Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Полутанчик



Ровно 105 лет назад, 18 мая 1915 года вышла на испытания колесно-гусеничная машина "Вездеход", разработанная 23-летним российским изобретателем Александром Пороховщиковым. У нас ее нередко называют первым в мире танком, что слишком оптимистично, поскльку прототип "Вездехода" не имел ни брони, ни вооружения.

Фактически это был экспериментальный стенд для испытаний ходовой части, состоявшей из резино-тканевой моногусеницы и двух опорно-рулевых колес. При движении "танк" опирался на заднюю часть гусеницы и колеса, а при форсировании рвов и вертикальных преград - только на гусеницу.

В перспективе предполагалась установка бронекорпуса из оригинальной композитной брони, также разработанной Пороховщиковым и состоявшей из двух слоев мягкого котельного железа с прослойкой из прессованных сушеных водорослей. Изобретатель полагал, что такая "вязко-упругая броня" не уступает по прочности сплошной при гораздо меньшем весе.

Однако до этого дело не дошло. На испытаниях, которые продолжались до поздней осени, "Вездеход" не подтвердил заявленных даных по проходимости. В частности, он застревал в снегу глубиной более 30 см и не мог преодолевать траншеи шириной более метра. Кроме того, в вязком грунте рулевые колесики тонули и не выполняли своих функций, а действовали как тормоз. На этом основании военные чиновники закрыли проект, отказав изобретателю в дальнейшем финансировании.

Тем не менее "Вездеход" можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины, поскольку прототип первого английского танка Little Willie впервые сдвинулся с места только через четыре месяца после "Вездехода" - в сентябре 1915 года.

Примечательно, что на постройку "Вездехода" Пороховщикову удалось выпросить у чиновников всего 10 тысяч рублей, а некий Николай Лебеденко (очень загадочная личность, вот тут и тут я о нем уже писал), как-то добившись аудиенции у Николая Второго, сразу же получил на свой гораздо более абсурдный проект гигантского "царь-танка" 210 тысяч рублей, а заодно и два уникальных 240-сильных двигателя, снятых со сбитого немецкого дирижабля. Собственных моторов подобной мощности в России тогда не делали.

Такими способами в царской России решались вопросы военного строительства. Впрочем, в большевистской России дела у Пороховщикова сложились гораздо хуже. В середине 1920-х годов его арестовали по неизвестному обвинению и посадили в Соловецкий лагерь, где он несколько лет занимался проектированием гидротехнических сооружений Беломорканала.

После освобождения Пороховщиков устроился на работу в НИИ лесного хозяйства. где со временем возглавил проектную группу по судостроению. Однако в октябре 1940 года он был вновь арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и шпионаже, а 28 июля 1941 года - расстрелян на полигоне "Коммунарка". В 1955 году реабилитирован посмертно со снятием всех обвинений.

На заставке Александр Пороховщиков в кабине "Вездехода". Рядом - куратор проекта со стороны военного ведомства инженер-полковник Козелло.


Реконструкция внешнего вида и конструкции "Вездехода", выполненная С.В. Зыковым и С.В. Ромадиным.


Компьютерная прорисовка более ранней умозрительной реконструкции устройства "Вездехода", впервые появившаейся в майском номере журнала "Танкист" за 1952 год и с тех пор многократно воспроизводившейся с небольшими вариациями в различных советских изданиях.


Для сравнения - "Царь-танк" Лебеденко - настоящий "сон разума". А ведь это угробище тоже было построено и даже испытывалось...
Tags: История, Первая мировая, Россия, военная техника, дизельпанк, экзотика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всемирный день военной авиации

    Такого праздника, как известно, не существует, но его вполне можно было бы ввести и отмечать сегодня, поскольку 23 октября 1911 года итальянский…

  • Батька-неадекватька

    Сегодня в Минске при переполненных трибунах, на которых почти все сидели без масок, состоялся хоккейный матч между личной командой Лукашенко и…

  • День империи

    Странно, что никто не вспомнил про сегодняшний российский юбилей. А ведь ровно 300 лет назад, 22 октября 1721 года, Правительственный сенат…

promo vikond65 october 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Всемирный день военной авиации

    Такого праздника, как известно, не существует, но его вполне можно было бы ввести и отмечать сегодня, поскольку 23 октября 1911 года итальянский…

  • Батька-неадекватька

    Сегодня в Минске при переполненных трибунах, на которых почти все сидели без масок, состоялся хоккейный матч между личной командой Лукашенко и…

  • День империи

    Странно, что никто не вспомнил про сегодняшний российский юбилей. А ведь ровно 300 лет назад, 22 октября 1721 года, Правительственный сенат…