я

Жуть вампирная

0961151.jpg

20 сентября 1943 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского реактивного истребителя Де-Хэвилленд DH.100 "Спайдер Крэб", впоследствии переименованный в "Вампир". Под этим названием самолет получил широчайшую известность, но только за пределами социалистического мира. Помимо Великобритании он состоял на вооружении в более чем в 30 странах на всех континентах, а во Франции, Италии, Австралии, Индии и Швеции - выпускался по лицензии.

Можно сказать, что из всех реактивных самолетов первого поколения "Вампир", несмотря на свою экстравагантность, оказался наиболее массовым и долгоживущим. Всего было построено почти 4500 "Вампиров" в 12 модификациях, из них 3200 - в Великобритании, а остальные - в странах-лицензиарах. Последние английские "Вампиры" списали в 1967 году, но кое-где они прослужили гораздо дольше. Например, в Зимбабве и Доминикане - до середины 1980-х.

Несмотря на столь широкое распространение, боевая биография "Вампира" оказалась не очень насыщенной. На Вторую мировую он не успел (хотя, мог бы, но англичане не торопились с запуском машины в серию), а большинство послевоенных конфликтов прошло без его участия.

Ни одной воздушной победы за "кровососами" не числится, если не считать конспирологическую и неподтвержденную версию, будто один из родезийских "Вампиров" сбил в сентябре 1961 года пассажирский самолет DC-6, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Объяснялась эта версия тем, что Родезия выступала против участия сил ООН в урегулировании вооруженного конфликта в соседней республике Конго, где родезийцы поддерживали одну из сторон.

Английские "Вампиры" применялись в качестве штурмовиков против национально-освободительных движений в колониальных войнах в Малайзии и Кении, а египетские (эта страна в 1949-53 годах приобрела более сотни машин данного типа) в 1955-56 годах несколько раз вступали в бои с израильскими "Метеорами". Однако все эти бои закончились либо безрезультатно, либо - в пользу евреев, которые претендуют на несколько сбитых египетских DH.100.

Во время операции "Мушкетер" англичане и французы разбомбили на аэродромах большинство египетских "Вампиров", а остальные вскоре были проданы Саудовской Аравии в связи с переходом египетских ВВС на советскую авиатехнику. На этом боевая карьера "Вампира", оказавшегося не слишком кровожадным, фактически завершилась, хотя его строевая служба продолжалась еще три десятилетия.

vampire_02.jpg
Первый прототип "Вампира" - DH.100 "Спайдер Крэб".

tumblr_my8807ZRaI1rp8mmoo1_1280.jpg

Первая серийная модификация "Вампир" F Mk.I.

0c882b88ac693c62ef48c17e04f85e0c.jpg

Истребитель-бомбардировщик "Вампир" FB Mk.V новозеландских ВВС. Истребители этого типа после войны закупали едва ли не все бывшие английские колонии.

00d958bbd82405476a39faef17c2fa69.jpg

Норвежский "Вампир" FB Mk.V.

FFA-Vampire-FB6.jpg

Французский "Вампир" FB Mk.51 (аналог FB Mk.V).

298000.jpg

Финский "Вампир" той же модификации.
vamp-1.jpg
Сверху вниз:
Английский "Вампир" F Mk.I из 247-го истребительного скуадрона, 1946 г.
Французский "Вампир" FB Mk.51 из  эскадрильи 2/7 "Ницца", 1950 г.
Швейцарский "Вампир" Mk.6, 1984 год.
Английский двухместный ночной истребитель "Вампир" NF Mk.10 из 23-го скуадрона, 1951 г.  
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
А еще в советские годы продавалась модель этого "Вампира" Бакинской фабрики игрушек по цене 50 копеек! Отлично помню как клеил
Я в детстве клеил модель "Вампира" Ташкентской фабрики, на коробке которой было написано "Истребитель "Вампир" и рисунок и схемы окраски с ОЗ Египетских ВВС.
Прикольно, думал французы с самого начала реактивную авиацию чисто свою клепали.
кстати, немного реактивных самолетов имело деревянные части )))

ну и, всё-таки, Вампир себе вполне повоевал. У французов в Алжире, индусы, не помню насчет 71, в 65-м точно, и пакистанцы их сбивали, родезийцы их вообще до самого конца применяли, выхода не было в результате эмбарго. Может еще что-то есть, вспоминать неохота...
А сколько они воевали в Алжире? ЕМНИП, там были всего две эскадрильи "Вампиров", да и те числились в ПВО. А по партизанам в основном работали поршневые машины - "Инвэйдеры", "Тексаны", "Феннеки", "Скайрейдеры" и всякая шелупонь, вроде "Ванню".
Красота!
У меня парочка новозеландских "Вампиров" - как раз обои на рабочем столе :)
Даже не знала, что у них праздник.
Была у меня парочка таких, Бакинской фабрики игрушек, ЕМНИП.
Я тоже помню, что их делали в Баку. Но тут один мужик пишет, что в Ташкенте. По-моему, он ошибается. :)
Эх, точно, помню, клеил в детстве. Красок к моделям тогда не было, или может у нас в городе не было. Красил теми, что от ремонта дачи остались, разводил сам в баночках :-)))
Разноцветные нитрокраски в маленьких аптечных флакончиках в советские времена продавали сапожники, сидевшие в киосках "Ремонт обуви". Как сейчас помню, такой флакончик у них стоил 50 копеек. Я все время там покупал, а потом смешивал для получения нужного оттенка.
Shooting Star (F-80 и T-33) по массовости и продолжительности поспорят, Vampire тоже дольше всего применялся именно как учебный. Но Vampire служил в более развитых странах, что почетнее.