Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Дюнкерк: чудо или провал?



Ровно 80 лет назад, 3 июня 1940 года, завершилась операция "Динамо", в ходе которой англичане эвакуировали свои войска, прижатые немцами к морю на Дюнкеркском плацдарме. Я не буду подробно ее расписывать, поскольку она достаточно хорошо известна, а кто не в курсе - легко может прочесть о ней, например, в Википедии.

Лучше остановлюсь на том, о чем Википедия не рассказывает, а именно - на эффективности действий авиации в этих боях. На западе, особенно - в Англии и США принято считать, что английские ВВС над Дюнкерком отлично себя проявили, сорвав все попытки Люфтваффе помешать эвакуации и нанеся немцам тяжелые потери.

Однако, если рассмотреть в деталях ход воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами в конце мая - начале июня 1940 года, то вырисовывается иная картина. Англичане и их французские союзники понесли гораздо более высокий чем немцы урон в самолетах, но не смогли эффективно защитить от атак с воздуха свои корабли.

За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу войск, немцы утопили 297, в том числе - девять эсминцев, корвет и пять тральщиков, причем подавляющее большинство этих жертв - на счету германской авиации. Таким образом, немецкие летчики, несмотря на противодействие английских истребителей, ежедневно отправляли на дно в среднем около 40 кораблей и судов.

Гораздо более важную роль в том, что большинству английских солдат и офицеров все-же удалось спастись, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, когда с континента беспрепятственно вывезли 54 тысячи человек, германская авиация вообще не летала из-за дождя и сплошной низкой облачности. А когда распогодилось, англичанам пришлось вывозить остатки своих войск лишь в короткие ночные часы.

При этом эвакуировать удалось далеко не всех: около 80 тысяч солдат и офицеров (в основном - французов) в итоге были брошены и сдались в плен. Кроме того, немцам досталось более 84 тысяч автомобилей и тракторов (из них 65 тысяч - в исправном состоянии), 20 тысяч мотоциклов, свыше 300 танков, 2470 артиллерийских орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, а также 580 тысяч тонн (!) боеприпасов, моторного топлива и иного военного имущества.

Посмотрим на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком сквозь призму статистики потерь противоборствующих сторон. Потери приведены только безвозвратные, только боевые и только - в районе сражения.

27 мая, первый день полномасштабной эвакуации. Немецкие ударные машины под прикрытием истребителей бомбят суда, англичане пытаются им помешать. В воздушных боях сбито 10 бомбардировщиков "Дорнье" Do-17, три "Юнкерса" Ju-88, четыре "Хейнкеля" Не-111, семь двухмоторных "Мессершмиттов" Bf-110, три одномоторных Bf-109 и один разведчик "Хеншель" Hs-126. Итого - 28 машин.

Англичане в этот день потеряли в налетах на немецкие войска под Дюнкерком четыре двухмоторных бомбардировщика "Бленхейм", четыре легких бомбардировщика "Лайсендер", а в атаках на бомбардировщики и их эскорт -  14 "Харрикейнов" и пять "Спитфайров". Наиболее серьезный урон понес 145-й дивизион "Харрикейнов", лишившийся шести самолетов. Французы потеряли три легких бомбардировщика "Потэз-631" и два истребителя "Блок" МВ-152. Общие потери союзников - 32 машины.

28 мая. Погода ухудшилась и немцы резко снизили интенсивность авиаударов. Их потери составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р. Англичане потеряли в боях с "Мессершмиттами" три "Спитфайра", восемь "Харрикейнов" и три двухместных истребителя "Дефайент". В этот раз не повезло 213-му дивизиону "Харрикейнов", чей списчный состав уменьшился на пять самолетов. Зато "отличились" пилоты 610-го дивизиона "Спитфайров", сбившие над Ла-Маншем два английских пикировщика "Скьюэ". Таким образом, общие потери англичан - 16 машин, в четыре раза больше, чем у немцев.

29 мая. Англичане бросают всё, что можно в атаки на cжимающие плацдарм немецкие войска. В результате "Мессершмиттами" сбиты 12 английских бомбардировщиков. Истребительное командование Королевских ВВС потеряло 17 машин - 10 "Харрикейнов" и семь "Спитфайров". Потери французов - бомбардировщик Дуглас DB-7 и истребитель Кертисс А-75. Немецкие потери: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17 и один Bf-110. Соотношение - 31:20, снова в пользу немцев.

30 мая. Из-за плохой погоды у авиации "отгул", изредка летали только разведчики и перехватчики. Англичане "завалили" два разведывательных Do-17P, а заодно и собственный разведчик "Энсон". У немцев в этот день воздушных побед не было.


0779cfe189bdcdfd2a0d99e85dfd8abf

l03 1N3200 Sangatte Beach 1940 German Troops Peter R Arnold Collection. 01

1-P9374-01-004
Немцы после взятия Дюнкерка позируют на сбитых "Спитфайрах".

Dunkirk-4
Еще один "Спитфайр", сбитый в районе Дюнкерка и сгоревший на прибрежном песке.

Окончание следует.

Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая, Германия, История, Франция, авиация, флот
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments