Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Лакированный гарантированный гроб



Несмотря на столь актуальный заголовок, эта заметка не про коронавирус, она чисто календарная. Ровно 80 лет назад, 28 марта 1940 года впервые поднялся в воздух прототип истребителя И-301, разработанного авиаконструкторами С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым. При запуске в серию он получил обозначение ЛаГГ-3 по первым буквам фамилий создателей. Однако летчики, которым пришлось на нем воевать, вскоре придумали другую расшифровку аббревиатуры ЛаГГ, вынесенную в заглавие. И это мрачное прозвище оказалось вполне заслуженным.

Для начала надо сказать, что СССР был единственной в мире авиационной державой, которая в годы Второй мировой войны массово строила истребители не из дюраля, а из дерева, поскольку этого дешевого сырья в России было в избытке. А ЛаГГ-3 являлся, пожалуй, наиболее ярким представителем "деревянного зодчества" советского авиапрома.

Его планер, за исключением моторамы, целиком состоял из древесины, частично - пластифицированной бакелитом. Этот материал, получивший название балинит или дельта-древесина, имел более высокий, по сравнению с обычным деревом, предел прочности, был не горюч и не подвержен гниению. Но проблема состояла в том, что химические компоненты пластификатора не производились в СССР и их приходилось закупать по импорту, причем почти весь объем довоенных закупок шел из Германии. Разумеется, в начале войны поставки прекратились, а накопленные запасы скоро иссякли.

Деревянное крыло ЛаГГ-3 с фанерной обшивкой в целом было аналогично крылу истребителя Як-1. Разница состояла в том, что создатели машины, идя навстречу требованию военных, которое Яковлев проигнорировал, сделали крыло "Лагга" разъемным. Такое решение значительно облегчало транспортировку (самолет с отстыкованными консолями умещался на стандартной железнодорожной платформе) и ремонт в полевых условиях, но все это - за счет усложнения и утяжеления конструкции.

Подобно Яковлеву, Лавочкин, Горбунов и Гудков, разрабатывая свой истребитель, планировали оснастить его мотором М-106, но им пришлось довольствоваться менее мощным М-105П, поскольку М-106 так и не удалось довести "до ума". На "Лагге" эта вынужденная замена сказалась еще более негативно, чем на "Яке", поскольку за счет цельнодеревянной конструкции и разъемного крыла взлетная масса "Лагга" составляла 3300 кг. Таким образом, самолет был почти на 350 кг тяжелее, чем Як-1 при той же силовой установке. ЛаГГ-3 оказался слишком тяжелым для своего двигателя, его удельная нагрузка на мощность достигла 3,12 кг/л.с (у Як-1 - 2,73 кг, а у главного оппонента - "Месершмитта" Bf-109F - всего 2,22 кг).

В результате самолет получился очень медлительным, инертным и тяжелым в управлении. Он вяло реагировал на действия летчика, с трудом набирал высоту, с большой задержкой выходил из пикирования и имел тенденцию к срыву в штопор, из-за чего крутые виражи на нем были невозможны. По своим летным данным серийный ЛаГГ-3 не шел ни в какое сравнение с "Мессершмиттом" Bf-109F, во многом уступая даже более старому Bf-109Е.

Да и "Яку" он проигрывал по всем статьям. Максимальная скорость на малых высотах составляла всего 474 км/ч, а на больших - 550 км/ч. Для сравнения, Як-1 выдавал 580 км/ч, а Bf-109F - 610 км/ч. Время виража ЛаГГ-3, не оборудованного предкрылками (их начали ставить только с августа 1942-го), составляло 24-26 секунд. "Мессершмитт" же описывал полный круг за 21-22 секунды. То есть, в бою на горизонталях "Мессер" заходил "Лаггу" в хвост, а "Лагг" не мог ни увернуться, ни оторваться от него из-за малой скорости.

Такие истребители впервые вступили в бой в июле 1941 года, вызывая досаду и раздражение своих пилотов. Общее мнение выразил известный летчик-ас Д.А.Кудымов, начинавший воевать на ЛаГГ-3: "Мы с завистью смотрели на тех, кому посчастливилось летать на истребителях Яковлева. На этих машинах летчики уверенно вступали в бой с немецкими самолетами". Неудивительно, что, помимо "гарантированного гроба" ЛаГГ-3 получил еще одно нелестное прозвище "утюг".

Вся дальнейшая история его развития сопровождалась постоянным стремлением любой ценой снизить вес. Начиная с 10-й серии на самолете перестали устанавливать пулеметы ШКАС, оставив только два крупнокалиберных пулемета БС, либо - один пулемет и одну 20-миллиметровую пушку ШВАК.

В результате ЛаГГ потерял свое единственное преимущество - относительно высокую огневую мощь, но все равно не сравнился с в летных характеристиках ни с "Яком", ни - тем более - с "Мессершмиттом". На 11-й серии отказались от двух крыльевых бензобаков, пожертвовав ради облегчения еще и дальностью полета. Но всё было напрасно. Врожденная тяжесть конструкции "съедала" усилия разработчиков.

Положение усугублялось тем, что из-за прекращения импортных поставок бакелита прекратилось и производство дельта-древесины. С 1942 года этот материал пришлось заменять обычным деревом - сибирской сосной и березой, из-за чего ЛаГГ-3 потяжелел еще больше.

Прошедшие весной 1942-го в НИИ ВВС испытания одной из серийных машин, вооруженной пушкой ШВАК и пулеметом БС, показали максимальную скорость всего 539 км/ч. Для тех времен это уже никуда не годилось. И тем не менее, в 1942 году был выпущено 2800 ЛаГГ-3 в дополнение к 2500 экземплярам, построенным годом ранее.

Установка форсированного двигателя М-105ПФ позволила лишь ненамного повысить летные данные. ЛаГГ-3 с таким мотором показал на испытаниях скорость 507 км/ч у земли и 566 км/ч на высоте 3850 м. Взлетная масса машины с двумя бензобаками составляла 3160 кг.
Стало окончательно ясно, что истребитель бесперспективен и при любых ухищрениях он будет проигрывать "Яку" с тем же двигателем.

В апреле 1942 года вышел приказ о снятии с ЛаГГ-3 с производства на крупном горьковском авиазаводе №21. Однако на тбилисском авиазаводе №31 "Лагги" продолжали строгать вплоть до середины 1944 года, поскольку на этом предприяти имелось только столярное оборудование, а потому оно не могло выпускать никаких самолетов, кроме деревянных.

На заставке: ЛаГГ-3 в сборочном цехе завода №31. Внизу - серийная машина на испытаниях в НИИ ВВС.




Сверху вниз:
ЛаГГ-3, на котором в 1942 году воевал майор Леонид Гальченко.
ЛаГГ-3 в стандартном черно-зеленом камуфляже 1941 года.
ЛаГГ-3 Тбилисского авиазавода, построенный в 1943 году на пожертвования грузинского народа.


ЛаГГ-3, сбитый в Карелии.
Tags: ВВС, Великая Отечественная, Германия, История, СССР, авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда снаряды были большими

    105 лет назад, 25 февраля 1916 года, вскоре после начала Верденского побоища, немцы захватили французский форт Дуамон - самый крупный и хорошо…

  • Аэробус для Люфтваффе

    Ровно 80 лет назад, 25 февраля 1941 года, впервые поднялся в воздух Мессершмитт Ме-321 "Гигант" - крупнейший в мире…

  • Дзержинский утонул в фонтане

    Пора подвести итоги нашего "лубянского" опроса, поскольку времени с его начала прошло уже изрядно, а за последние сутки распределение…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Авиация.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Точно, а еще - История.

lj_frank_bot

11 months ago

Like
Like
Минусы, минусы,минусы минусы а чуть упомянут один плюс -неплохое вооружение. А как он показал себя в боях? Сравнение с немцем -ок, а с англичанами, амерами и французами тоже времени? Может он был всего лишь топ 2. Нужно ли было его производить лишь бы летал и сбивал хоть что то, так как других самолетов не хватало или стоило сразу закрыть и сконцентрироваться на яках?
Плохо он себя показал в боях. Я считаю, что ни его, ни МиГ-3 вообще не надо было выпускать, а надо было сосредоточиться на "Яках" с последующим внедрением И-185, когда его в 1942 году довели до кондиции. Правда, могла возникнуть проблема нехватки цельнотянутых хромомолибденовых труб, из которых у "Яков" сваривалась ферма фюзеляжа.

fasterbaster

11 months ago

vikond65

11 months ago

Deleted comment

vikond65

11 months ago

el_bueno83

11 months ago

отсутствует

11 months ago

vikond65

11 months ago

отсутствует

11 months ago

vikond65

11 months ago

2gas4

11 months ago

Вроде, в Як-ах до конца войны оставались деревянные элементы. Скорее всего, речь идет более о рациональном сочетании разным материалов.
Оставались и довольно много. Цельнометаллические Як-9П пошли уже после войны.
Like
Ну и чо?
Это гавно-материал какой то!
ПОЧЕМУ его запустили в производство??
Если уже был Як.
И почему не упомянуты самолеты Ла? вообще...хотя бы было кое что яснее..
///////////ПОЧЕМУ его запустили в производство??
Если уже был Як.

Сам удивляюсь.

///////////И почему не упомянуты самолеты Ла?

