Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Маленький драконоборец



26 апреля 1918 года бельгийский летчик Вилли Коппенс одержал свою первую воздушную победу, разумеется, не зная, что за ней последуют еще 36, что вскоре он станет лучшим асом бельгийских ВВС и останется им навсегда. Еще одной особенностью этого аса было то, что почти все его победы будут не над самолетами, а над привязными аэростатами, которые в годы Первой мировой войны широко использовались всеми ее участниками для визуальной разведки и корректировки артогня.

Немецкие привязные аэростаты системы "Зигсфельд-Парсефаль" носили прозвище Drachen - "Дракон", следовательно, Коппенса можно назвать драконоборцем, поскольку он уничтожил их 34 штуки. Также в его активе три германских самолета, но из соотношения цифр видно, чему он отдавал предпочтение.

Еще лет 30 назад я слышал легенду о том, что Коппенс до войны якобы был священником, давшим обет "не обагрять руки кровью", то есть, никого не убивать. Поэтому он сбивал аэростаты, стреляя по баллону, а не по гондоле с наблюдателем, который мог спастись на парашюте. В отличие от пилотов аэропланов, у воздухоплавателей в те времена парашюты уже были и они ими нередко пользовались. Однако это всего лишь легенда. На самом деле Коппенсу просто нравилось расстреливать "драконов", а начальство, зная, что это у него хорошо получается, поручало такие задания именно ему.

Кстати, не надо считать охоту на баллоны безопасным занятием. Хотя на самих аэростатах не было защитного вооружения, их всегда прикрывали зенитные пулеметы, поэтому атакующий истребитель имел далеко не нулевые шансы получить пулю с земли. Но Коппенсу долго везло. Пять месяцев он, по его собственному выражению, "жарил сардельки", заслужив все бельгийские военные награды и титул "барон де Хаутхюльст" по названию местности, над которой летчик одержал большинство своих побед.

Истребитель Коппенса, который враги за характерную расцветку прозвали "синим дьяволом", вызывал такой страх у немецких аэронавтов, что они зачастую прыгали с парашютом, едва заметив его в воздухе и не дожидаясь атаки. 22 июля Коппенс сжег три аэростата в одном боевом вылете, этот рекорд никем не был побит.

В августе-сентябре он в дополнение к бельгийским наградам получил высший французский орден Почетного легиона, британский Военный крест и даже сербский орден Белого орла. Ордена и медали уже с трудом помещались на его мундире, посколько Коппенс был человеком довольно тщедушным и малорослым, зато - с большим еврейским носом.

Однако везение не может длиться вечно. 14 октября, менее чем за месяц до конца войны, немецкие зенитчики все-таки сумели поразить "синего дьявола". Пуля перебила летчику большую берцовую кость левой ноги. Теряя сознание от боли и кровопотери, Коппенс каким-то чудом смог посадить истребитель возле линии фронта. Оказавшиеся неподалеку французские солдаты-окопники вытащили его из кабины, быстро сделали перевязку и доставили в полевой госпиталь. Врачи спасли ему жизнь, но ногу спасти не удалось.

Об окончаним войны Коппенс узнал в госпитале. Разумеется, его карьера истребителя на этом закончилась, но зато началась дипломатическая. В 1920-е и 30-е годы Коппенс занимал должность помощника бельгийского военного атташе в Англии, Италии и Франции. Умер "охотник на драконов" в 1986 году в возрасте 94 лет.


Немецкий аэростат Drachen с наземной командой.


Немецкая автолебедка "Даймлер-Крупп" для подъема и спуска привязных аэростатов.


Истребитель "Анрио" HD-1 Вилли Коппенса с его личной эмблемой - бумажной птичкой. Свою следующую машину того же типа Коппенс приказал целиком окрасить светло-синей краской, она изображена на заставочном рисунке.


Коппенс в кабине своего "Анрио" и в мундире с орденскими планками.


Слева - одна из побед Коппенса (на еще не перекрашенном самолете), а справа - бельгийский король Альберт первый вручает летчику очередную награду.
Tags: ВВС, История, Первая мировая, авиация, воздухоплавание
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →