я

Он сказал: "Поехали!"

p025zmzy.jpg

Ровно 75 лет назад, 3 октября 1942 года, состоялся первый успешный запуск баллистической ракеты "Агрегат-4" (А-4), более известной в ее военном варианте "Фау-2". Ракета достигла высоты 94 километра и пролетела около 200 километров. Это был первый в истории рукотворный объект, вышедший за пределы стратосферы и достигший скорости, в пять раз превышавшей скорость звука. Конечно, его полет еще нельзя назвать космическим, но это был решающий шаг, доказавший принципиальную возможность достижения космического пространства.

Разумеется, создатели "Фау" двигались не с нулевой отметки, до них были ГИРД и Годдард, но именно им удалось сделать и довести "до ума" машину, легшую в основу будущих космических кораблей. О том, насколько значительной была их работа, говорит тот факт, что советский учебник для ВУЗов ракетно-космической тематики, изданный в 1958 году, во всех главах, касающихся силовых установок, систем управления и телеметрии, топливных систем, прочностных и аэродинамических параметров баллистических ракет, описывал именно "Фау-2", хотя место ее разработки, разумеется, не упоминалось.

Первые три попытки запуска А-4 потерпели фиаско. Первый экземпляр ракеты просто уронили на бетон при установке на стартовый стол, после чего запускать его не решились. От второго через несколько секунд после старта оторвался головной обтекатель. Ракету закрутило и шарахнуло об землю. У третьего примерно на 30-й секунде полета взорвался турбонасос подачи топлива к двигателю, отчего мгновенно детонировали баки с горючим и окислителем.

Запуск 3 октября был решающим. Если бы он тоже закончился неудачей, программу ожидало закрытие, а коллектив разработчиков - расформирование. И тогда - неизвестно, в каком году или десятилетии была бы открыта дорога в космос. А также - неизвестно, как бы пошла дальнейшая история Второй мировой войны, если бы огромные силы и средства, затраченные третьим рейхом на ракетное "вундерваффе", были бы перенаправлены на какие-то иные цели.

NASM-SI-83-13847.jpg

Старт ракеты, впервые приблизившейся почти вплотную к линии Кармана - условной границе между атмосферой и космосом.

V2-hitler-vengeance-weapons-nazi-germany-vergeltungstaffe-2-002.jpg

Слева - участники разработки и испытаний А-4 3 октября 1942 года поздравляют друг друга с успешным пуском.
Справа - рисунок на борту ракеты, запущенной в этот день. Аббревиатура V4 означает четвертый опытный экземпляр.
Невозможно даже представить, чтобы на советской экспериментальной ракете кто-то нарисовал нечто подобное. Все-таки, наш менталитет очень сильно отличается от западного, кто бы ни говорил, что Россия - часть Европы.

Aggregat4-Schnitt-engl.jpg

Слава - разрез V-2 указанием основных элементов конструкции.
Справа - окраски опытных образцов ракеты. "Шахматная" расцветка предназначалась для удобства слежения за вращением снаряда вокруг продольной оси во время полета.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Рисунок на серпомолот походит, забавно.
Подскажите пожалуйста название учебника 1958г
Хорошо, что наци вундервафлями увлеклись. Сколько жизней наших солдат и союзников спасли благодаря этому в 1944-45м. Интересно даже, не саботаж ли это был осознанный?
Довольно осознанный. Фон Брауна даже посадили по доносу за то, якобы, что они в разговоре сожалели, что занимаются чепухой, а не космосом, в частности. За саботаж и пораженчество. Известно, что Дорнбергеру и Шпеер обратились к Гитлеру, чтобы фон Брауна освободили под поручительство Дорнбергера.

Похожие вольные разговоры приписывают Королеву.

Edited at 2017-10-03 07:35 pm (UTC)
Фон Браун такой молодой...
... легко узнаётся во втором ряду. Впереди одни военные. Мужик в гражданском справа какой-то неарийской внешности.

Edited at 2017-10-03 07:44 pm (UTC)
А вот пинап в 1942 - любопытно. Дело в том, что в США он только-только стал появляться на самолетах в 1942. Не факт даже, что был. И налеты на Германию еще не начались, по сути.

До того рисовали чертей, черепа. В России, кстати, тоже рисовали.
У нас всякую фигню рисовали с Февральской революции (летом 17-го на самолетах появились первые картинки с голыми бабами) и до начала 20-х.
А потом товарищи комиссары запретили это безобразие. Разрешались только идеологически правильные надписи и рисунки.

Edited at 2017-10-03 08:04 pm (UTC)
Надо же, оказывается ФАУ2 летал на водке, а не на спирте.
> линии Кармана - границе между атмосферой и космосом.

Эх, не люблю я это определение (хотя оно и научное) ведь земная атмосфера заканчивается очень и очень далеко за линией Кармана.
С другой стороны, если бы не это определение космонавтами, по большому счету, можно было признавать только участников программы "Аполлон":)
Атмосфера там, конечно, ещё есть — но скорость, необходимая для аэродинамического полёта, уже становится выше первой космической.

С другой стороны — это определение весьма нестрого; конкретную границу в сто километров провели скорее из любви к круглым числам. А так полёт на высоте 100001 метр ничем принципиально не отличается от 99999 метров. Как по мне, космический полёт — это как минимум выход на орбиту.
> И тогда - неизвестно, в каком году или десятилетии была бы открыта дорога в космос. А также - неизвестно, как бы пошла дальнейшая история Второй мировой войны, если бы огромные силы и средства, затраченные третьим рейхом на ракетное "вундерваффе", были бы перенаправлены на какие-то иные цели.

Всегда умиляют такие романтичные высказывания об истории и науке.

> очень сильно отличается от западного, кто бы ни говорил, что Россия - часть Европы.

А это и вовсе глупость и пропаганда. Не надо свое проецировать на остальных соотечественников.

Edited at 2017-10-04 04:21 pm (UTC)
Да не то что в 1958, нас и в середине 80-х по Фау и Вассерфалю учили. И теория САУ и вся аэродинамика сверхзвука разрабтаны немцами.