я

Бочка с мотором

gee_bee_model_r_super_sportster_by_emigepa-d4sutp4

Ровно 85 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.

Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" - братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение размеров машины, фактически представлявшей собой хорошо закапотированный мотор с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось снижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхновтей. Кроме того, чем меньше конструкция, тем она легче при равной прочности.

Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился недостаточно устойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра - R-1 и R-2 - разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе - на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1933 году проектировал свой знаменитый истребитель И-16.

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя, сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 - первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).

Правда, Поликарпов снабдил машину значительно увеличенным, по сравнению с "Джи Би", крылом и оперением для обеспечения более-менее приемлемой для истребителя маневренности и устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.

В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут идти еще долго.

7e583cdcdc45de244b6c3082151d47d5

Предшественник "Джи Би" R-1 - самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч.

66bb5cdf27b00ee335493d1a84a3898d
 R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением.

SI-2003-3756p

Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости.

11054176704_5f70263897_b

Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не успел воспользоваться парашютом.

granville_p_45_by_mercenarygraphics-d35dmmx
ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте.
promo eric_artem 18:17, yesterday 4
Buy for 30 tokens
Контент 18+ (лексика, стиль; редактор дописался)) Знаете, я давно уже согласился с тем, что тупые посты Лены Миро мне не превзойти, равно как и искусство Варламова ткнуть вас лицом в грязь, от чего вы будете восторженно писать в комментариях - и правда! мы живем в говне! И поднимать его доход…
видать популярна эта бочка была. подобные коротыши часто видел)))
Без наездов, поверьте. Но зачем так далеко искать?

1. Поликарпов, как от Сикорского отбился, стал тяготеть к коротким самолетам с двигателем в урез крыла - ИЛ-400, скажем. (Посмотрел еще раз, у Сикорского та же страсть.) В низкоплане и большом сужении крыла нового для его подходов опять не видно.

2. Не в США, а в СССР уже летал бочкообразный низкоплан с убирающимся подобным способом шасси - ХАИ-1 Иосифа Немана.

3. Происхождение идей ХАИ-1 банально - Lockheed Altair и Orion Джона Нортропа. Кстати, военное применение этих разработок очень даже предполагалось.

4. Ну еще, не помню навскидку, был похожий французский спортивный самолет в 1933. Вполне мог повлиять, Поликарпов французов ценил и все читал, а проектировал он побыстрому.

То есть именно Gee Bee не нужен ни как близкий, ни как дальний прообраз.

Edited at 2017-08-13 06:21 pm (UTC)
Короткие носы были у всех истребителей Первой Мировой войны.
http://img.wp.scn.ru/camms/ar/112/pics/21_18.jpg
http://www.internetmodeler.com/2000/august/galleria/80-2.jpg
http://aviadejavu.ru/Images6/AP/AP08-1/4-3.jpg
Но при этом этом хвосты у них - довольно длинные, чтобы обеспечить достаточное плечо выноса стабилизирующих поверхностей для устойчивого полета. Сравните с И-16, у которого расстояние между крылом и стабилизатором (даже если считать без зализов) - чуть больше САХ.

2. См. выше. У ХАИ-1 хвостовая часть фюзеляжа гораздо длиннее, чем у "ишака". Кстати, это же можно сказать про "Пишутер", с которым "ишак" тоже нередко сравнивают.

3. См. выше.

4. Что за французский самолет?
То есть моя оценка влияния Gee Bee: современный пример американского капотирования, которому следовали в мире.
Капот там - обычное широкое кольцо NACA. Такие капоты стояли на многих более ранних машинах, например, на Локхид "Вега".
Хорошенький!))) Но Господи, как же он садился????
Только благодаря авторитету Чкалова И-16 попал в серию.Думаю,что Поликарпов и сам этого не ожидал.
Похвастаю (с надеждой на редакторский глаз), что перекомпоновал таблицы Маслова в статье вики И-16. Два дня убил.

Текст там стыдный, но это лучше, чем ничего. Его автор так видит мир, можно поправить с ссылками.
Маслов - человек советской закалки. :)
Когда я у него спросил - Миша, а почему ты в своей книжке ничего не написал о применении И-153 в Китае? - он мне ответил: а зачем об этом писать? Ведь, там они проявили себя плохо, их постоянно сбивали японцы. Не надо нашим читателям об этом рассказывать. :)