Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Эх, тачанка-англичанка



Ровно 80 лет назад, 12 мая 1940 года, впервые вступил в бой "Дифайент" - пожалуй - самый оригинальный истребитель Второй мировой войны, спроектированный и построенный английской фирмой "Болтон-Пол". Оригинальность состояла в том, что все вооружение этого тяжелого двухместного истребителя находилось в четырехпулеметной вращающейся башне с гидравлическим приводом, установленной позади кабины пилота. Обычно эти башни использовались в качестве защитных стрелковых установок тяжелых бомбардировщиков.

Из-за такого размещения вооружения "Дифайент" мог атаковать противника только повернувшись не нему задом или боком, то есть он представлял собой своего рода "летающую тачанку". Стрельба вперед была невозможна, так как этому мешал собственный воздушный винт. Не совсем понятно, зачем англичане пошли на такое ухищрение, тем более что башня с приводом утяжелила машину почти на тонну, соответственно, ухудшив ее летные характеристики. Да и аэродинамику она отнюдь не украшала.

К тому же, четыре пулемета винтовочного калибра были явно слабоваты для уничтожения вражеских бомбардировщиков. На одноместных английских истребителях того периода "Спитфайр" и "Харрикейн" стояло по восемь таких пулеметов, то есть, "Дифайент" вдвое проигрывал им по огневой мощи.

На испытаниях самолет продемонстрировал максимальную скорость 489 км/ч и скрорподъемность 579 метров в минуту. По этим параметрам он тоже сильно проигрывал "Спитфайру" и "Харрикейну". Тем не менее, весной 1938 года странный истребитель приняли на вооружение и запустили в серийное производство.

Фирма получила заказ на 220 машин, который впоследствии был увеличен до 450 экземпляров, что по довоенным английским меркам, - очень солидная цифра. Мало того, в 1939 году последовали дополнительные заказы, увеличившие объем производства "Дифайентов" до 1000 экземпляров! Логичного объяснения этому я не нахожу.

Однако постройка шла довольно медленно и к концу 1939 года, то есть, уже во время войны, успели собрать всего 200 штук из которых лишь 50 поступили во фронтовык подразделения. 12 мая следующего года, как уже сказано, состоялось боевое крещение "Дифайента". Несколько таких машин совместно со "Спитфайрами" перехватили и сбили над Голландией немецкий бомбардировщик "Юнкерс-88". Правда, неизвестно, кому принадлежала более значительная роль, поскольку пилоты "Спитфайров" и экипажи "Дифайентов" приписывали победу себе.

Звездным часом "летающих тачанкок" стало прикрытие эвакуации английских войск из Дюнкерка 28-29 мая 1941 года, когда их экипажи благодаря эффекту неожиданности сбили 14 немецких самолетов, включая пять или шесть "мессершмиттов", при потере всего трех машин. Не зная особенностей вооружения "Дифайентов", немцы привычно атаковали их сзади, как обычные истребители, напарываясь на огонь стрелковых башен.

Но пилоты Люфтваффе очень быстро раскусили английскую новинку и поняли, что от атак спереди и снизу-сзади она беззащитна, а низкая скорость и слабая маневренность не позволяют ей уйти из под огня. Уже 31 мая "мессершмитты" без потерь расстреляли над Дюнкерком семь "Дифайентов". На следующий день было сбито еще семь, и стало ясно, что карьера "тачанки" подходит к концу, едва начавшись.

Однако 19 июля англичане попробовали отправить девятку "Дифаентов" на воздушное прикрытие конвоя в Ла-Манше. Финал получился закономерным: встреча с эскадрильей  "Мессершмиттов" привела к тому, что из этой девятки на аэродром вернулся только один самолет. Еще один совершил вынужденную посадку на побережье, а остальные рухнули в воду.

В августе "Дифайенты" наряду с одноместными перехватчиками участвовали в отражении налетов немецких бомбардировщиков на Британские острова, изредка добиваясь успехов, которые были оплачены несоразмерными потерями. В результате, к концу лета примерно половина из всех построенных "Дифайентов" была сбита, либо - списана из-за боевых повреждений. Остальные переквалифицировали в ночные истребители, но и в этой роли они мало чего достигли.

С целью повышения эффективности ночных перехватов "Дифайент" в 1941 году оснастили радаром, однако, к тому временни массированные налеты Люфтваффе на Англию уже прекратились, а основные силы германской авиации были переброшены на восточный фронт. В 1942 году уцелевшие "тачанки" разоружили и переделали в буксировщики воздушных мишеней. В этом качестве они летали до конца войны.

В заключение надо заметить, что в 1937 году руководство британского флота захотело получить палубный истребитель, аналогичный "Дифайенту", с той же схемой размещения вооружения. Вскоре такой истребитель был спроектирован фирмой Блэкборн и запущен в серию под названием "Рок". Но морякам хватило ума ограничить эту серию постройкой 136 экземпляров. "Роки" ограниченно применялись в 1940 году, сбив общими усилиями один немецкий самолет. Потом их отправили от греха подальше на Бермудские острова.


"Дифайенты" в дневном и ночном камуфляже. Верхняя машина принадлежала 264-му скуадрону, уекомплектованному польскими летчиками.


Прототип "Дифайента" на испытаниях.


Шеренга строевых машин на полевом аэродроме летом 1940 года.


Механики осматривают двигатель "Дифайента". Башня установлена в походном положении с пулеметами, направленными вперед.


"Дифайент" пытались приспособить на роль легкого бомбардировщика, оснастив подкрыльевыми бомбовыми подвесками, но и в этом качестве он не преуспел.
Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая, авиация, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →