я

Тяжелое детство квадрокоптера

NASM-NASM-1A33926.jpg

Наверное, немногие из тех, кто запускают разиоуправляемые вертолетики и четырьмя пропеллерами, знают, что поначалу такие вертолеты были гораздо крупнее и выглядели совсем иначе. Ровно 85 лет назад, 19 января 1923 года в США состоялось первое относительно успешное испытание квадрокоптера, построенного эмигрантом из России профессором Георгием Ботезатом. Вертолет поднялся примерно на метр, но был очень неустойчив. Его шатало из стороны в сторону, а пилот так и не смог стабилизировать полет и сделать его управляемым.

В дальнейшем состоялось еще несколько полетов, в одном из которых машина поднялась на четыре метра - это было ее наилучшее достижение. При этом добиться от своего изделия нормальной управляемости изобретатель так и не смог. Видя такие результаты, военное министерство США, на чьи деньги был построен вертолет, отказало автору в дальнейшем финансировании, признав программу неудачной. Ботезат переключился на разработку промышленных и корабельных вентиляторов. В конце 1930-х годов он предпринял еще одну попытку сделать вертолет, на этот раз - соосной схемы, но его вторая машина летала ненамного лучше первой.

А начиналось всё замечательно. В отличие от Сикорского, которому приходилось чуть ли не на паперти собирать деньги на свой первый американский самолет и покупать для него старые, изношенные двигатели, Ботезату по прибытии в США удалось заинтересовать своим проектом американских военных, которые выделили ему щедрый грант в 200 тысяч долларов. По тем временам это была очень приличная сумма.

Но в итоге фирма Сикорского приобрела мировую известность, а Ботезат остался в истории одним из многочисленных конструкторов-неудачников, создававших нежизнеспособные изделия. Кстати, надо заметить, что он не был изобретателем квадрокоптера. Первый вертолет данной схемы с четырьмя несущими винтами построили еще в 1907 году французы - братья Бреге и профессор Луи Рише. Однако их "каракатица" тоже могла лишь неустойчиво висеть на малой высоте, держась в воздухе за счет экранного эффекта.

К середине 1920-х годов квадрокоптерная концепция была повсеместно признана бепрерспективной. Крупных пилотируемых вертолетов данной схемы нигде больше не строили. Однако к концу ХХ века квадрокоптеры вернулись в виде маленьких дистанционно-пилотируемых электролетов и сейчас любой желающий может обзавестись подобной игрушкой.

NASM-NASM-9A00937.jpg
 Георгий Ботезат возле своего вертолета, а справа - патентный чертеж его агрегата. Кстати, на нем видно, что в США Ботезат для солидности приделал к своей фамилии аристократическую приставку "де".

NASM-SI-79-6700.jpg
 Ботезат демонстрирует каркас одной из лопастей винта своего квадрокоптера.

Botezat_4.jpg
 Испытатель вертолета Ботезата - американский полковник Трумэн Бэйн на пилотском сиденье. Справа - заметка из журнала "Популярная механика" об этом вертолете. На фото внизу - Ботезат и Бэйн.

1200px-Breguet_Gyroplane_1907.jpg
 Макет предшественника и прообраза машины Ботезата - квадрокоптера Бреге-Рише с оригинальными бипланными винтами. Справа - один из авторов его проекта Луи Бреге.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Да, вот так он и летал. :)
А в конце там уже не Ботезат.

Edited at 2018-01-19 02:36 pm (UTC)
Отчаянные парни... Так под вращающимися лопастями стоять...
Маленькие летают во первых потому, что легко регулировать тягу отдельно на каждом винте, когда они приводятся электродвигателями. И еще наверно сказывается эффект масштабирования. С ним ознакомился еще де ла Сиерва, у которого модели автожиров летали, а полноразмерный аппарат не мог, пока он не придумал шарнирное крепление лопастей ротора.
А смысл делать вертолет с 4 винтами, почему не с 3 скажем?
Наверное, технически проще. Длинные балки, крест-на-крест - вуа-ля! А с 3-мя нужно точные углы выдерживать да креплений больше....

Edited at 2018-01-20 11:00 am (UTC)
Думаю, основная проблема первых вертолетов - реактивный вращающий момент лопастей, который первым изобретателям тяжело было рассчитать и компенсировать. Поэтому делали четное количество несущих винтов, чтобы их моменты взаимно компенсировались.
Правда при этом нужно иметь возможность регулировать скорость каждого винта ( по отдельности или связанно), желательно автоматически, чтобы компенсировать асимметрию тяги - иначе коптер ведет вбок, как на видео.
А что вы тезка забыли вертолет Эмишена примерно того же периода, который умудрился за 8 минут пролететь 1100 метров.
Я не забыл, просто это произошло немного позже, а мои заметки привязаны к календарным датам.