Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Лебединая песня Поликарпова



В дополнение к недавней заметке можно вспомнить, что 8 апреля 1941 года впервые поднялся в воздух истребитель Н.Н. Поликарпова И-185. К сожалению, полет закончился аварийной посадкой из-за отказа двигателя М-71. В дальнейшем этот мотор, под которой была спроектирована машина, так и не удалось довести до требуемой степени надежности, что стало одной из причин закрытия программы. Но была и другая причина, не менее важная, причем - та же самая, из-за которой "зарубили" яковлевский И-30.

На случай неудачи с внедрением М-71 Поликарпов еще в начале 1941 года переделал проект И-185 под уже отлаженный и освоенный в производстве мотор М-82 - более легкий и компактный, но менее мощный (1700 лошадиных сил против двух тысяч). Самолет с таким мотором проходил испытания в августе-сентябре 1941 года, но они были прерваны эвакуацией поликарповского КБ в Новосибирск, где авиаконструктору и его коллективу выделили здание ... городского зверинца.

Тем не менее, испытания возобновились в феврале 1942 года и в конце марта успешно завершились. Летчики высоко оценили машину. В заключении НИИ ВВС, в частности, говорилось: "И-185 М-82А уступает только самолету И-185 М-71, превосходя все остальные серийные самолеты, как наши, так и иностранные. (...) По технике пилотирования прост и доступен летчикам ниже средней квалификации".

Казалось бы, прекрасная оценка, но приказа о принятии истребителя на вооружение и о его запуске в серийное производство так и не последовало. Официальная причина не озвучивалась, но мне представляется, что все дело в конструкции поликарповской машины, которая в значительной степени состояла из дефицитного дюралюминия. Из него было выполнено крыло и стабилизатор И-185, в отличие от остальных советских истребителей 1942 года, у которых эти компоненты были деревянными.

"Крылатый металл" обеспечивал значительный выигрыш в массе конструкции, а следовательно - в летных характеристиках. Поэтому даже с мощным трехпушечным вооружением И-185 обладал более высокими летными характеристиками, чем только что появившийся двухпушечный деревянный Ла-5 с тем же двигателем.

Максимальная скорость И-185/М-82 составляла 615 км/ч, а у Ла-5 - 580. Максимальная скороподъемность И-185 - 926 м/мин, Ла-5 - 833. Дальность полета поликарповской машины - 1380 км, лавочкинской - 1190. И это вполне закономерно, поскольку И-185 благодаря дюралю весил 2437 кг, а Ла-5 - 2681 кг, то есть, почти на 250 кг больше. А для относительно небольшого одномоторного истребителя 2,5 центнера это очень много. 
                               
Но снова количество у нас предпочли качеству. Не помогло и то, что И-185 технологическом плане был очень похож на знаменитый И-16 и мог выпускаться на том же оборудовании. В результате И-185 при всех своих достоинствах так и остался в нескольких опытных экземплярах, а Ла-5 стал одним из наиболее массовых истребителей времен ВОВ, растиражированным в количестве 9920 штук.


Первый прототип И-185 с мотором М-71.


Второй прототип, он же "эталон для серии", которая так и не состоялась.

Первый опытный образец И-185 с мотором М-82, проходивший испытания в начале осени 1941 года. Рисунок А. Чечина.


Чертеж И-185 с двигателем М-82. Хорошо видно клепаное металлическое крыло и горизонтальное оперение.
Tags: ВВС, Великая Отечественная, История, СССР, авиация
Subscribe
Buy for 30 tokens
Пока у нас скаты продаются по £5 за 1 кг (по крайней мере в Morrisons) этим надо активно пользоваться, ибо это очень даже низкая цена за такую рыбу высокого класса. Так вот недавно я рассказывал про то как китайские повара поступили бы со скатом. И тут pratina рассказала о том как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →