Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:
  • Mood:

Отвергнутый шанс



Предыдущую заметку о "деревянном утюге" ЛаГГ-3 можно дополнить упоминанием о другом самолете с тем же двигателем, который, в отличие от "Лагга" не был запущен в серийное производство, несмотря на то, что он превосходил его по всем параметрам. От него отказались только потому, что он был не деревянным, а цельнометаллическим. Тогдашние кремлевские стратеги сочли это слишком большой роскошью, хотя, даже в таких "передовых" авиационных державах, как Румыния и Польша, истребители в 1930-е годы делали из металла.

Наверное, некоторые уже поняли, что речь идет о яковлевском И-30, который вышел на испытания в марте 1941 года и завершил их безупречно. Условные воздушные бои И-30 с другим новым истребителем МиГ-3 показали полное превосходство яковлевской машины в маневренности, скороподъемности, устойчивости и легкости управления. Не даром Яковлев ранее специализировался на учебных и спортивно-пилотажных самолетах.

Но при этом И-30 обладал еще и исключительно мощным вооружением: три 20-миллиметровые пушки и два синхронных пулемета. Благодаря металлическому крылу, в его отъемных консолях удалось разместить две пушки ШВАК с боекомплектом, а третья - стреляла сквозь вал редуктора. В деревянное крыло истребителя вставить пушки и даже пулеметы было невозможно из-за большого объема деревянных элементов конструкции.

Поэтому у МиГ-3 крупнокалиберные пулеметы пришлось подвешивать в подкрыльевых контейнерах, которые сильно портили аэродинамику и снижали летные данные. Летом 1941-го от них вообше отказались, после чего вооружение этого истребителя стало очень слабым (всего три пулемета) и не идущим ни в какое сравнение с И-30.

А если вернуться к герою предыдущей заметки, то И-30 по массе конструкции (2550 кг) примерно соответствововал сильно облегченному ЛаГГ-3 11-й серии. Но при этом вооружение такого ЛаГГ-3 состояло всего из одной пушки и одного пулемета, дальность полета составляла 610 километров (у И-30 - 985), максимальная скорость - 552 км/ч (у И-30 - 571), скороподъемность - 605 метров в минуту (у И-30 - 714). В общем, почувствуйте разницу. Тем не менее ЛаГГ-3 выпускали четыре года и настрогали более 6500 штук, а И-30 остался в двух опытных экземплярах.

Это вполне соответствовало тогдашней советской концепции развития военной авиации, которую можно охарактеризовать тремя словами: "Больше, проще, дешевле!" То есть, количество у нас безусловно и безоговорочно предпочли качеству. Несомненно, эта концепция стала причиной гибели сотен, если не тысяч летчиков, вынужденных воевать на "утюгах", а также - того, что на сопоставление боевых счетов советских и немецких истребителей, воевавших на восточном фронте, как говорится, без слез не взглянешь.

На это у сталинистов есть один ответ, который я слышал уже множество раз: "Но мы же в конце концов победили, а значит, концепция была правильной!" Что ж, наверное, с этим можно согласиться, если вопрос о цене победы оставить за скобками.
i30-1
Чертеж первого и второго (вверху) прототипов И-30. Безусловно, это был лучший советский предвоенный истребитель, полностью отлаженный и готовый к запуску в серийное производство.
i-30-1
Первый прототип И-30.

I-30
Авария летчика-испытателя Самусева на первом прототипе И-30 из-за ошибки при заходе на посадку и попадания колесами в канаву за пределами ВПП.


Второй прототип, на котором было установлено вооружение и радиостанция, а маслорадиаторы перенесены в крыло. В случае принятия на вооружение ему должны были присвоить индекс Як-3, но в итоге его спустя несколько лет получил совсем другой самолет.

1010126-neizyak_1672_img_041

Tags: ВВС, Великая Отечественная, История, СССР, авиация, политика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 272 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →