я

Дело Делянова

475089

Ровно 130 лет назад, 30 июня 1887 года (по новому стилю) император Александр-III высочайше утвердил печально знаменитый циркуляр "О сокращении гимназического образования", составленный министром народного просвещения (хотя, правильнее было бы назвать его "министром народного затемнения") графом Иваном Давидовичем Деляновым. На следующий день документ был опубликован, вызвав, мягко говоря, неоднозначную реакцию.

В циркуляре, адресованном директорам учебных заведений, предписывалось "освободить гимназии и прогимназии (гимназии начального уровня с четырехлетним циклом обучения) от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей, детям которых, за исключением, разве что, одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к высшему и среднему образованию".

В том же циркуляре содеражлись пункты "о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий", а также - о предоставлении министру народного просвещения (то есть - самому Делянову) права повышать плату за прослушивание лекций в высших учебных заведениях "не ограничиваясь ныне установленной 50-рублевой нормой".

Таким образом, Российская Империя стала единственной европейской страной, которая в конце XIX века ввела административный барьер ограничивающий доступ к образованию. Надо заметить, что циркуляр прямо противоречил действовавшему в России закону от 30 июля 1871 года, запрещавшему какие-либо сословные, религиозные или имущественные ограничения приема в учебные заведения. Однако это не помешало самодержцу его подписать и ввести в действие.

Циркуляр действовал 13 лет и был отменен уже при новом монархе, в 1900 году. На заставке - "парадный" портрет Делянова, а также - карикатура на него и его заместителя М.С. Волконского, которая, разумеется, не была опубликована. Кстати, Волконский был сыном декабриста С.Г. Волконского, но уродился явно не в папу и в конце XIX века считался в России одним из выдающихся реакционеров и мракобесов.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Лучшая положительная характеристика
Быть в России реакционером- это лучшая характеристика государственного деятеля из уст либералов-русофобов
Re: Лучшая положительная характеристика
"Каждый сам окрашивает себя в те цвета, в которые он себя окрашивает". (С)
Интересно - чем было вызвано и как мотивировано данное решение?
Как писал сам Делянов, он руководствовался "заботой об улучшении состава учеников".
И все? Что же, даже экономию бюджетных средств не попытался упомянуть в качестве обоснования?
У хоть 5 классов можно было оставить, чтоб ну разобраться ху из ху.
Было много выпускников из числа низших классов, не находивших себе занятий и в итоге в том числе пополнявших ряды смутьянов.
Делянов, правда, решил проблему топором, и то криво.

Стране нужен был миллион качественных слесарей, а не куча непристроенных гимназистов в отставке. Но этот циркуляр сам по себе проблемы не решил.
Вот и хотелось бы узнать, как мотивировал это решение сам Делянов для Александра III и почему последний с ним согласился.
А то фраза "о предоставлении министру народного просвещения (то есть - самому Делянову) права повышать плату за прослушивание лекций в высших учебных заведениях "не ограничиваясь ныне установленной 50-рублевой нормой"." заставляет предположить, что по факту решили просто поэкономить бюджетные средства, сперва отрезав наименее платежеспособный контингент, а потом подняв плату за обучение для оставшихся.

И кстати, если в основе была серьезная проблема с выпускниками-смутьянами, то куда она подевалась к 1900 году, когда этот циркуляр был отменен?
во-первых, он критиковался со всех сторон, и по факту не соблюдался, так что сочли за благо отменить по тихому
во-вторых, за это время была развернуты параллельные системы реальных, коммерческих, уездных-городских и ремесленных училищ, где образование было ближе к жизни и помогало получить профессию и социализироваться, но не давало напрасных надежд

вы поймите, проблема была отрефлексирована, но циркуляр - это была попытка решить в лоб и предотвратить развитие ситуации в негативном направлении методом "тащщить и не пущщать"
попытка не удалась, царский режим с этим циркуляром сам себя высек
Делянов просто держал свой длинный нос по ветру и знал отношение императора к "быдлу".
Когда Александру-III сообщили о том, что некая крестьянка Ананьева готовит своего сына к поступлению в гимназию (крестьянка, очевидно, далеко не бедная, поскольку обучение в гимназиях было платным), царь соблаговолил начертать резолюцию: "Какой ужас! Мужик лезет в гимназию!" И это была не шутка.

Edited at 2017-06-30 04:29 pm (UTC)
Где-то встречал, что циркуляр касался именно гимназий, но не затрагивал реальных училищ, которые как раз и должны были готовить слесарей. Да, это довольно топорный способ перенаправить детей низших классов в промышленность, ограничив в гуманитарке.
Фишка еще и в том, что выпускников реальных училищ не принимали в университеты и не брали в чиновники, для этого требовалось гимназическое образование.
То есть "подлые сословия", составлявшие более 90% населения империи, отсекались от возможности участвовать в управлении государством. Это средневековье в чистом виде.
>и не брали в чиновники, для этого требовалось гимназическое образование.


Брали - но без университетского курса или сдачи экзамена на классный чин в программе университета можно было подняться только до 9 класса. На 8й - сдавай или в "горячую точку" (был такой технический термин - "Кавказские ассесоры" - три года гражданской службы в округе на "особом положении" и ты в 8м классе из 9го без экзамена.



Edited at 2017-06-30 07:48 pm (UTC)
Во времена Александра третьего уже не было никаких "кавказских асессоров". Да и вообще, это исключение, которое не опровергает правило.
А 9-й класс это всего лишь уровень штабс-капитана или лейтенанта.
>Во времена Александра третьего уже не было никаких "кавказских асессоров"

Их уже называли "ташкентцы"

До 1896 - ускоренное чинопроизводство при условии службы в Средней азии...

И да - выше 9 класса без экзамена за университетский курс нельзя. Или можно но сложно. Пусть это всего лишь штабс капитан.
Так и есть. Идея благая, но пропагандистки получилось неудобно
Емнип Александру III доставили список очередных революционеров из числа студентов-гимназистов, и там было указано их происхождение - большинство составили именно дети разночинцев.
А потом говорят, что русские революции не были прямым следствием внутренней политики самодержавия.
Делянов на карикатуре ну чистый Борис Абрамович...
сейчас тоже не плохо было бы отойти от совковых традиций - бесплатное среднее для всех - для большинства школы в 4-5 классов (читать, писать и читать) вполне достаточно.
Ну, сами подумайте, зачем, например, сейчас практически всеобщее высшее образование большинству молодежи, которое будет сидеть в обслуге (бухгалтерия, торговля, логистика, туризм, гостинич. бизнес, прочие сервисы, работа в офисах и т.п.) и никакие специальные знания ей более не пригодятся - просто истраченные вхолостую свои или гос. средства. Также должно быть и со средней школой: она должна быть трехступенчатой. 4 класса для большинства населения за гос. бюджет. Следующий этап, после которого ученики должны идти систему среднего профессионального, - 5-8 классов, и, наконец, элитарная средняя школа - 9-11 классов, откуда и только откуда выпускники пойдут в вузы/универы . Это должна быть гибкая система образования со смешанным финансированием (бюжет + личные средства).

И не забывайте, что у нас на дворе капитализм, и т.н. всеобщее бесплатное среднее - это астрономически огромные деньги из бюджета, огромная часть которых тратиться впустую!
И вы готовы предоставить работу человеку с 5 классами _нынешнего_ образования?

Какую, если не секрет?

:)))))

ПыСы
Сейчас необходимое для производства товаров количество людей стремительно уменьшается и нынешнее высшее образование (а то и второе и третье) занимает молодежь хоть чем-то полезным. А потом их усаживают в офисы тыкать пальчиком в клавиатуры и улыбаться посетителям.
Зачем грузчику латынь
А, все таки, зачем грузчику латынь, разве мало специальностей где можно работать без образования? В автомойках, подсобных рабочих в фастфуде, на заправках, грузчики на рынках, в шиномонтажках, стройки и т.д. И вы знаете мотивация чтобы не попасть туда, а выучить латынь, будет дай бог каждому студенту. Я поприсутствовал на экзаменах по физике в Железнодорожном институте лет 10 назад, и вынес мысль что всех студентов надо отчислить. А если гражданин желает учиться, нет проблем, плати и учись. Хоть пять раз учись, только плати.
важная поправка:

>"ограничивающий доступ к образованию"

К гуманитарному образованию в основном - то что готовили университеты (куда брали после гимназий).

Ибо на реальные училища дававшие право поступления в технические учебные заведения оно не распространилось. При этом если в МГУ за три приема задрали плату с 50 до 150 рублей в год, то Высшее техническое училище (будущая Бауманка) как было 40 ры так и осталось. Хотя и это было много да.

Единственная проблема стала - поступление на медицинские факультеты университетов - но и ее отредактировали - на медицинские отделения стало можно поступать и без гимназического образования, сдай только экзамены.


В общем указ плохой, но не совсем плохой плохой плохой.
Назовите хоть одного царского министра, руководителя департамента, губернатора, градоначальника или иного государственного чиновника высокого ранга, окончившего гражданское техническое училище. Я таких не припоминаю.
Да - тут вы правы. Формально никаких препятствий не было и классные чины могли получать и должности занимать - но по факту до министра точно никто, из губернаторов без военной службы то же никого не припомню.

Так что лучшую карьеру из выпускников царского МВТУ имени Баумана сделал рейсхляйтер Альфред Розенберг :-)
Ну не только:)
Еще выпускник питерской технолаги Кржижановский нормально поднялся
да, ему пришлось для этого написать русский текст "Варшавянки" и совершить революцию :)
Надо было иметь сдатую латынь для медфака. Потом сделали еще послабление для физикоматематических. Плюс стала развиваться "сдача на аттестат зрелости" - этакий прототип ЕГЭ.
А во втузы, по-моему, так изначально было не строго после гимназии.
их на самом деле очень - см. чем в Москве занимаются гастарбайтеры!
Зато стопятьсот никому нафиг не нужных языков в программе.