Потому что "Ла" появились позже.

afroukrainec

11 months ago

vikond65

11 months ago

afroukrainec

11 months ago

vikond65

11 months ago

afroukrainec

11 months ago

vikond65

11 months ago

2gas4

11 months ago

vikond65

11 months ago

2gas4

11 months ago

vikond65

11 months ago

2gas4

11 months ago

vikond65

11 months ago

thagastan

11 months ago

ayamani_rei

11 months ago

vikond65

11 months ago

ayamani_rei

11 months ago

vikond65

11 months ago

krennit

11 months ago

vikond65

11 months ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Спасибо.

thagastan

March 28 2020, 21:04:43 UTC 11 months ago Edited:  March 28 2020, 21:07:05 UTC

В фантастическом романе Ю.Долгушина "Генератор чудес"", печатавшемся в "Технике-молодежи" 1939-40 годов одной из линий было применение СВЧ-генераторов для ускоренной сушки древесины.
Древесины для нужд авиапрома.
Во-во, такая у нас была фантастика.

thagastan

11 months ago

vikond65

11 months ago

thagastan

11 months ago

Deleted comment

thagastan

11 months ago

<На заставке: ЛаГГ-3 в сборочном цехе завода №21.>
Нет, это первый экземпляр этой машины выпущенный заводом № 31 в Таганроге.
ОК, сейчас поправим.

2gas4

11 months ago

спасибо за видео!
Ну, во-первых, Hawker Hurricane. Вполне себе лакированный тряпочный самолет, у него даже винт был деревянный постоянного шага, еще Игорь Каберов на это ругался.

И даже когда британцы сделали ему дюралевое крыло - фюзеляж у него все равно был лакированной тряпкой на каркасе.

Во-вторых, тот же самый самолет ЛаГГ-3 с другим двигателем (АШ-82) называется, внезапно, Ла-5. И внезапно, всё с той же фанерой и дельта-древесиной, он дал просраться в WW2 очень многим - и был любим куда более, чем Як, и вообще считается лучшим советским истребителем WW2.

И это при том, что имплементация мотора АШ-82 в него была выполнена отнюдь не безупречно - вынужденно, поскольку существенно переделывать фюзеляж во время войны никто не захотел.

То есть дело было не в дельта-древесине, а в убогости мотора М-105.

Ну и да, конечно - лучше быть богатым и здоровым. Только вот с алюминием в СССР было плохо и перед войной, а в процессе, когда потеряли Украину - стало совсем плохо. Поэтому и Яки, прямо скажем, были не совсем алюминиевыми, и местами конструкция со стальным каркасом, зашитым дюралем, выглядела весьма антинаучна, я уж не говорю про фюзеляж Як-1, зашитый фанерой и тряпкой - алюминий там был только спереди, возле мотора.

При этом мотор АШ-82 (М-82) был разработан вообще-то довольно рано - еще до того, как ЛаГГ полетел. Он представляет из себя переделку М-62 (который Райт Циклон), который устанавливался еще аж на И-153 - с целью уменьшения диаметра мотора Швецов уменьшил ход поршня, затем укоротил шатуны, а когда выяснилось, что цилиндры встают слишком плотно - взял да и выкинул по паре цилиндров из каждой звезды.

В таком виде мотор был готов еще в 1939 году - но никого не заинтересовал. В это время, под впечатлением Ме-109, все в СССР принялись надрачивать на рядные моторы водяного охлаждения. Швецова чуть не посадили, требовали выкинуть оборудование для производства звездообразных моторов и перейти на рядные. Чудом это не довели до исполнения.

Швецов смог всунуть свой мотор только на Су-2 - но это еще один недооцененный в СССР самолет, который постарались загнобить вместе с его конструктором. Что сказалось. Ах да - еще Поликарпов делал свой И-185 под этот мотор (собственно, с него нос Лавочкин и переставил на ЛаГГ потом), но что с ним стало - ты знаешь.

Лавочкин, Горбунов и Гудков делали самолет так, как им выдали задание - под рядный (V-образный) мотор Климова. Долбанная Испано-Сюиза им всем и нагадила. Климов обещал мотор в 1400 кобыл взлетной мощности - но ниасилил. М-105 еле выдавал 1100 кобыл, потом его зафорсировали до 1200 - но ресурс был никакой, надежность отвратительная. А главное - мощности катастрофически не хватало.


aviator_bob

March 28 2020, 21:39:05 UTC 11 months ago Edited:  March 28 2020, 21:40:24 UTC

Интересно это как однорядную звезду, которой был М-62, могли переделать в двух рядную? И насколько мне не изменяет память линейка лицензионным моторов на базе изделий Райт Циклона завершилась еще на М-25.

vikond65

11 months ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Когда снаряды были большими

    105 лет назад, 25 февраля 1916 года, вскоре после начала Верденского побоища, немцы захватили французский форт Дуамон - самый крупный и хорошо…

  • Аэробус для Люфтваффе

    Ровно 80 лет назад, 25 февраля 1941 года, впервые поднялся в воздух Мессершмитт Ме-321 "Гигант" - крупнейший в мире…

  • Дзержинский утонул в фонтане

    Пора подвести итоги нашего "лубянского" опроса, поскольку времени с его начала прошло уже изрядно, а за последние сутки распределение…