я

Английский извозчик

Hansom-Cab-Horse-Power-Canadian-Museum-of-History.jpg

Давненько тут не было материалов по городскому общественному транспорту. Пора обновить тему, тем более, что дата подходящая: 24 декабря 1834 года английский архитектор Джозеф Хэнсом получил патент на изобретенный им конный экипаж, который вскоре стал таким же символом викторианского Лондона, как в ХХ веке - красный двухэтажный автобус. Оригинальная двухколесная рессорная повозка в честь своего создателя получила название "кабриолет Хэнсома", которое вскоре сократилось до "Хэнсом-кэба" или просто "кэба".

Оригинальность ее, как видно на фото, состояла в том, что сиденье кучера располагалось не перед пассажирской кабиной, а позади и выше ее. Это позволило сделать экипаж максимально коротким и маневренным, способным уверенно передвигаться на узких извилистых улицах. Кроме того, повозка, рассчитанная на двоих пассажиров, получилась довольно легкой. Ее без особого труда таскала одна зашоренная лошадка, управляемая длинными поводьями, которые проходили над крышей кабины. А в качестве акселератора кучер использовал столь же длинный хлыст.

Хэнсом-кэбы получили широкое распространение в Великобритании, США и в британских доминионах. В других европейских странах они почему-то не прижились. В конце XIX и начале ХХ века по Лондону каталось несколько тысяч кэбов, не случайно они были излюбленным видом транспорта Шерлока Холмса и многих других героев английской литературы того периода. Езда в кэбе обходилась, конечно, дороже, чем в омнибусе, но была вполне доступна для среднего класса. Оплата взымалась в зависимости от расстояния или времени поездки.

Хэнсом-кэбы выпускались двух типов - с открытой спереди кабиной и с полностью закрытой, у которой в передней стенке была дверца. В первом случае кабина снабжалась матерчатым пологом или невысокой распашной перегородкой, закрывающей ноги пассажиров от дождя, снега и грязи, летевшей из-под копыт. Ну а о комфорте для кучера в те времена никто не думал.

В последнем десятилетии XIX столетия начали появляться моторные кэбы, в которых лошадиную силу заменил электрический или бензиновый двигатель. Разумеется, они стали четырехколесными, но водитель, получивший вместо хлыста и поводьев руль и рычаги, остался на прежнем месте - позади и выше пассажирской кабины. Вряд ли это можно объяснить чем-то, кроме консерватизма и инерции мышления.

"Мотор-кэбы" выпускались серийно и на протяжении ряда лет эксплуатировались в некоторых городах, например, в Нью-Йорке. Но до той распространенности и популярности, которую имели их конные предшественники, им было далеко. Еще до Первой мировой войны их вытеснили обычные такси. Отдельные попытки создания автомобилей "кэбовской" компоновки предпринимались даже в 1920-е годы, однако, покупателей на подобные изделия уже не нашлось. Любопытно, что конные хэнсон-кэбы надолго пережили своих механических потомков. Последняя лицензия лондонского кэбмэна была аннулирована только в 1947 году.

ss-120403-nyc-taxi-1906.ss_full.jpg
 Типичный кэб с полуоткрытой кабиной, принадлежавший одной из американских железнодорожных компаний.

Maton-Son-Hansom-cab-small-1024x635.jpg
 Более комфортабельный для пассажиров кэб с полностью закрытой кабиной. На борту написано название транспортной фирмы - владельца экипажа.

HansomCab.jpg
 При наличии относительно хороших дорог кэбы применялись не только в городах, но и в сельской местности. 

image_9_0.jpgСолидному нью-йоркскому джентльмену помогают забраться в кэб.

jeantaud.jpg
 Демонстрационный образец одного из первых электрокэбов французской фирмы "Жанто", сделанный в 1894 году. Двигатели - под кабиной, между передними колесами - аккумуляторные батареи в декоративном кожухе.

3423119.jpg
 Английский бензиновый мотор-кэб фирмы "Воксхолл-моторс" образца 1905 года.

Bundesarchiv_Bild_183-1990-1126-500,_Kraftdroschke.jpg
 Американские электрокэбы фирмы EVC (Electric Vehicle Company), которая в 1897-1902 годах выпустила несколько сотен электромобилей различного назначения, а потом перешла к постройке автомашин с бензиновыми двигателями. В Нью-Йорке, где была создана развитая сеть зарядных станций, электротакси использовались более десяти лет.

coltaxi3.jpg
 Американская рожденственская открытка начала ХХ века с электрокэбом EVC.

ippolit-romanov.jpg
Электрокэб русского изобретателя Ипполита Романова, построенный в 1899 году. Он мог перевозить двоих пассажиров со скоростью до 39 км/ч. Зарядки аккумуляторов хватало на 50-60 километров пробега. К сожалению, машина никого не заинтересовала и осталась в единственном экземпляре.

2659924.jpg
 Возможно, последняя попытка сделать такси "кэбовской" компоновки, зачем-то предпринятая французской фирмой "Ситроен" в 1922 году.

1280px-France_in_XXI_Century._Air_cab.jpg
 Открытка из популярной в начале прошлого века футуристической серии "Мир в 2000 году". Как видите, художник предположил, что кэбы сохранятся и через 100 лет, но будут летать по воздуху. 
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.

Мимими. Нету для инженера ничего сочнее промежуточных и побочных веток развития... Кэбы, газовые рожки, кранекинеры, атлатли...


Спасибо!

В том кэбе, в который залазит нью-йоркский джентльмен, уже и укв-радио есть, на что указывает антенна.
Слава привет! С наступающим Новым годом!
Слушай, а у тебя что почта поменялась?
Привет, и тебя с наступающим!
Да, старая электронка уже не работает, но телефон-то мой у тебя есть. :)
Да, кучера небось сильно заносило на поворотах...

