я

Рекордный недолёт

LZF-102-0001.jpg

Ровно 100 лет назад, 24 ноября 1917 года завершился уникальный беспосадочный полет дирижабля  "Цеппелин" LZ-104 из Болгарии в экваториальную Африку и обратно. Целью экспедиции была доставка оружия, боеприпасов и медикаментов колониальным войскам генерала Пауля фон Леттов-Форбека, которые уже более трех лет в полной изоляции защищали от англичан немецкую колонию Танганика, она же - Германская Восточная Африка.

Появление в 1917 году дирижаблей нового типа, обладавших большой дальностью и грузоподъемностью, сделало возможным доставку в Танганику припасов по воздуху, несмотря на то, что ближайшую немецкую авиабазу в болгарском городе Ямбол отделяло от этой колонии более шести тысяч километров.

Правда, лететь можно было только в один конец, так как на обратную дорогу даже новейшим воздушным кораблям объемом 68 тысяч кубометров не хватало горючего. Команду LZ-104 набрали из добровольцев, знавших, что после приземления у них не будет шансов вернуться, по крайней мере, до завершения войны. Однако осенью 1917 года в Германии многие еще верили в победу, поэтому в добровольцах недостатка не было и экпиаж в составе 22 человек сформировали без проблем.

В бомбовые отсеки дирижабля вместо бомб загрузили 383 тысячи патронов, частично набитых в пулеметные ленты, 30 пулеметов со сменными стволами, 60 мешков с бинтами и лекарствами, а также - запчасти и аккумуляторы для радиостанций, машинки для снаряжения пулеметных лент, швейные принадлежности, ножи-мачете, инструменты и другие полезные вещи. Общий вес "гостинцев" составлял 15 тонн. После приземления дирижабль предполагалось разобрать, предварительно выпустив газ, чтобы использовать детали его каркаса и полотняную обшивку для постройки жилищ, а двигатели - для электрогенераторов.

Старт LZ-104 трижды откладывали из-за неблагоприятных погодных условий, но утром 21 ноября он все-таки взлетел и направился на юг над Средиземным морем. Через сутки воздушный корабль достиг побережья Египта и продолжил маршрут. Казалось, что все идет нормально и еще через два дня дирижабль доберется до цели. Однако немцы не знали, что англичане уже давно раскрыли шифр, применявшийся в радиопереговорах с Леттов-Форбеком. Поэтому у них имелась вся информация о вылете дирижабля, его маршруте и месте назначения.

Разумеется, они приняли меры, чтобы сорвать доставку. 23 ноября, когда LZ-104 был уже над Суданом, пройдя более половины пути, на нем приняли экстренную радиограмму из Танганики. Леттов-Форбек сообщал, что британские орудия произвели массированный огневой налет на подготовленную площадку для посадки дирижабля, а потом ее атаковали английские войска. Немцы не смогли удержаться и отошли в труднодоступную горную местность, преследуемые противником.

Таким образом, садиться стало негде. Посовещавшись, команда решила возвращаться. Вечером 24 ноября воздушный корабль вернулся в Ямбол. Впоследствии решение экипажа было признано разумным и никакого наказания за невыполнение приказа воздухоплаватели не понесли. За время полета LZ-104 преодолел в оба конца 6800 километров, что стало абсолютным мировым рекордом дальности для летательных аппаратов, продержавшимся до 1924 года. Но в разгар Мировой войны на это никто не обратил внимания.

А дальнейшая судьба "африканского" дирижабля сложилась трагично, как и у многих его "коллег". 7 апреля 1918 года он по невыясненной причине взорвался в воздухе над Адриатическим морем. Никто из членов экипажа не выжил. Предположительной причиной катастрофы стал удар молнии или замыкание в электросистеме. Качественных фотографий общего вида LZ-104 не сохранилось, поэтому на заставочном фото его "брат-близнец" LZ-103.

17d87ce07d89a689e306ea14457b5e5e.jpg

 Генерал-майор Леттов-Форбек и его бойцы, из которых более 90% были неграми. Несмотря на отсутствие снабжения, они продержались в джунглях до конца войны и капитулировали только 23 ноября 1918 года, через две недели после подписания Компьенского перемирия. В 1919 году бравый генерал вернулся в Германию.

