Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Не добрался до Осла



Вчерашняя 80-я годовщина начала вторжения гитлеровских войск в Данию и Норвегию дает повод вспомнить еще об одном знаменательном боевом эпизоде, случившемся 9 апреля 1940 года. А именно - о потоплении норвежцами в Осло-фьорде новейшего немецкого тяжелого крейсера "Блюхер", вступившего в строй всего за полгода до этого. Для "Блюхера" норвежский поход стал первой и последней боевой операцией.

Согласно планам германского командования, эскадра в составе крейсеров "Блюхер", "Лютцов" и "Эмден" должна была высадить в порту норвежской столицы Осло десант, которому предстояло захватить город. Но для этого ей требовалось пройти примерно 30 километров по длинному и узкому заливу - фьорду, который в районе острова Хойя сужался до 600 метров. А на этом острове у норвежцев имелся мощный форт Оскарсберг с тремя 280-миллиметровыми и тремя 150-миллиметровыми орудиями, а также - шестью береговыми торпедными аппаратами.

Непонятно, почему немцы решили игнорировать этот форт, о существовании которого им, несомненно, было известно. Возможно, они недооценили его боевые возможности, либо - надеялись, что норвежцы вообще не окажут сопротивления. Как бы там ни было, а этот несвойственный германцам авантюризм и шапкозакидательство обошлись им довольно дорого. Обнаружив в предрассветных сумерках крупные боевые корабли, шедшие в направлении Осло с погашенными огнями, норвежцы по команде коменданта форта полковника Биргера Эриксена без колебаний открыли огонь.

Первые же выстрелы из 280-миллиметровых орудий "Арон" и "Моисей" поразили "Блюхер", шедший первым в кильватерной колонне. Попадания оказались очень удачными: один снаряд вывел из строя электросистему, а второй угодил в хранилище авиационного бензина, масла и боеприпасов для корабельного самолета-разведчика, вызвав сильный пожар. Обесточенные орудийные башни "Блюхера" не могли развернуться на противника, чтобы открыть ответный огонь, поэтому немцам пришлось отвечать только из мелких зенитных пушек с ручным наведением. Но их снаряды не наносили форту никакого вреда.

Потом в крейсер попали еще несколько 150-миллиметровых снарядов, которые вывели из строя рулевое управление и систему пожаротушения. Огонь быстро распространялся, а моряки и солдаты десанта высыпали на верхнюю палубу и от беспомощности громко запели хором "Дойчланд, Дойчланд юбер аллес!" Услышав это, гарнизон форта, наконец, понял, с кем он воюет. Ранее у него были сомнения, поскольку еще с марта ходили слухи, что в Норвегии собираются высадить десант англичане.

Продолжая медленнно двигаться по прямой вдоль фьорда, горящий "Блюхер" вошел в сектор обстрела торпедной батареи, которой командовал командор Андерсен. Когда огромная туша корабля появилась в прицеле на расстоянии всего 500 метров, Андерсен приказал дать двухторпедный залп, оказавшийся для крейсера роковым. Получив две большие подводные пробоины, "Блюхер" начал быстро крениться на левый борт. Остановить затопление было невозможно и командир "Блюхера" Генрих Вольдаг дал приказ его покинуть.

Моряки начали торопливо спускать шлюпки и прыгать в воду в спасательных жилетах. До берега было совсем недалеко, поэтому, несмотря на холод, большинство из них спаслось. Согласно немецким данным, на крейсере и в ледяной воде Осло-фьорда погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. 1023 моряка и 538 солдат добрались до берега и попали в плен.

Тем временем, крейсера "Лютцов" и "Эмден", увидев, что случилось с "Блюхером", немедленно развернулись обратно, впрочем, "Лютцов" успел получить три 150-миллиметровых снаряда, один из которых вывел из строя орудийную башню главного калибра. Посовещавшись, немцы приняли новый план: высадить десантников в нескольких километрах от Оскарсберга, чтобы они прошли вдоль фьорда пешком и атаковали Осло по суше.

Но до этого дело не дошло, поскольку уже через несколько часов поступила радиограмма, что Осло захвачен германским воздушным десантом, а норвежский король, правительство и военное командование исчезли в неизвестном направлении. Это же сообщение пришло и в Оскарсборг, после чего полковник Эриксен решил, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. Утром 10 апреля он сдал форт подоспевшим немецким десантникам, а заодно и освободил всех пленных с "Блюхера", которые томились в тяжелой неволе менее суток. Так закончилась эта битва, в которой норвежцы не потеряли убитыми и ранеными ни одного человека.

Любопытно, что торпеды, отправившие на дно тяжелый крейсер, были очень старыми. Их сделали в Австро-Венгрии еще в 1900 году, то есть, за 40 лет до сражения в Осло-фьорде. За годы службы сперва в австрийском, а потом - в норвежском флоте их более 100 раз запускали в учебных целях. Из-за этого механизмы были изношены, тем не менее, в нужный момент они сработали на отлично. Также интересно, что "Блюхер", насколько я знаю, был единственным в мире крупным боевым кораблем, потопленным береговыми торпедами.


Крейсер "Блюхер".


Одно из 280-миллиметровых орудий форта Оскарсберг.


Пораженный тропедами "Блюхер" ложится на борт.


Последние секунды крейсера. На переднем плане - немецкие моряки, добравшиеся до берега.


Спасшиеся моряки с "Блюхера" и установленный немцами на берегу Осло-фьорда деревянный временный памятник крейсеру.


Tags: Вторая мировая, Германия, История, флот, фортификация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →