я

Давай, машинист, потихонечку трогай...

Какой-то сегодня "рельсовый" день получается, ведь нельзя не отметить, что 15 сентября 1830 года в Англии была открыта первая в мире железная дорога с вокзалами и регулярным движением пассажирских поездов. Двухколейная "железка", соединившая Манчестер с Ливерпулем, имела длину 56 километров и обслуживалась восемью локомотивами, сконструированными Джорджем Стефенсоном. При этом, что интересно, все паровозы были разные.

Праздник открытия дороги слегка омрачила гибель 60-летнего парламентария Уильяма Хаскиссона, приглашенного в качестве почетного гостя. Хаскиссон зачем-то решил перебежать дорогу перед движущимся составом и угодил под колеса, став первой жертвой механического средства передвижения.

Тем не менее, англичане не побоялись ездить по рельсам, и уже за первые три месяца на поездах прокатились почти 72 тысячи человек, а чистый доход железнодорожной компании составил 14 с половиной тысяч фунтов. Такой финансовый успех побудил многих предпринимателей вкладывать средства в строительство паровозов, вагонов и рельсовых путей. В Англии начался "железнодорожный бум".

5042332658_0c628d7936_b
При постройке дороги потребовалось сделать глубокую выемку в горной гряде Эйдж Хилл. На этой гравюре изображено прохождение через нее первого поезда.

view_of_the_railway_across_chat_moss_from_burys_liverpool_and_manchester_railway_1831_-_artfinder_267570_full_1024x836
Еще одним серьезным препятствием был семикилометровый участок зыбких торфяных болот Чет Мосс. Для укладки рельсового пути на них пришлось строить длинную дамбу.

Railway_Office,_Liverpool,_from_Bury's_Liverpool_and_Manchester_Railway,_1831_-_artfinder_267569
Ливерпульский вокзал, рисунок 1831 года. Cразу за вокзалом железная дорога уходит в тоннель.

Coaches_etc_employed_on_the_Railway,_from_Bury's_Liverpool_and_Manchester_Railway,_1831_-_artfinder_8928
Локомотив и вагоны первой железной дороги. Нижние, как несложно догадаться, служили для перевозки домашних животных. Обратите внимание, что вагон под номером 4 представляет собой обычную карету на платформе.

1830
Подлинные вагоны не сохранились, но в английских музеях выставлено несколько очень точных и качественных копий.

lancashire_witch
Самый ранний паровоз, ходивший по Ливерпуль-Манчесткерской дороге был построен в 1827 году и назывался "Ланкастерская ведьма". От него остались только чертежи и рисунки.

PA7C0523
Частично препарированный макет наиболее знаменитого паровоза Стефенсона "Ракета" образца 1929 года, выставленный в Британском железнодорожном музее. Этот паровоз также курсировал между Ливерпулем и Манчестером. В нише на заднем плане - статуя основоположника железнодорожного транспорта.

Stephenson's_rocket_reproduction_beamish
А это действующая реплика "Ракеты".

rocket
В 1830 году Стефенсон усовершенствовал "Ракету", присвоив фактически новому паровозу то же название (во избежание путаницы его иногда называют "Ракета-2"). Этот локомотив сохранился до наших дней и выставлен в Британском инженерно-техническом музее, хотя некоторые детали (например, шатуны) утрачены.Обратите внимание, что ведущие колеса паровоза деревянные.

87b1f778441994bcf8a0dbe08d45b775a1b8bc9f
По образцу второй "Ракеты" с некоторыми изменениями в том же 1830 году был сделан паровоз "Нортумбриан".

Planet_locomotive_engraving_by_William_Miller_after_J_Kindar
Чертеж паровоза "Планета" - наиболее совершенного локомотива Стефенсона из всех построенных к моменту открытия Ливерпуль-Манчестерской дороги.
Planet_replica
Современная ходовая реплика "Планеты".

Интересно, а у нас когда-нибудь сделают действующую копию первого русского паровоза Черепановых, построенного в 1834 году? Ведь это одна из тех вещей, которыми Россия вполне может гордиться.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
>Интересно, а у нас когда-нибудь сделают действующую копию первого русского паровоза Черепановых, построенного в 1834 году?

Думаю для начала стоит отремонтировать УЖЕ имеющуюся действующую копию паровоза Черепановых 1949 года постройки - каковая стоит в Екатеринбурге :-)

Так же стоит думаю привести в порядок действующую уменьшенную модельку паровоза Черепановых работы самого Мирона Черепанова 1837 года работы - она где то по запасникам в Питере ховается - копия с нее есть в Москве уже опять в Политехническом закрытом.

Оффтоп - я выбыл из ЖЖ жизни на полтора месяца - а у меня там у вас незаконченные возражения по поводу что лучше что хуже в 1930м АНТ-2 али По-2 СХ и другие товарищи,? Писать или бог с ним с флудом
Думаю для начала стоит отремонтировать УЖЕ имеющуюся действующую копию паровоза Черепановых 1949 года постройки - каковая стоит в Екатеринбурге :-)

А он точно действующий? Я думал, это макет.

Оффтоп - я выбыл из ЖЖ жизни на полтора месяца - а у меня там у вас незаконченные возражения по поводу что лучше что хуже в 1930м АНТ-2 али По-2 СХ и другие товарищи,? Писать или бог с ним с флудом.

Конечно, писать, а как же! :)
Паровозов Черепановых в Екатеринбурге два - причем макет стоит в музее, а который перед Домом культуры Железнодорожника - это остатки созданного в 1949м совершенно ходового агрегата для съемок фильма
У того, что сейчас стоит перед ДК в Ебурге, даже цилиндров нет. И судя по кадрам из фильма, этот локомотив изначально был киношной бутафорией. Достаточно взглянуть на абсолютно белый дымок, лениво сочащийся из трубы при движении. Скорее всего, в этом "паровозе" стоял электромотор, либо его вообще таскали на буксире.
Кстати, даже по пропорциям он не похож на модель из ЦМЖТ. Его явно делали по чертежу из "Горного журнала" за 1902 год, который вообще непонятно на чем основан.
увы мне, вот и верь после этого людям , а они мне самый популярный сорт грузинского вина всучили :-)
Спасибо за пост. Очень интересно.

Пару поправок:
Англии была открыта первая в мире железная дорога с вокзалами.

Не совсем первая. Были две до этого:
номер 2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_дорога_Стоктон_—_Дарлингтон
https://en.wikipedia.org/wiki/Hetton_colliery_railway

Обе сконструировал Стефенсон и записал себе в резюме. Поэтому дельцы из Манчестера его и наняли.