The-crew-of-LZ-104-1024x755.jpg
 Экипаж LZ-104 возде носовой гондолы. Этот дирижабль относился к флоту, поэтому все воздухоплаватели носили военно-морскую униформу.

luftschiff-59_01.jpgМаршрут полета дирижабля LZ-104 и его командный пункт со штурвалом.

luftschiff-59_03.jpg
 LZ-104 выводят из эллинга.

afrikasd.jpgРазрез LZ-104. Внутри корпуса видны емкости с водородом. Ради экономии веса этот дирижабль не окрашивался (краска на такой огромной "туше" длиной 226 метров и диаметром 24 метра потянула бы на несколько центнеров) и имел желтоватый цвет полотна, пропитанного аэролаком.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Ничего себе...
Спасибо за информацию, даже не подозревал о таком способе снабжения Леттов-Форбека.
"Разумеется, они приняли меры, чтобы сорвать доставку. 23 ноября, когда LZ-104 был уже над Суданом, пройдя более половины пути, на нем приняли экстренную радиограмму из Танганики. Летов-Форбек сообщал, что британские орудия произвели массированный огневой налет на подготовленную площадку для посадки дирижабля, а потом ее атаковали английские войска. Немцы не смогли удержаться и отошли в труднодоступную горную местность, преследуемые противником. "

Ну все-таки стоило бы уточнить, что радиограмма была британская:)

"они продержались в джунглях до конца войны "
В каких еще джунглях?:)
Форбек в саванне воевал.

Ну и как забавная шутка истории - в дальнейших рейсах предполагалось в числе прочего перекинуть Форбеку тропическое обмундирование. В связи с неудачей первого рейса обмундирование так и осталось на складах под Мюнхеном, пока его по наводке корешей Эрнст Рем не прикупил по дешевке для своих штурмовиков:)
В аду для перфекционистов ни серы нету, ни огня.
И лишь слегка несимметрично стоят щербатые котлы... (C) :)

Edited at 2017-11-24 08:24 pm (UTC)
В мирное время это было бы великое достижение и предмет все-германской гордости. Но время было другое и оказалось не достижением(((
Нет ли подозрения, что раз англичане знали о полетах, то и взорвали они?
А как они могли его взорвать? Диверсант на авиабазе заложил мину с часовым механизмом? Теоретически всё возможно, конечно...
Леттов-Форбек в своих воспоминаниях пишет, что им удалось наладить производство эрзац-бензина из местных ресурсов. Интересно, нельзя ли было какой-то его вариант использовать для потенциального обратного полета
А из каких ресурсов он его делал? Разве в Танганике есть доступная нефть?
Все конечно помнят катастрофу цеппелина Гинденбурга, но вот в одном фильме современном про дирижабли говорилось, что сам по себе дирижабль гораздо живучее самолета. То есть падает не утюгом, а планируя, оставляя шансы на спасение. Гораздо бОльшая проблема - хранение на аэродроме. Нужны гигантские ангары, ибо ветер может натворить делов с "припаркованным" дирижбанделем.

Да и в той жуткой катастрофе далеко не все погибли. Что поразительно само по себе. Грохнулся бы самолет примерно такой же вместимости, жертв было бы больше.

Edited at 2017-11-25 12:27 am (UTC)
Да, немало, а самая тяжелая - белая. И вообще, чем светлее, тем тяжелее.
ссылка опубликована в группе Аэрократ / Aerocrat (facebook)
Спасибо за интересный пост. Ссылка опубликована в тематической дирижабельной группе фейсбук - Аэрократ / Aerocrat (https://www.facebook.com/groups/aerocrat/permalink/1636858566360654/)

Edited at 2017-11-25 04:56 pm (UTC)
Как подумаю, что всю конструкцию считали вручную...
Более 90% были неграми
Немцы всегда были прагматичным народом. Их национализм и расизм всякий раз давали сбой, когда подворачивалась возможность насолить англичанам или русским. Что, к слову, ставит жирный крест на мечтах некоторых неумных товарищей о том, как Гитлер освободил бы их от "ига жидов и хачей".
Интересно, почему японцы не сделали дальний бомбардировщик из курьерского самолёта Ki-77, у которого дальность полёта составляла умопомрачительные 18 000 км? За счёт снижения дальности, можно бомбовую нагрузку и пулемёты взять.



https://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/japan/tachikawa_ki77.htm

Такой самолёт мог быть очень опасным для объектов нефтепереработки в глубоком тылу союзных стран, поскольку в удалённых местах ПВО отсутствовало как явление
21 января 1942 г. в 08.00 по берлинскому времени с ливийского аэродрома взлетел «Хейнкель-111» лейтенанта Франца Бонскакка, имевший на борту пять тонн бензина. Пролетев над всей Сахарой, он в 14.30 сбросил бомбы на город Форт Лами, расположенный южнее озера Чад, во Французской Центральной Африке. Расстояние до цели составило около 2500 км! В результате налета был и уничтожены все запасы нефти, 400 т авиабензина и 10 самолетов. На обратном пути «Хейнкелю» не удалось дотянуть до своего аэродрома, и он совершил вынужденную посадку в Ливийской пустыне.

Кi-77 мог достать объект противника практически в любом месте земного шара.