Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Финал эпохи гигантов

mhistoric2_lg

Ровно 85 лет назад у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон". Этот дирижабль считался самым надежным, поскольку его баллонеты были наполнены не взрывоопасным водородом, а инертным, негорючим, но при этом баснословно дорогим гелием.

В 1930-е годы США были единственной страной, освоившей промышленное производство этого благородного газа. Даже Германия с ее мощной химической индустрией не производила гелий в больших количествах. Поэтому ее дирижабли по-старинке наполнялись водородом, что привело к знаменитому "фейерверку Гиденбурга".


В СССР, по воспоминаниям академика Капицы, даже в начале 1940-х годов имелось всего 10 кубометров гелия, купленных за валюту. Их берегли как алмазный фонд и использовали только в особо важных физических экспериментах. А когда один кубометр был потерян из-за лопнувшего баллона, НКВД завел дело о "вредительстве" и Капице с огромным трудом удалось защитить своих научных сотрудников от ареста. При этом в баллонеты "Мэкона" было закачано 184 тысячи (!) кубометров гелия. Это может служить хорошей иллюстрацией разницы промышленных потенциалов СССР и США.

Однако вернемся к сегодняшнему "юбилею". 12 февраля 1935 года "Мэкон" возвращался с маневров. Полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.


Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ выбросить самолеты из палубного ангара, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.

Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд". Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.

Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве наполнителя инертного газа не сделало дирижабль вполне безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению. Однако память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана великолепная компьютерная игра.
macon.lo.res
"Мэкон" в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.

tumblr_l55wf1JMfh1qzfye6o1_1280
"Мэкон" в эллинге. Спереди - причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.

Macon_Crew
Экипаж "Мэкона" - 83 офицера и матроса.

mhistoric4_lg
Главный пост управления (капитанская рубка).

USS_Akron_propeller
В отличие от водородных дирижаблей, двигатели "Мэкона" размещались внутри корпуса, а не в наружных мотогондолах, так как опасность пожара ему не грозила. На левом снимке - одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом - кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.

1429701
Истребитель-разведчик "Спэрроухок". "Мэкон" нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.

24h6sUI
"Спэрроухок" перед запуском в полет с трапеции "Мэкона".

NH43901-enhanced
"Мэкон" в демонстрационном полете над Нью-Йорком. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.



1280x1024
Битвы дирижаблей-авианосцев в игре Crimson Skies.
Tags: ВВС, История, США, авиация, воздухоплавание, дизельпанк, игрушки, катастрофы
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →