Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Монструозо итальяно


Продолжим тему западноевропейских последователей "Ильи Муромца". Пожалуй, самого экстравагантного из них разработал Джованни Капрони в 1916 году. Задавшись целью увеличить боевую нагрузку бомбардировщика Са-33, он установил на свою новую машину 200-сильные моторы «Изотта-Фраскини» V-6. А чтобы компенсировать возросший взлетный вес, — добавил третье крыло.


В 1916-17 годах Европа переживала короткий период период увлечения трипланами, но Капрони — единственный, кто сумел не только разработать, но и «довести до ума» тяжелый многомоторный самолет подобной схемы. Его гигантский бомбовоз, получивший заводское обозначение Са-40, был принят на вооружение, выпускался серийно и участвовал в боевых действиях.

В Са-40 авиаконструктор сохранил двухбалочную концепцию и схему расположения двигателей, хорошо зарекомендовавшие себя на Са-31/33. Но при этом центральная гондола и фюзеляжные балки крепились не к нижнему, а к среднему крылу и находились довольно высоко над землей. Чтобы сохранить приемлемую величину стояночного угла, пришлось значительно удлинить хвостовые костыли и носовую опору шасси. Тележки основных опор стали восьмиколесными.

В балках за крылом разместились две турели для защиты от атак истребителей. Обслуживающие их пулеметчики одновременно являлись механиками боковых двигателей, к которым при необходимости они могли добраться на четвереньках внутри фюзеляжных балок.

Таким образом, стандартное оборонительное вооружение бомбардировщика состояло из трех пулеметов. Бомбы на подвешивались на рамных держателях к центроплану нижнего крыла между стойками шасси.

Экипаж состоял из пяти человек: двоих пилотов и трех мотористов-пулеметчиков. Пилоты располагались в двухместной кабине плечом к плечу, органы управления — штурвалы и педали — были сдвоенными. Размах крыльев Са-40 составлял 29,9 м, длина самолета — 13,1 м, масса конструкции — 3500 кг. Максимальная взлетная масса с бомбами — 6500 кг.

Первый полет Са-40 состоялся в июле 1916 года. Самолет был построен в трех экземплярах. Осенью того же года появилась следующая модификация под обозначением Са-41. На ней сделали более короткую и узкую гондолу с округлой передней законцовкой. Пилоты теперь размещались тандемно, друг за другом. Моторы «Изотта-Фраскини» заменили новыми «Фиатами» А.12 мощностью 210 л.с., а переднюю стойку шасси убрали.

Доработки положительно сказались на летных характеристиках. На испытаниях Са-41 развил скорость 126 км/ч, достиг потолка 4000 м, а продолжительность полета составляла 6,5 часов. Дальность полета достигала 700 км. Но главное — самолет мог поднимать 800 кг бомб.

Иными словами, радиус действия увеличился по сравнению с Са-33 более чем в полтора раза, а бомбовая нагрузка — почти вдвое. Это было серьезное преимущество, а потому Са-41 немедленно запустили в серийное производство. Военные заказали у фирмы «Капрони» 40 (по другим данным — 38) экземпляров машины под индексом Са.4.

В ходе серийного производства на нижнем крыле появился бомбовый контейнер, вмещавший 12-20 бомб массой до 50 кг. Судя по фотографиям, формы и размеры этих «ящиков» заметно различались на разных машинах. Иногда снаружи контейнеров делали дополнительные крепления для бомб.

На некоторых машинах вместо центрального «Фиата» ставили двигатель «Изотта-Фраскини» мощностью 250 л.с., а на нескольких последних экземплярах этими моторами были заменены все три "Фиата". С такой силовой установкой суммарной мощностью 750 л.с. максимальная скорость бомбардировщика увеличилась до 135 км/ч., а боевая нагрузка — до тонны.

Последней модификацией трехкрылого гиганта стал появившийся в 1917 году Са-42. На него установили самые мощные моторы из имевшихся на тот момент у союзников —12-цилиндровые американские «Либерти», развивавшие по 400 л.с. Это позволило самолету носить рекордную для бомбардировщиков Антанты бомбовую нагрузку 1450 кг. Специально для него итальянцы разработали тяжелую 500-килограммовую бомбу.

Однако только что запущенный в серию «Либерти» был в большом дефиците и американцы неохотно делились с союзниками этими моторами. Поэтому Са-42 построили всего в 12 экземплярах, из которых шесть были сделаны по английскому заказу под обозначением Са-52 и поступили на вооружение военно-морской авиации Великобритании.

Первая итальянская эскадрилья тяжелых бомбардировщиков достигла боеготовности 19 февраля 1918 года. Подразделением из четырех машин командовал майор Луиджи Карнавале. 24 февраля состоялся его первый боевой вылет. Два экипажа атаковали железнодорожную станцию Маттарелло, сбросив на нее 1200 кг бомб.

В апреле эскадрилья пополнилась еще четырьмя самолетами. 22 мая две ее машины бомбили австрийский аэродром Мотта-ди-Ливенца, а 27 июня три «Капрони» снова посетили Маттарелло. В ночь на 18 июля состоялся налет на австрийские военные объекты в городке Лавис и еще одна бомбардировка Маттарелло, а 20 июля пара бомбардировщиков атаковала транспортный узел Дро.

Во всех этих налетах боевых потерь не было, но неоднократно случались отказы двигателей. К счастью для итальянцев Са.4 мог держаться в воздухе на двух моторах. Все неисправные самолеты вернулись на базы, однако, эти поломки снижали эффективность применения новых бомбардировщиков и доверие к ним.

До конца войны самолеты 1-й эскадрильи произвели всего 15 боевых вылетов в составе пар и звеньев, сбросив на противника 440 фугасных и осколочных бомб.

В июле в бой вступила вторая эскадрилья тяжелых бомбардировщиков, которой командовал капитан Кола Леоне де Рензис. На ее счету 10 боевых вылетов и 360 сброшенных бомб. Большинство вылетов совершено ночью. Боевые потери отсутствовали, но, как минимум, одна машина разбилась в аварии при посадке.

В целом, можно сказать, что итог боевой деятельности гигантских трипланов был не впечатляющим, прежде всего — из-за довольно низкой надежности двигателей. Вскоре после окончания войны Са.4 сняли с вооружения.

Первый прототип Са-40. На заставке - эта же машина.


64-Ca-4.jpg
Серийный Са-41 с подвешенными бомбами.

Са-41 с бомбовым контейнером на нижнем крыле, проходивший испытания в Великобритании.

Послевоенная гражданская модификация Са-50, в которой центральная гондола была превращена в закрытый пассажирский салон на 18 человек. Таких самолетов построили (точнее - переделали из бомбардировщиков) два экземпляра, один из которых разбился в аварии.

Tags: ВВС, Италия, Первая мировая, авиация, дизельпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments