я

Наш паровоз вперед летит

giffard_airship.jpg

Паровой дирижабль - один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых компьютеров и прочих фантастических атрибутов стимпанка это вещь вполне реальная.

Ровно 165 лет назад, 24 сентября 1852 года впервые поднялся в воздух первый в мире реально летавший дирижабль, а одновременно - первый пилотируемый летательный аппарат с механическим двигателем.
Его создатель - 27-летний французский инженер и воздухоплаватель Анри Жиффар воспользовался паровой машиной, поскольку никаких других силовых установок, способных привести в движение воздушное судно, в те времена просто не существовало.

Электрический мотор не годился, так как до изобретения аккумулятора оставалось еще семь лет, а до появления относительно легкого и пригодного для транспортного средства двигателя вутреннего сгорания - 33 года.

Масса сконструированного Жиффаром одноцилиндрового паровика с котлом и топкой составляла 150 кг, а его мощность - три лошадиные силы. По тем временам это считалось неплохим показателем. Машина работала на угле, то есть, пилот дирижабля одновременно являлся кочегаром.

Двигатель вращал трехлопастный (по другим данным - двухлопастный) воздушный винт диаметром примерно 4 метра с лопастями из тонких стальных листов. Чтобы избежать воспламенения водородного баллона искрами, летящими из дымовой трубы, ее пришлось делать коленчатой, в виде буквы "П", и выводить вниз, под гондолу.

Шелковый баллон дирижабля имел длину 44 метра и объем 2500 кубометров. Под ним на веревках была подвешена небольшая деревянная площадка с перилами, на которой размещалась паровая машина, пилот-кочегар и уголь для топки. Площадка опиралась на четыре колесика. Дирижабль управлялся по курсу большим треугольным полотняным рулем поворота, а по высоте - выпуском газа и сбросом балласта. При необходимости можно было бросить якорь и подтянуть аппарат к земле.

В ходе испытаний дирижабль Жиффара под управлением его создателя пролетел 27 километров за три часа, то есть, его скорость составляла 9 км/ч. Правда, частично она обеспечивалась попутным ветром. В полете Жиффар набрал солидную высоту 1800 метров и несколько раз совершал развороты, убедившись в эффективности воздушного руля.

Однако в обратном направлении, против ветра, дирижабль лететь не мог, не хватало мощности двигателя. Таким образом, испытания завершились лишь частичным успехом, подтвердив принципиальную возможность управляемого моторного полета аппарата легче воздуха.

На заставке - дирижабль Жиффара, который я нарисовал для одного авиационного журнала по гравюрам XIX века. А внизу - гондола дирижабля крупным планом и портрет его создателя.

2715796_original.jpg
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Паровой самолёт - тоже реальная вещь.
Самолетов паровых было много, хотя, нормально летавший - только один. И появился он уже в эпоху дизельпанка.
ЕМНИП, летающий вообще был - один. Во Вторую Мировую.
Если не секрет - рисуете "вживую" (на бумаге) или на компьютере? И если второе - какими программами и доп. девайсами пользуетесь?
Рисовательную жилку в себе подозреваю, но дальше Пэйнт.нета пока не продвинулся...
Благодарствую. А прямо на компьютере/ноутбуке мышью рисуете или на графическом планшете стилусом, али ещё как-то?
Мышкой, по-старинке. Планшет пока не освоил, хотя, давно собираюсь. :)
*шёпотом*
У-у-у... Мастер...
У меня мышь с мелкой моторикой не дружит...
Мелкая моторика вполне купируется масштабированием картинки. При значительном увеличении она становится крупной моторикой. :)

Edited at 2017-09-26 10:33 pm (UTC)
*мрачно*
Инерция мышления. То, что готовая картинка скроллом увеличивается - со школы знаю, а вот про увеличение изображения в процессе создания...
В "фотошопе" можно выставлять в процессе работы любое увеличение/уменьшение изображения в процентах к оригинальному размеру и в любой момент его изменить. Но увеличение больше 200%, как правило, не требуется даже при прорисовке мелких деталей.
Если речь идёт о технической иллюстрации, то лучше всего работать в векторе. То бишь Adobe Illustrator, либо более привычный старпёрам CorelDraw. С поддержкой перьевого ввода у них давно всё нормально.
Мне об этом говорили уже не раз, но каждому удобнее работать с тем, к чему он привык.
Почитал. А он молодец: после у него был проект, который он даже, вроде, строил, где котел питался водородом из аэростата. И там же впервые изобрел и применил инжектор:

ru.wikipedia.org/wiki/Паровой_инжектор
////////////А он молодец: после у него был проект, который он даже, вроде, строил, где котел питался водородом из аэростата

Про это я не слышал. На его втором дирижабле, испытанном в 1855 году, стоял обычный угольный паровик, как и на первом.
А водородный двигатель, питаемый из несущего баллона, был на дирижбле Хайнлайна, построенном в 1872 году. Но это уже была не паровая машина, а газовый ДВС Ленуара. Он весил 233 кг, потреблял 7 кубометров водорода в час и развивал мощность 6 л.с.
К сожалению, изображения этого движка я не нашел, в интернете есть только чертежи и фотки стационарных промышленных моторов Ленуара.
Так написано в русской вики. И касается последнего проекта Жиффара. Две машины, одна на керосине, вторая на водороде. Дирижабль не закончен, автор отравил себя, якобы, из-за потери зрения. Он уже и не молод был. Завещал состояние, кстати, государству на благо науки.
Там явно какая-то ошибка. Написано, что в процессе работы над двигателем нового дирижабля он изобрел инжектор, "однако обстоятельства (в частности, ухудшившееся зрение) воспрепятствовали реализации проекта громадного дирижабля".
Но инжектор он запатентовал еще в 1858 году, а зрение у него начало ухудшаться только в конце 1870-х. Непонятно, что он делал целых 20 лет.
Да и вообще, 600-метровый дирижабль это шиза какая-то. Скорее всего, Жиффар просто отказался от этого проекта.
Если разберусь, напишу здесь. И в вики.
Дирижабль Хайнлайна
Дирижабль Хайнлайна, работающий на водороде, это реальный дирижабль или фантастика в жанре стимпанка?
Re: Дирижабль Хайнлайна
Но вроде конструктор этого дирижабля Пауль Генлейн, и ДВС системы Ленуара работал там не на водороде, а на светильном газе?
Re: Дирижабль Хайнлайна
Пришется Paul Haenlein, а двигатель работал на том газе, которым был наполнен дирижабль.
Вечная проблема дирижаблестроения XIX века; двигателисты не состыковывались с аэронавтами.