца. Для этого с виду громоздкого и неуклюжего истребителя сражение в Филиппинском море стало его звездным часом. Соотношение потерь в воздушных боях между "Хеллкэтами" и японскими самолетами 19-20 июня 1944 года составляло примерно 1:10.



"Хеллкэты" на палубе авианосца "Хорнет".



Живучая машина: заделанные и зашпаклеванные пулевые пробоины в фюзеляже "Хеллкэта".



Американские палубные пикировщики SB2C "Хеллдайвер" и торпедоносцы TBF "Эвенджер".



Сбитый японский пикировщик D3A "Вэл".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Откуда такое дикое соотношение потерь? Неужели японцы пилотов не учили?
Учили хуже (не успевали восполнять потери), самолеты хуже, вот и соотношение.
да, цивилизация решает
учиться, учиться, и ещё раз учиться
Кидание яиц об стену.....
Правда японцы о потерях амеров считали такое что ещё тот анекдот
Наши про немцев тоже много чего считали. В сводках Совинформбюро немецкие потери всегда намного выше наших. Даже в 1941 году.
Ну самолеты у японцев были не хуже (по кр. мере - не на столько уступали американцам, что бы это было катастрофической проблемой). Это как раз тот случай, когда рулят правильная тактика и хорошая выучка.
"Зеро" в сравнении с "Хеллкэтом" это как "ишак" на фоне "эмиля". Впрочем, на "ишаке" хоть бронеспинка была.
//Адмирал Дзисабуро Озава вступил в него с пятью тяжелыми и четырьмя легкими авианосцами, на которых базировалось 450 палубных истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, обладал более скромными силами.

Сорри, но написано так, как будто Озава воевал против Нагумо.
Странно, только Вам так показалось. Это обычный отсыл к общеизвестной информации. Так делается.
Хэлкет настолько хорош против Зеро, или летчики опытные у джапов кончились?
И да - вопрос. По сети гуляет гифка, где на палубу садится кажется хэлкет с бомбой. Срабатывает аэрофинишер, самолет дергается, бомба (или подвесной бак?) и улетает, принося много демократии окружающим. Подробностей случайно не знаете? Просто интересно - это раздолбайство пилота или несрабатывание механизма сброса?

Edited at 2017-06-21 07:49 am (UTC)
////////////Хэлкет настолько хорош против Зеро, или летчики опытные у джапов кончились?

И то, и другое.

////////////Просто интересно - это раздолбайство пилота или несрабатывание механизма сброса?

Подвесные баки денег стоят, поэтому ими не разбрасывались. Американских летчиков учили садиться с баками, их сбрасывали только при вступлении в бой. Кстати, обратите внимание, что на фотке вверху, где у "Хэллкета" при посадке оторвался хвост, он тоже садится с баком.
Стесняюсь спросить - а как происходил процесс заделки пробоин в фюзеляжах? Там же дюраль вроде?Наклёпывались пластинки?
Японцев от полного разгрома молиг спасти только линкоры. Учитывая, что орудия "Ямато" могли накрыть цель на расстоянии 42 километров, авианосцы должны были не бомбить противника, а прикрывать свои тяжелые корабли. То есть на них должны были стоять одни "Зиро".

Мы как-то раз играли в "Битву за марианские острова" используя данную тактическую концепцию. Результат боев оказался в пользу американцев, но потери они понесли тяжелейшие.

Можно констатировать что во время этой битвы японцы утратили волю к борьбе и агрессивность. То что они делали можно назвать самоубийством в состоянии глубокой депрессии.



Edited at 2017-06-21 12:00 pm (UTC)
Помарки навскидку
Торпеда в "Энтерпарайз" не попадала (он единственный из своих собратьев "Йорктаунов" миновал торпедные попадания). Радиовзрыватели по канону были впервые применены в бою при бой при Санта-Крус осенью 42-го. Ну и указать сколько сил было у американцев и особенность того, что не найдя противника, Спрюэнс оставил все истребители у себя, тоже было бы полезным. Хотя выводов это не меняет, японским ВС оставалось только гибнуть...
Re: Помарки навскидку
Да я уточнил, one torpedo exploding in the wake of the ship. Непонятно только, от чего она exploding.
ТОП: 17:20 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 26-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
На Хэллкете было 10 пулеметов типа "ДШК" и две 20-мм пушки...
Подавляющая огневая мощь. На "Зеро" тоже было две 20-мм пушки, но только два 7,7 мм пулемета. Из воспоминаний пилота "Зеро": "Я выпустил в "Хэллкет" 500 пуль из 7,7 миллиметровых пулеметов, но он продолжал полет..." А Хэллкеты выпускали по Зеро град пуль из десяти 12,7 мм пулеметов...
Искренне сожалею, что "Толстяк" и "Малыш" появились в августе 1945 года, а не в сентябре 1939.
Интересно, а в пилоты ркка тоже брали людей с начальным образованием как в другие войска?
Насколько я знаю, нет. Брали после семилетки или школы ФЗУ.
"Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, обладал более скромными силами."

Ага. У него было на целых ДЕВЯТЬ самолётов меньше :)
Хоть американцы нам сейчас и не союзники, но тогда - были. И потому сердце разуется, когда читаешь, насколько эффективно они действовали.

Но опять-таки встаёт вопрос: в чём причина этой победы? Техническое превосходство США над Японией или же превосходство в лётном мастерстве американских пилотов?