Зато в мото-кэбах пассажир никогда не сможет давать советы водителю!!! Правда и дорогу не покажет. :-)
кэб рациональный продукт
Кэб вполне рациональный продукт. Колесо диаметром метра полтора уменьшает ускорения от неровностей дороги, подрессоривание упрощено до одной поперечной рессоры, высота посадки такая, что никакая лошадь не поднимет ногу так чтобы грязь летела в пассажиров.
А вот наследники подкачали...
Re: кэб рациональный продукт
Приглядитесь внимательнее, там есть и продольные рессоры.
Re: кэб рациональный продукт
Да на Нюю-Йоркском кэбе точно есть, двухступенчатое подвешивание, а на верхней картинке вроде просто раверса.. могу в прочем и ошибься. Но главная изюминка это большие колеса...как у арбы, изображение которой
https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/02/blogi_svincova_2014_02_2014_kniga_19.jpg
"глядя на EVCшные машины"
При торможении пассажирами сперва осуществляется торможение посадочной площадкой, потом дверью, потом собственно пассажирами...
А мы-то ныне с электротранспортом пыжимся-пыжимся... Всё уже придумано до нас.
З.Ы. Ура Шерлоку Холмсу!
У кэба есть одно очень важное преимущество перед катавшимися по континенту фиакрами и росийскими пролетками. Его конструкция обеспечивала приватность для пассажиров, особенно в закрытом варианте. Если в пролетке Ванька-извозчик слышит, при некотором навыке и желании, каждое слово пассажира, то в кэбе сама посадка кучера "сзади-сверху" гарантировала, что разговор пассажиров утонет в цокоте копыт, поскрипывании самой повозки и шуме, возникающем при качении колеса с железной шиной по булыжной мостовой. Гарантировала настолько хорошо, что пассажир при всем желании с трудом мог доораться до кэбмэна (что и породило известный всем поклонникам фильмов о Холмсе стук набалдашником трости или рукояткой зонта в крышу кэба -- сигнал извозчику, что надо остановиться). Причем у меня такое ощущение, что именно это преимущество породило настойчивое желание сохранить схему кэба в автомобильный век. На это как бы недвусмысленно намекают до сих пор сохранившиеся в лондонских такси (и торонтовских limo, возящих пассажиров в аэропорт) перегородки со сдвижным стеклом между водителем и пассажирами -- попытка дать возможность пассажирам обсудить свои дела вне любопытных ушей таксёра.
При обычной схеме размещения водителя перед пассажирской кабиной он тоже вряд ли что-то услышит, если кабина - закрытая, см. фото.
http://www.musee-armee.fr/uploads/tx_mdaobjects/06-510628-recadre_05.jpg
Так что, вовсе не обязательно для обеспечения конфиденциалности сажать шофера сзади-сверху.
Ну да, я тоже о всяких перегородках сразу вспомнил. Но чисто психологически -- в кэбе "не присутствует" водитель. Он делает свое дело, но его не видно (это очень важный, с точки зрения "благородного сословия" тех времен, факт -- в богатых домах система лестниц и коридоров была продублирована, чтобы прислуга могла перемещаться по дому и выполнять свои обязанности, не попадаясь на глаза хозяевам). Короче говоря, подозреваю, что, не будь технических проНблем с управлением передними колесами, тормозами и КПП с верхотуры -- кэб в качестве "таксимобиля" и сегодня был бы распространен.
По-моему, Вы сильно преувеличиваете. Прислуга постоянно была на глазах у хозяев, она обслуживала их за едой, убирала помещения, в которых они жили, выполняла функции "подай, принеси", поддерживала огонь в каминах и даже помогала одеваться/раздеваться. Никого из "благородного сословия" это не смущало, слуги воспринимались как домашние механизмы, вроде стиральных или посудомоечных машин.
>Прислуга постоянно была на глазах у хозяев
Российские и англосаксонские традиции в этом плане довольно сильно различались. Английские (честно, в самой Англии не был, но в Канаде и Штатах много путешествовал) усадьбы построены с расчетом на "невидимость прислуги". На глазах у которой должны были быть только самые приближенные, в количестве буквально единичном (дворецкий у лорда, 1-2 наиболее приближенные служанки у леди, даже если дом обслуживался штатом из десятков слуг). Фигурирующие в английских классических романах бесконечные hidden passageways в старых усадьбах -- это отнюдь не "средневековые тайные ходы", а именно оно -- невидимые хозяевам ходы для прислуги. Каждая "техническая" комната, типа гардеробной или ванной, имела "господскую" дверь и скрытый за стенной панелью ход, по которому горняшка уносила грязное бельё и приносила честое/выглаженное, или заходила убрать комнату. Была даже такая экзотика, как камины, открывавшиеся на "господскую" сторону, но заряжавшиеся дровами/углем через выходившую в коридор для прислуги дверку.
>Английские (честно, в самой Англии не был, но в Канаде и Штатах много путешествовал)

Так жил или путешествовал?

>Была даже такая экзотика, как камины, открывавшиеся на "господскую" сторону, но заряжавшиеся дровами/углем через выходившую в коридор для прислуги дверку.

Понятно, в Канаде ты работал :)))
>Так жил или путешествовал?
По-моему, это очевидно, что по усадьбам 19-го века больше путешествуют. А те из них, в которых живут, за это время настолько многократно отремонтированы, что судить по нынешней планировке о том, что там творилось в 19-м веке, малоплодотворно. Впрочем, спасибо за очередное напоминание, что стреди моих читателей есть слабоумные долбоклюи, которым надо подробно разъяснять столь очевидные вещи.
>Понятно, в Канаде ты работал :)))
Бгг, вы думаете, что люди, у которых есть средства на прислугу, до сих пор отапливают свои дома углём? Забавно :)
>По-моему, это очевидно, что по усадьбам 19-го века больше путешествуют.

Ну а ты, как я понимаю, всё-таки работал?

>вы думаете, что люди, у которых есть средства на прислугу, до сих пор отапливают свои дома углём?

Кто-то ж сортиры им должен пробивать, а у вас познаний в этой области полно :)
Судя по глубокому знанию дела, Вы подрабатывали в Канаде кучером?