Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Итальяно Муромец




В дополнение к заметкам о германских многомоторных аэропланах времен Первой мировой войны надо сказать, что в ряду последователей Сикорского немцы были не первыми. А первым в Западной Европе  рискнул взяться за постройку такого аэроплана итальянский инженер и по совместительству граф Джованни Баттиста Капрони.



В 1913 году он спроектировал довольно крупный (хотя и не столь большой, как «Русский Витязь») многоместный биплан. При этом его машина не являлась ни копией, ни аналогом самолета Сикорского. По центру нижнего крыла располагалась открытая гондола, в которой размещались члены экипажа, двигатели и топливные баки. С обеих сторон гондолы стояли фюзеляжные балки, передними концами крепившиеся к нижнему крылу, а задними - к стабилизатору. Таким образом, самолет имел двухбалочную, «рамную» схему.

Силовая установка выглядела еще более оригинально. В гондоле планировалось установить установлены три французских ротативных звездообразных двигателя «Рон», два из которых имели мощность по 80 л.с., а третий — 100 л.с. Стосильный мотор стоял в хвосте и работал на толкающий винт, который вращался между фюзеляжными балками. А 80-сильные «Роны» конструктор разместил в средней части гондолы, чтобы они через длинные валы и шестеренчатые передачи вращали два боковых тянущих пропеллера.

Так выглядел в проекте первый за пределами России многомоторный самолет, получивший фирменное обозначение Cа-30. Однако у Капрони не было денег на его постройку. Он обратился в военное министерство за поддержкой, предложив использовать свое изделие в качестве тяжелого бомбардировщика.

Там поначалу восприняли предложение скептически, но после начала Мировой войны отношение к проекту изменилось. Хотя, Италия еще не вступила в конфликт, все понимали, что рано или поздно это произойдет, а тогда бомбардировщики понадобятся. В середине 1914 года Капрони получил необходимые средства и приступил к постройке прототипа.

При этом он решил отказаться от сложных передач и перенести два мотора в носовые части гондол, заставив их вращать винты напрямую, что существенно упростило и облегчило машину. Освободившееся место в гондоле занял дополнительный топливный бак.

Самолет впервые поднялся в воздух в октябре 1914 года. Его летные данные оказались вполне обнадеживающими и военные заказали 12 экземпляров машины, получившей армейский индекс Са.1.

В марте 1915 года был запущен в серию второй вариант — Са-31, на который вместо ротативных «Ронов» поставили более надежные, хотя и довольно тяжелые итальянские моторы «Фиат» жидкостного охлаждения мощностью по 100 л.с. Таким образом, суммарная мощность силовой установки повысилась с 260 до 300 л.с. Военное обозначение машины осталось прежним.

Са.1 имел длину 11,05 м, размах крыльев — 22,74 м и взлетную массу — 3000 кг. Самолет развивал скорость до 127 км/ч и набирал высоту 3000 м, дальность полета составляла 450 км. Он мог поднимать 350 кг бомб, а оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов «Фиат-Ревелли» на передней и задней стрелковых установках. Передняя — представляла собой простую кольцевую турель, а задняя — высокую ажурную «башенку», возвышавшуюся над центральным мотором.

В марте 1916 года появилась очередная модификация под заводским обозначением Са-32 (военный индекс Са.2). На ней центральный «Фиат» заменили более мощным 150-сильным двигателем «Изотта-Фраскини» V.4В. Благодаря этому максимальная скорость выросла до 137 км/ч, а потолок поднялся до 4000 м. Остальные характеристики остались без изменений. Са.1 и Са.2 выпускались до декабря 1916 года. Общий объем производства составлял 169 экземпляров.

В марте 1917 года в серию запустили самую массовую модификацию машины — Са-33 (Са.3), оснащенную тремя «Изотта-Фраскини» суммарной мощностью 450 л.с. Это позволило увеличить бомбовую нагрузку до 450 кг и еще раз поднять потолок до 4800 м. Са-33 был растиражирован в Италии в количестве 270 экземпляров, еще 20 сделали по лицензии во Франции.

Последней версией стал Са-36, имевший незначительные отличия от Са-33 и тот же военный индекс Са.3. Для удобства хранения его крылья сделали разборными. Бипланные полукоробки снаружи фюзеляжных балок могли отстыковываться. Всего построено 153 самолета этой модификации.

23 мая 1915 года Италия вступила в Первую мировую войну, а 23 июля в Венеции была сформирована первая бомбардировочная эскадрилья на Са.1. До конца года итальянцы сформировали еще четыре эскадрильи «Капрони» общей численностью 40 самолетов. Они регулярно совершали налеты на австрийские военные, транспортные и промышленные объекты. Особенно крупным был налет на военный порт Риека летом 1916 года, в котором участвовали 24 бомбардировщика, взлетевшие с трех аэродромов.

6 января 1917 года состоялась первая ночная бомбардировка железнодорожной станции Ауристина, которая получилась весьма эффективной, так как летчики ориентировались в темноте по лучам окружавших станцию зенитных прожекторов. В ночь на 2 августа того же года итальянцы предприняли первый массированный ночной налет на военную гавань Пула. В нем принимали участие 36 «Капрони», а в ночь на 8 августа состоялся повторный налет с участием 28 машин.

Са-33 активно применялись в качестве дневных и ночных бомбардировщиков до конца войны, совершив в общем счете более тысячи боевых вылетов. Их послевоенная служба в бомбардировочных частях продолжалась до 1925 года, а в летных школах последние из них были списаны в 1929 году.

На заставке - Са-33, отправленный из Италии для ознакомления в США. Эта машина сохранилась до наших дней.


Слева - центральная мотоустановка Са-30, согласно первоначальному проекту. Справа - реальный образец с моторами, разнесенными по фюзеляжным балкам.

Джованни Капрони (слева) в кабине Са-31.


Хвостовое оперение Са-31 с тремя рулями поворота, раскрашенными в цвета итальянского флага.


Общий вид Са-31 с полным вооружением.


Один из 12 экземпляров бомбардировщика Са-30. Эти самолеты использовались в качестве учебных и вооружение на них не устанавливалось.
Са-33, на котором воевал командир эскадрильи майор Габриэль д`Аннуцио, он же известный поэт, а впоследствии - один из лидеров фашистского движения. Черный пиковый туз был его личной эмблемой.

  
Tags: ВВС, История, Италия, Первая мировая, авиация, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →