я

Аэробус по имени Левиафан

breguet-type-xx-and-32a

Ровно 95 лет назад, 30 июня 1922 года (хотя, по некоторым данным, это произошло 20 июня) впервые поднялся в воздух опытный экземпляр пассажирского самолета Бреге "Левиафан". Такое название он получил за свои размеры: длина фюзеляжа - 15 метров, размах крыльев - 25. В салоне могли разместиться 20 пассажиров, что делало "Левиафан" одним из самых вместительных аэропланов тех времен. Экипаж состоял из трех человек: двух пилотов и механика.

Внешне самолет выглядел как одномоторный, однако, его двигательная установка состояла из двух U-образных восьмицилиндровых моторов "Бреге-Бугатти" 32А мощностью по 450 лошадиных сил, работавших через общий редуктор на один четырехлопастный винт диаметром 4,4 метра.

Силовой агрегат стоял в носовой части объемного фюзеляжа, а рядом располагалось рабочее место механика, который мог прямо в полете осуществлять регулировку и устранять мелкие неполадки, например, поменять сгоревшие свечи зажигания. При отключении одного из двух моторов самолет мог некоторое время продолжать полет на оставшемся, благодаря чему пилоты имели возможность отыскать подходящую площадку для вынужденной посадки.

На испытаниях самолет показал неплохие летные данные: максимальная скорость составляла 190 км/ч, крейскрская - 175, дальность полета с полной нагрузкой - 1600 км. Однако покупателей на самолет не нашлось. В начале 1920-х годов пассажирские авиаперевозки были еще в диковинку, желающих летать на дальние расстояния находилось довольно мало, а потому владельцы авиакомпаний сочли пассажировместимость "Левиафана" избыточной. Наиболее востребованными тогда считались "авиалайнеры" на 6-10 пассажиров.

К тому же, самолет из-за своей цельнодюралевой конструкции получился довольно дорогим, а его силовая установка вызывала опасения своей необычностью.

В 1923 году фирма "Бреге" построила второй экземпляр "Левиафана", на этот раз - в виде дальнего бомбардировщика, намереваясь предложить его военно-воздушным силам Франции. В нем от сдвоенной мотоустановки отказались, заменив ее одним 16-цилиндровым H-образным мотором "Бреге-Бугатти" 32В мощностью 950 л.с. Он представлял собой четыре блока цилиндров от "Бреге-Бугатти" 32А, прикрепленных сверху и снизу к общему картеру и вращавших общий вал.

Вместо пассажирского салона был оборудован объемный бомбовый отсек, вмещавший полторы тонны боевой нагрузки, а за пилотской кабиной установили пулеметную турель. Но, по какой-то причине, военных эта машина тоже не заинтересовала. Дальнейшая судьба как гражданского, так и боевого "Левиафанов" - неизвестна, скорее всего, их просто отправили на слом.

breguet-bugatti-32a-test (1)

Испытания на наземном стенде силового агрегата первого "Левиафана".

breguet-type-xxi-and-32a

Металлический каркас фюзеляжа "Левиафана" с двигательной установкой на Парижском авиасалоне 1921 года.

Leviathan-001

"Левиафан" в сборочном цехе.

Leviathan-002

Готовый самолет возле ангара.

breguet-type-xxi-and-32b

Военный "Левиафан". Обращают на себя внимание измененные межкрыльевые стойки и двухлопастный винт, вместо четырехлопастного.

breguet-bugatti-32b-rear

Оригинальный 16-цилиндровый двигатель второго "Левиафана" с подмоторной рамой - экспонат авиационного музея в Ле Бурже.

   
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Чего-то напомнили рассказ Житкова "Над водой".
а чем U образный отличается от V образного?
Тем, что в нем блоки цилиндров параллельны друг другу и каждый работает на отдельный коленвал.
а, это фактически два рядных движка работающих на один редуктор?
Это фактически два рядных движка в одном широком картере.
Пилотская кабина так далеко сзади... Проблемы с обзором при посадке были? Или Бреге изощрялся на приблуды по типу перископов у гоночных самолётов и рекордных?
А всего через пару лет, в небо поднялся АНТ-4, лет на 30 определивший внешний облик дальнего бомбардировщика.
Справедливости ради надо сказать, что "Юнкерс" G-23, все-таки, раньше появился.
И как же гофрированный тихоход с сверхтолстым профилем, почти без механизации, с малой нагрузкой на крыло определил что-то на 30 лет? И почему тогда "определил" не Zeppelin-Staaken E-4/20 какой в 1919?

Напомню, что в дальних бомбардировщиках СССР те 30 лет отставал. Черты таких самолетов: гладкое крыло большого удлинения, высотность. Тут, немцы, а чуть позже французы и американцы первые.
Последние фото - тема для любителей дизельпанка - 10-ти ствольный "Гатлинг" с приводом от 16-ти цилиндрового двигателя.....
Хм, действительно, крепление винта похоже на "Гатлинг". :)