Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Триумф лилипута



Что-то мы всё про вирус, да про вирус. Надо как-то отвлечься от текучки. Например, вспомнить, что сегодня - великая дата в истории турецкого военно-морского флота. Ровно 105 лет назад, 18 марта 1915 года на минном заграждении, выставленном минзагом "Нусрет", погибли два английских и один французский линкор, пытавшиеся прорваться в Дарданеллы. Еще один французский линкор и английский линейный крейсер получили тяжелые повреждения.

Суденышко на верхнем снимке, похожее на портовый буксир или рыболовный траулер, это и есть тот самый "Нусрет" (в переводе с турецкого "Божья помощь"). Пожалуй, самый успешный и результативный корабль османских ВМС за их многовековую историю. Да и во всей мировой истории вряд ли найдется еще хотя бы один боевой корабль, сумевший в одиночку и всего за несколько часов утопить три линкора. "Нусрет" был построен в 1911 году в Германии, имел водоизмещение 365 тонн и вооружение, состоявшее из 40 якорных мин и двух 47-миллиметровых пушечек.

В ночь на 8 марта "Нусрет" под командованием капитана Топханели Хакки установил 25 мин в заливе Эренкей, где в предыдущие дни англо-французская эскадра неоднократно обстреливала турецкие форты. "Закладка" сработала через 10 дней, когда союзный флот в составе 18 линкоров и линейных крейсеров, а также - множества вспомогательных судов под командованием адмирала Робека в очередной раз появился у турецких берегов. Эскадра вступила в огневую дуэль с береговыми батареями, однако, гораздо более опасным противником оказались мины. Первым подорвался и лишился хода линейный крейсер "Инфлексибл", но англичанам удалось взять его на буксир и отвести в безопасное место.

Примерно через четыре часа на мины почти одновременно налетели французские линкоры "Галуа" и "Буве". На "Буве" от взрыва детонировал боезапас одной из боковых башен. Корабль с развороченным бортом лег на бок и буквально через пару минут ушел на дно, унося с собой  почти всю команду. "Галуа" повезло больше, он остался на плаву и сохранил подвижность, благодаря чему ему удалось отползти к острову Тендрос.

Следующим был английский линкор "Иррезистибл". После подрыва он, как и "Инфлексибл", потерял ход, а течение понесло его в глубь пролива, к турецкому берегу. Экипаж спешно покинул судно, но турки еще три часа зачем-то расстреливали пустой корабль, пока он не затонул. Возможно, они опасались, что англичане после наступления темноты попробуют увести "подранка" на буксире.

Линкор "Оушен" подорвался уже под вечер, когда адмирал Робек, поняв, что попытка прорыва не удалась, скомандовал отход. Это произошло в момент разворота на обратный курс, и от взрыва руль линкора заклинило в положении "лево на борт". Румпельное отделение сразу оказалось затопленным и исправить повреждение было невозможно. Потерявший управление "Оушен" теперь мог только крутиться на месте под огнем турецких батарей. Осознав, что корабль обречен, капитан отдал приказ его покинуть, а артиллеристы форта Дарданос через некоторое время отправили "Оушен" на дно.

Так один маленький минзаг нанес самый тяжелый урон англо-французским военно-морским силам на Средиземном море за всю Первую мировую войну. "Нусрет" прослужил в турецком флоте до 1962 года, потом был разоружен, продан частному владельцу и переоборудован в грузовое судно. В 1989 году он утонул в результате аварии в порту Мерсин.

10
Линейный крейсер "Инфлексибл".

8
Линкор "Галуа".

4
Линкор "Буве".

5
Картина турецкого художника Таксина Сирета "Потопление линкора Буве".


На самом деле гибель линкора выглядела не столь живописно. На снимке, сделанном с одного из кораблей союзной эскадры, "Буве" ложится на борт. Ни одной шлюпки с него спустить не успели, а турецкая артиллерия в этот момент по кораблю не стреляла.

irres
Линкор "Иррезистибл" накануне Первой мировой войны.

2
Оставленный командой и медленно уходящий под воду "Иррезистибл". На нем видны многочисленные следы от попаданий турецких снарядов.

7
Линкор "Оушен" имел интересную особенность - дымовые трубы разного диаметра.

1
После того как "Нусрет" затонул в 1989 году, турецкие власти спохватились, что столь выдающееся судно надо бы сохранить в качестве памятника и корабля-музея. Выход был найден в постройке копии минзага в натуральную величину, воспроизводящей его внешний вид на начало Первой мировой войны, хотя и с современной "начинкой". Сейчас эта реплика регулярно участвует в парадах турецкого флота.
Tags: Англия, История, Первая мировая, Турция, Франция, флот
Subscribe
Buy for 30 tokens
Пока у нас скаты продаются по £5 за 1 кг (по крайней мере в Morrisons) этим надо активно пользоваться, ибо это очень даже низкая цена за такую рыбу высокого класса. Так вот недавно я рассказывал про то как китайские повара поступили бы со скатом. И тут pratina рассказала о том как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →