я

Летающий дворец

10463833673_95b24cc2cf_b

88 лет назад, 12 июля 1929 года, впервые поднялась в воздух гигантская летающая лодка "Дорнье" Do-X - крупнейший в мире, на тот момент, летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу "Максим Горький", однако, по максимальному взлетному весу - 58 тонн - Do-X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса "Максима Горького" составляла 53 тонны.

Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек.

Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do-X переоборудовали под роскошный "летающий отель" на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.

Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году "великая депрессия", вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиарейсы. В результате, на регулярные маршруты он так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.

Еще два экземпляра Do-X были построены в 1931 и 1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы - тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м - отправлены на слом. В общем, Do-X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свое время.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_2

Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для постройки этого самолета фирма "Дорнье" построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_1

Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.

img5763

Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_8

Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_7

Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также - несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки.



Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.



Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа - бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.



В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_11

В нем можно было с комфортом послушать радио...

Cabin (1)

Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.



Или - выпить и закусить.

Engine_Swap

Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных "Юпитеров" самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс "Конкерор" по 640 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 1250 м, а максимальный (без нагрузки) - 3200 м.


dornier_do_x_2_20160424_1697357023

"Конкероры" на крыле модифицированного Do-X.

bild2036n

Заливка воды в систему охлаждения.

Do_X_01_large

Do-X с новыми моторами идет на взлет.

dornier_do-x_-_si-87-794qm

Взлетел!

DO-X

И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке - Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро.



А потом был перелет в Нью-Йорк.

PqOK4w7

Небоскребы, небоскребы, но я не маленький такой.

ImageServer

Встреча двух немецких гигантов - летающей лодки Do-X и дирижабля "Граф Цеппелин".



Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя "Умберто Маддалена". Киль раскрашен в цвета итальянского флага.



Носовая часть "Умберто Маддалены" крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.



Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.

Dornier_DO-X_Rio_-_New_York_First_Flight_Cover_1931

Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту. На снимке - конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Второй рекорд
"Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек."

.................

Тут тоже - как с "Максимом Горьким" - тоже скорей "частично" :)
Поскольку да: самолётов такой грузоподъемности больше не было, но 3 ноября 1931 года дирижабль "Акрон" полнялся в воздух, как написано в источнике "с 207 пассажирами на борту"
Действительно ли имеются в виду пассажиры, без учета экипажа (который штатно состоял из 91 человека (но обычно летали числом в 50)) или же это "всего сколько человек" :) - мне неизвестно. Но количественно все равно больше получается :) Так что абсолютный рекорд - за воздухоплаванием :)
Re: Второй рекорд
Ну так, то - дирижабль, а я имел в виду самолеты.
>>переоборудовали под Поскошный "летающий отель"
Очепятко.
Если подумать, неплохой самолет для главы государства получился бы, жаль, такая идея не возникла еще. Интересно, при отказе скольких моторов самолет еще держался в воздухе?
Все-таки АНТ-20 не имел такого "звания". Линейный размер - странный довод. Наибольшая взлетная масса, наибольшая платная нагрузка, вместимость - иное дело. Эдак пока самый большой самолет Spruce Goose, который скоро сменится Stratolaunch, а вот АН-225 - вовсе нет. Или не так все?

По массам Do-X превзошел только Boeing B-29, что удивительно само по себе. По вместимости - Spruce Goose.
Первый Do-X был экранопланом, по сути.
Именно осенило. Эффект бы описан и исследован. Нашли связь хорды крыла и высоты, где эффект действует (что и похоронило задумку закономерно).

Edited at 2017-07-13 08:52 am (UTC)
Ну, какой "экран" на 500 метрах?
Экранопла́н (от экран + [аэро]план; в официальной советской классификации судно на динамической воздушной подушке) — высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
Do-X был полуторапланом.
По вашей классификации практически все самолёты того времени можно называть экранопланами поскольку из-за низко расположенного крыла постоянно образовывался эффект экрана и многие имели проблемы при приземлении.
Среди пассажиров замечен Фридрих Ницше, а также его лысый брат.

Edited at 2017-07-13 08:14 am (UTC)
Похоже, я совсем плохой стал))) Минуту смотрел на фразу "Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ...", пытаясь сообразить, откуда в самолёте столько сотрудников КГБ?))))
Потрясающая машина, произведение искусства. А380 по сравнению с ним смотрится просто как большой самолёт
Ну прям как "Чёрный квадрат" и роспись потолка Сикстинской капеллы.
Вот теперь я понял, про какой самолёт анекдот... "а теперь попробуем взлететь со всей этой фигнёй."
так и есть... самолет требованиям не удовлетворял, а его называют "опередивший время". Опередивший время это когда задачи не нашлось, а у этого задача была, но он ее не решил. Потому и бесславно завершил карьеру. Значение Do X, имха, в том, что он резко подстегнул создание трансатлантического коммерческого самолета.
Всегда восхищает немецкий технический гений. Чего не коснись. Всё таки мы от разных обезьян, Дарвин лжец.
А где был этот "гений", когда немцам надо было побеждать в 2-х самых важных для них войнах?