я

Лебединые песни атомпанка

12-3642497-savannah.jpg

В середине прошлого века, когда на практике было доказано, что ядерными реакциями можно управлять для использования в народном хозяйстве, большинство индустриально развитых стран охватила "атомная эйфория". Многим казалось, что новый неисчерпаемый источник силы сможет решить большинство энергетических и транспортных проблем, стоящих перед человечеством.

Научно-популярные журналы заполнили проекты атомных кораблей самых разных классов, а также - самолетов, вертолетов, локомотивов, автомобилей и вездеходов с ядерными силовыми установками. Но почти все эти проекты так и остались на бумаге, поскольку их авторы недооценивали потенциальную опасность "мирного атома".

К концу 1960-х эйфория угасла, а от всех первоначальных задумок в гражданской сфере остались лишь атомные ледоколы и электростанции. Последней реализованной попыткой воплотить в жизнь "атомную мечту" стала постройка трех транспортно-пассажирских атомоходов. Первым из них стала американсккая "Саванна", которая ровно 55 лет назад, 22 августа 1962 года вышла в пробное плавание.

Этот большой и красивый корабль водоизмещением 13600 тонн и длиной 181 метр приводила в движение ядерная паросиловая установка мощностью 20300 лошадиных сил, позволявшая ему развивать скорость до 24 узлов. "Саванна" могла перевозить на неограниченное расстояние 60 пассажиров в комфортабельных каютах и 8500 тонн грузов. Экипаж состоял из 140 человек.

Казалось бы, кораблю, которому не нужны для каждого рейса сотни тонн угля или мазута, гарантировано блестящее будущее, однако, вопреки надеждам его инвесторов, строителей и разработчиков, "Саванна" не принесла прибыли. Потенциальные пассажиры не горели желанием путешествовать по соседству с атомным реактором, поэтому билеты на атомоход продавались плохо.

К тому же, за счет большого объема реактора и систем его защиты, а также - за счет того, что проектировщики в стремлении повысить скорость заузили обводы корпуса, грузовые трюмы получились слишком маленькими и неудобными для погрузо-разгрузочных операций. Большинство обычных грузовых пароходов аналогичных размеров могли принимать на борт в три-четыре раза больше полезной нагрузки, чем "Саванна".

Профилактическое обслуживание и текущий ремонт силовой установки "Саванны" могли производиться лишь в нескольких портах, имевших соответствующих специалистов, оборудование и системы радиационной защиты. Наконец, экипаж атомохода получился на треть более многочисленным, чем у дизель-электроходов. И состоял он в значительной мере из ядерщиков, требовавших гораздо более высокой оплаты, чем обычные моряки.

Все это вместе взятое привело к хронической убыточности судна, из-за которой в 1970 году корабль вывели из эксплуатации, а в следующем году из реактора выгрузили ядерное топливо. С тех пор "Саванна" стоит на мемориальной стоянке, однако, ее полноценному использованию в качестве корабля-музея препятствует то, что реактор продолжает излучать радиацию. В 2008 году было принято решение демонтировать фонящий реактор и заменить его макетом, но из-за нехватки финансирования эта работа не проведена до сих пор.

Savannah-NSSS-Mockup.jpg

Полноразмерный макет ядерного котла "Саванны" и загрузка в реактор урановых стержней.

WOW75-16-17.jpg

Информационно-рекламный буклет "Саванны". Надпись вверху гласит: "Всего 122 фунта урана хватит этому кораблю, чтобы 15 раз обойти вокруг Земного шара".

NS_Savannah_control_room 16x9.jpg

Пульт управления силовой установкой атомохода похож на пульт атомной электростанции.

NS_Savannah_dining_room_MD8.jpg

Пассажирские помещения "Саванны" были оформлены в характерном для стилистики атомпанка лаконично-футуристическом дизайне, резко контрастирующим с господствовавшим ранее вычурно-помпезным стилем "ар-деко". На снимке - корабельный ресторан.

Peter Knego NS SAVANNAH.jpg

Слева: закрытая прогулочная палуба атомохода, напоминающая декорацию к фильму "Солярис". Справа: набор посуды, изготовленный специально для этого корабля с его эмблемой и логотипом.

Savannah-Waterside.jpg

savannah.jpg

"Саванна" на последней стоянке в Балтиморском порту.

378 Otto Hahn.jpg

Второй транспортно-пассажирский атомоход - западногерманский "Отто Ханн", названный в  честь немецкого физика-ядерщика, вышел на ходовые испытания в 1968 году. Он тоже оказался нерентабельным и в 1979 году был переоборудован в обычный теплоход. После этого корабль 30 лет возил грузы, неоднократно меняя названия и владельцев, а в 2009 году его списали и отправили в металлолом. Тогда он назывался "Мадре" и принадлежал либерийской компании "Домини Маритиме".

ns-otto-hahn-en-ciudad-del-cabo.jpg

"Отто Ханн" еще в виде атомохода у берегов Южной Америки.

185553340.jpg

Судьбу "Отто Ханна" разделил последний транспортный атомоход - японский "Муцу", который впервые вышел в море в 1972 году, но так и не был запущен в коммерческую эксплуатацию. Причиной послужил ряд технических проблем, в том числе - небольшая авария реактора, которая сопровождалась утечкой радиоактивного газа. И хотя, никто из команды не получил опасных доз облучения, произошедшее вызвало очень бурную реакцию в японском обществе.

В прессе корабль прозвали "плавучей Хиросимой", а в портовых городах начались массовые протесты против его эксплуатации. В итоге "Муцу" много лет простоял у причала, совершив лишь несколько опытных плаваний. Корабль не принес ни одной иены дохода, а его постройка и содержание обошлись японскому бюджету в сумму, эквивалентную трем миллиардам долларов.

В 1992 году с "Муцу" демонтировали реактор, установив взамен дизельный двигатель и топливные цистерны. В 1995 году он получил новое название "Мирай", под которым эксплуатируется до сих пор как океанографическое исследовательское судно.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
(Задумчиво) А ведь сейчас как раз основные проблемы атомных грузовозов успешно решены... реакторы американских субмарин последнего поколения не нуждаются в перезарядке весь рабочий цикл. Т.е. когда данная технология станет граждански-доступной, проблема дозаправки и обслуживания в значительной степени отпадет... тем более что реактор грузовоза едва ли нуждается в работе за пределами оптимального режима.
"Севморпуть" забыли? Он вполне себе в строю и опять на грузовой линии уже пару лет как. А про ледоколы как-то даже и неудобно напоминать.
Так, это военный корабль. А речь идет о гражданских.
Атомоход "Севморпуть"
И теперь про российскую действительность...
Атомный лихтеровоз "Севморпуть", который годами простаивал у причалов ввиду отсутствия для него грузов и тупо прожирал бабло Мурманского пароходства, грея плохо для этого приспособленный русский север. Потом, в конце концов, ММП спихнуло с себя эту обузу и передало под крыло "Росатома". Где пароход еще немножечко постоял на отстое уже у нового хозяина, буквально лет 5, после чего, оранжевый гений советской инженерной мысли, стал готовиться трансформации в иголки.
Что с ним делать-то? Работы для него нет, ни о какой коммерческой эксплуатации и речи быть не могло. И тут!!! Внезапные враги, окружили в очередной раз мою истерзанную родину и стали оставлять свои подлые укусы на ее многострадальном теле. "Севморпуть" решено было отремонтировать и снова включить в Регистровые книги, из которых он был вымаран аж в 2012 году. В 2016 году атомоход снова пошел по СевМорРути с грузом. Для вояк. Потому как ни один коммерсант в мире, не может себе позволить перевозить стройматериалы на атомоходе.
Напомню - это лихтеровоз. Сиречь, некая база для лихтеров. Лихтер - небольшой плавучий контейнер. Специально сконструирован для того, чтобы его снимали с лихтеровоза (на судне для этого имеется спецоборудование), буксировали при помощи буксира в те места, где вообще нет никаких мало-мальски оборудованных причалов и там эти лихтеры выгружали (как угодно, хоть руками вытянув на песок и перетаскивая содержимое на собственном горбу). Зачем это все пишу?
А затем, что видел вчера-позавчера лихой репортаж по одному из российских ТВ каналов. Диктор взахлеб рассказывал, как "Севморпуть" выгружается на какой-то там остров, при помощи...вертолета Ми-26 (могу ошибаться в марке) под управлением экипажей, которые "специально для этого прилетели из Санкт-Петербурга".
Я просто не могу себе представить, сколько стоит такая выгрузка. Это при условии, что речь идет о лихтеровозе, судне, которое специально конструировалось для выгрузки в труднодоступных местах крайнего Севера. Понятное дело, что такой выгрузки не может себе позволить ни одна коммерческая организация.
А на лечение детям, в РФ принято собирать в шапку по СМС.
Re: Атомоход "Севморпуть"
А как вы собрались на необитаемые острова выгружать груз? На счет Ми-26 очень сомневаюсь. Теперь Севморпуть не лихтеровоз, а контейнеровоз. Да и ремонт корабля обошелся недорого, а вся инфраструктура у Росатома есть.
Re: Атомоход "Севморпуть"
Первый герой-папанинец отметился.
Re: Атомоход "Севморпуть"
А он просто не понимает, для чего этот лихтеровоз делался, и как его планировалось использовать. И на какой грузовой линии - самое главное.
Re: Атомоход "Севморпуть"
"Атомный лихтеровоз "Севморпуть", который годами простаивал у причалов ввиду отсутствия для него грузов и тупо прожирал бабло Мурманского пароходства, грея плохо для этого приспособленный русский север. Потом, в конце концов, ММП спихнуло с себя эту обузу "

Извините, но Мурманское морское пароходство очень активно боролось за атомный флот и лихтеровоз в том числе. И "спихивать2 ничего не хотело. А даже наоборот.
И ещё. ММП ничего отправить "на иголки" не могло. просто потому что никогда в истории !России" не владело амтоным флотом. Он у неё находился в оперативном управлении. И это был очень жирный кусочек, который ММП не хотело отдавать. Но заставили.
Ну ладно транспортники, а почему электростанции не в фаворе? Неужели всех так Чернобыль напугал? Вот у нас в Онтарио (Канада) давно уже стоит почти не работающая АЭС. Зато платежи за электричество растут...
Напугала кстати Фукусима! в 80-х наблюдаем непрерывный рост доли АЭС в энергетике. В Канаде, насколько я знаю, долю ГЭС увеличат -это выходит в целом дешевле, но цены все равно расти будут, есть ряд иных причин.
Да и и отработавшее ядерное топливо очень дорого хоронить пока только фины и шведы роют для этого геологические могильники.

Edited at 2017-08-23 09:52 pm (UTC)
Так и цена использования АЭС растет.
А вот "Севморпуть", насколько известно, после длительного отстоя был восстановлен
Согласно одной конспирологической теории Queen Elizabeth 2 имеет атомный реактор.
Непонятен ваш скепсис в отношении Севморпути. Давайте уточнять.
Это не ледокол, а, ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40. Одно и крупнейшее из всего четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой. Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1 м.

Для справки: Ледокол - самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Так вот, ни каких специализированных ледокольных задач Севморпуть не решал. А, ледокольные свойства использовались исключительно для самостоятельных, без ледокольного сопровождения, грузовых рейсов.
Первое время его использовали как лихтеровоз, но в начале 90-х его поставили на маршрут Мурманск-Дудинка-Мурманск, для перевозки грузов в интересах Норильского Никеля,где он благополучно отпахал, как минимум десять лет. Во всяком случае, впервые я его увидел в Дудинке в 1996, а последний рейс по этому маршруту он сделал в 2007.

Использовали его как обычное грузовое судно. с погрузкой грузов обычными портовыми кранами. Все лихтерное хозяйство осталось в Мурманске, где по слухам его утратили военно-морским способом.

Причина по которой были сняты лихтеры, банальна. Порт Дудинка, вполне себе нормальный морской порт, хоть и находится на Енисее. Соборудованными причалами и развитым крановым хозяйством. Изгаляться в таком порту с лихтерами, смех и грех. Поэтому их и сняли, тем самым увеличив объем трюмов.

На прикол его поставили, вовсе не по причине того, что он был убыточным, по сравнению с другими судами. В 2007 году он СТАЛ убыточным по сравнению с новыми судами. С 2006 года, Норильский Никель начал вводить в строй собственные ледокольно-транспортные суда, типа Норильский Никель (скромно, назвали, ага) При меньшем водоизмещении, они имеют меньший экипаж, но выше проходимость во льдах (до 1,5 м) и обходятся дешевле Севморпути, да и свое опять же. Плюс возможность транспортировки готовой продукции на прямую в Европу, куда Севморпути, по причине атомности, путь был заказан. Экономия на сопровождении ледоколов, за счет чего выигрывал Севморпуть по сравнению с обычными "морковками", для Норильских Никелей не критична, они в ней не нуждаются.

Ну и возраст, к 2007 году Севморпуть отбегал 21 год и требовал мал, мальского ремонта, на что тогдашний заказчик НН не готов был тратиться.

То что его сохранили, и как используют, это уже другая песня. Себя он уже окупил.
Да и там по ссылке текст, сильно повеселил. Особенно заголовок.

Атомный грузовой ледокол "Севморпуть" осенью выйдет в первый рейс из Мурманска на Камчатку
ЛЕДОКОЛ, а, муж. Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах. (Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, М. 1992)

"Севморпуть" соответствует этому определению или нет?
Ну тогда Конкорд и тушка, первые представители истребителей пятого поколения. Ну, а чо? У них же крейсерский сверзвук.

Согласно Российсккого морского регистра судоходства, ледоколы относятся к самостоятельному типу судов Icebreaker с 6 по 9 (ЛЛ6-9).

Все остальные суда, способные ходить во льдах, относятся к типу Ice с 1 по 9 (ЛУ1-9)

http://vikond65.livejournal.com/658716.html?thread=28183836#t28183836


Способность ходить во льдах, это еще не признак ледокола.
Вы же не называете Конкорд или Ту-144 истребителями, только потому, что они сверхзвуковые. Как бы еще и специализацией неплохо поинтересоваться.
на днях
"Газовоз стал и первым коммерческим судном, который совершил переход по морям Арктики без сопровождения и без помощи ледоколов.
2 139 морских миль Северного морского пути "Кристоф де Маржери" прошёл всего за 6 суток, 12 часов и 15 минут, что является новым рекордом для СМП."
танкер газавоз ,класса арк7(до 2 метров сплочённого льда),благополучно прошёл смп,причём по внешнему радиусу-севернее новой земли и комсомольских островов,осадка не позволяла,это я к тому,что атом не атом,мощность механизмов плюс запас топлива,а газовозы уже лет так за тридцать на испарении и утечках собственного груза ходят,хотя иногда берут соляр,для аварийных генераторов и рабочих лодок