я

Не вписался в поворот

Ровно 100 лет назад у французского городка Сен-Мишель-де-Морьен произошла крупнейшая в мировой истории железнодорожная катастрофа, вызванная так называемым "человеческим фактором". В горах потерпел крушение воинский эшелон №612, на котором возвращались домой с Итальянского фронта французские солдаты, получившие рождественские отпуска. До этого они несколько месяцев провели в окопах, отражая атаки германо-австрийских войск и не подозревая, что смерть поджидает их в глубоком тылу.

Эшелон, состоящий из 17 пассажирских и двух багажных вагонов, перевозил 982 человека. Вечером 12 декабря 1917 года он вышел из городка Модан. Впереди был сложный участок пути с крутыми подъемами и спусками. На подобных участках составы полагалось буксировать двумя паровозами, но в наличии был только один, да и тот маломощный. Его машинист, понимая степень риска, отказался отправляться в путь, но комендант станции, капитан Файоль под угрозой трибунала потребовал двигаться дальше.

На спуске в долину Морьен рельсы круто уходили вниз под углом 33 промилле к горизонту. Силы тормозов одного локомотива и ручных тромозов на вагонных площадках не хватило, чтобы удержать эшелон от разгона. Состав покатился вниз, быстро набирая скорость. В конце спуска рельсовая колея делала изгиб, проходя по дну дугообразной выемки. Предельно допустимая скорость в этом месте составляла 40 км/ч, а спидометр "шестьсот двенадцатого" показывал более 100.

Паровоз с тендером проскочил опасный участок, каким-то чудом удержавшись на колесах, а вагоны, разорвав сцепки, слетели с рельсов, отброшенные центробежной силой. Внешняя сторона выемки представляла собой почти вертикальный откос, облицованный гранитной брусчаткой, чтобы избежать осыпания грунта. Врезаясь в брусчатку, вагоны с хрупкими деревянными корпусами разбивались вдребезги.

В этот момент погибло большинство пассажиров, но участь переживших удар и зажатых под обломками оказалась еще страшнее. Вагоны освещались свечными и керосиновыми лампами, от которых дерево вспыхнуло. Вдобавок ко всему, вскоре в огне начали рваться ручные гранаты. Солдаты, стремившиеся поскорее попасть домой, везли их с собой, не успев сдать перед отправкой. Многие пострадавшие, неспособные передвигаться, были убиты этими взрывами или сгорели заживо.

Спасатели добрались до места катастрофы через несколько часов, но с огнем удалось справиться лишь спустя сутки, когда выгорело почти всё, способное гореть. Они смогли спасти 283 человека, многие из которых имели травмы, несовместимые с жизнью. Более сотни пострадавших умерло в госпиталях в течение двух недель. Также было найдено 596 тел погибших, из которых 135 обгорели настолько, что их не удалось опознать. Таким образом, общее количество жертв достигало 700 человек.

Сейчас это может показаться странным, но за произошедшее никто не понес наказания, подействовал известный принцип "война всё спишет". Если бы подобное случилось в мирное время, то общественный резонанс, скорее всего, был бы не меньшим, чем при катастрофе "Титаника". Но в разгар Мировой войны, когда с фронтов ежедневно приходили тысячи похоронок, жертвы долины Морьен затерялись на этом фоне. Тем более, что поначалу катастрофа была засекречена. Только через восемь дней в газете "Фигаро" появилось короткая заметка о крушении поезда без каких-либо подробностей и указания количества погибших. А памятник на месте их гибели установили лишь в 1998 году.

Далее - фотографии, сделанные на месте крушения.

0-3209731.jpg

image04.jpg


 Современный снимок участка трассы, на котором произошла катастрофа.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Не 33 градуса, а 33 промилле. Путейцы меряют уклоны (подъемы/спуски) в тысячных долях (да это и чисто технически удобно).
Только не "33 градуса", а "33 тысячных".
на фоне потерь, которые несла итальянская армия в альпах это были такие мелочи...
А капитана следовало бы судить.
Помню рассказ Анри Барбюса «Преступный поезд». А первый памятник погибшим был открыт в 1923 году на кладбище Сен-Мишель-де-Морьен.

Edited at 2017-12-12 10:11 pm (UTC)
После окончания Гражданской войны в США, освобожденных из плена северян пароходами перебрасывали по Миссиссиппи на Север. На одном из них взорвались котлы, в пожаре и реке погибли почти 1200 человек. Не знаешь, где найдешь, где потеряешь
Дело скорее всего не в паровозе. Количество паровозов важно на подъеме, причем второй паровоз ставится обычно в хвост состава, поскольку нужен, чтобы предотвратить разрыв поезда.
Но крушение произошло на спуске. Скорее всего, состав был перегружен (19 вагонов для того времени это очень много), а количество вагонов, оборудованных тормозами в поезде было недостаточным. Поэтому, в кривой и "выдавило" первый вагон поезда. Тут уже было все равно - один паровоз стоит в составе, два или три. Главное - тормозное усилие в самом поезде было недостаточным, чтобы удержать его на спуске.

Произошло примерно все, как на станции Каменская, где было перекрытие магистрали у грузового поезда - локомотив и первые три вагона тормозили, а остальные 52 - нет. Тут, конечно, пневмотормозов еще не было, но принцип был похожий.

Имхо - ошибка при формировании поезда. Даже в том, что для винтовой стяжки - 19 вагонов в условиях подъемов/спусков на 0,033 - уже недопустимо. Не говоря уже о тормозах.

Edited at 2017-12-13 06:08 am (UTC)
В те времена паровоз был обязан удерживать своими осями состав на спуске. Это потому что уклон очень большой - 33 тысячнх, а ручные тормоза регулируют тормозное усилие очень медленно.
Интересно, не слышал такой истории раньше.
С виду участок, такой безобидный..(
Судя по современной фотографии - не очень безобидный, если у относительно короткого состава в голове двойная тяга, и еще сзади подталкивающий локомотив. Судя по уклону - это сравнимо с Сурамским перевалом.
Я так понимаю, такие потери идут в погибшие от несчастных случаев. Интересно, сколько таковых было у французов? Взрыв в Галифаксе еще больше жизней унес